О чем статья: внесены изменения и дополнения в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и обслуживанием пассажиров, утвержденное постановлением Минтранса РБ от 05.03.2009 №18 (далее – Положение).
Предлагаем сравнить новые нормы Положения и ранее действовашие.
Справочно:
постановление вступило в силу 4 сентября 2014 г.
Комментарий к постановлению Минтранса РБ от 24.06.2014 № 19
Положение определяет особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и обслуживанием пассажиров.
Действие этого документа распространяется на отдельные категории работников железнодорожного транспорта, труд которых непосредственно связан с движением поездов и которые осуществляют свои трудовые обязанности в пути или в пределах обслуживаемых участков инфраструктуры железнодорожного транспорта, выполняют работу по перевозке грузов и оказанию услуг по обслуживанию пассажиров, а также работников, обеспечивающих непрерывность перевозочного процесса и безопасность движения поездов.
Предельно допустимая продолжительность рабочего времени
Ежедневная продолжительность рабочего времени работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени, не может превышать 12 ч в среднем за учетный период (п. 6 Положения). Продолжительность работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени, но в сумме не более 12 ч не должна быть более 2 календарных дней подряд (кроме работников, постоянная работа которых протекает в пути).
Ранее действовавшая редакция п. 6 Положения предусматривала, что продолжительность работы (смены) работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени, не может превышать 12 ч, а продолжительность работы (смены) до 12 ч не допускается более 2 календарных дней подряд.
Продолжительность междусменного отдыха
Привлечение работника к работе, если продолжительность использованного междусменного отдыха составила менее 12 ч, допускается только с его письменного согласия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (п. 7 Положения).
Ранее действовавшая редакция п. 7 Положения определяла, что время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 ч.
Вызов работника на работу независимо от продолжительности использованного отдыха допускается только с его письменного согласия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Рабочее время и его учет
Расчетную норму рабочего времени каждого календарного года при 5-дневной и 6-дневной рабочей неделе устанавливают в соответствии с законодательством (п. 11 Положения).
В прежней редакции Положения порядок определения расчетной нормы рабочего времени был установлен постановлением Минтруда РБ от 18.10.1999 № 133 «Об установлении расчетной нормы рабочего времени на 2000 год и утверждении Разъяснения о порядке определения расчетной нормы рабочего времени и часовой тарифной ставки в Республике Беларусь».
Режим рабочего времени сменных работников и
работников с рабочим днем, разделенным на части
Для работников организаций железнодорожного транспорта, когда длительность производственного процесса превышает установленную продолжительность ежедневной работы, вводится сменная работа. Режим рабочего времени при сменной работе определяют графиком сменности, при этом продолжительность смены не может превышать 12 ч. При сменной работе в непрерывных производствах продолжительность ночной работы, как правило, уравнивается с дневной (часть первая п. 26 Положения).
На сменных работах порядок явки на работу работника по окончании отпуска или болезни, а также вызов другого работника определяют графиками работ (сменности).
Время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 ч (часть третья п. 26 Положения).
В ранее действовавшей редакции п. 26 Положения определялось, что для работников организаций железнодорожного транспорта, где длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы (смены), для сменных работников и работников, рабочий день которых разделен на части, продолжительность работы (смены) устанавливается нанимателем по согласованию с профсоюзной организацией не более 12 ч, если иное не установлено законодательством. Продолжительность работы (смены) сверх нормальной продолжительности рабочего времени, но не более 12 ч не должна была быть более 2 календарных дней подряд, кроме работников, постоянная работа которых протекает в пути.
Разделение рабочего дня на части
Наниматель по согласованию с профсоюзом для работников может вводить рабочий день с разделением его на части с перерывами продолжительностью не менее 2 ч, включая перерыв для отдыха и питания.
Время этих перерывов в течение рабочего дня в рабочее время не включается. При этом при суммированном учете рабочего времени ежедневная продолжительность работы (смены) не должна превышать 12 ч в среднем за учетный период (п. 28 Положения).
В ранее действовавшей редакции п. 28 Положения было установлено, что нанимателем по согласованию с профсоюзом для работников может вводиться рабочий день с разделением его на части.
Между этими частями был возможен один перерыв свыше 2 ч либо 2 перерыва и более, включая перерыв для отдыха и питания, общая продолжительность которых не могла быть более 4 ч.
Время этих перерывов в течение рабочего дня в рабочее время не включалось. При этом общая продолжительность работы (смены) не должна была превышать 12 ч.
Время отдыха локомотивных бригад
Работникам локомотивных бригад предоставляют отдых в пункте оборота или подмены, когда продолжительность непрерывной работы в поездках превышает установленную. Продолжительность отдыха в пункте оборота или подмены должна составлять не менее половины времени предшествующей работы в поездке (п. 53 Положения).
В ранее действовавшей редакции п. 53 Положения для работников локомотивных бригад было предусмотрено предоставление отдыха в пункте оборота или подмены, когда время непрерывной поездки (в оба конца) превышает установленную продолжительность непрерывной работы. Продолжительность отдыха (не более одного за поездку) должна была составлять не менее половины отработанного времени, но не менее 3 ч.
Владимир Кац, инженер по охране труда