В каких случаях необходимо получение разрешения на пуск в работу грузоподъемного крана?
Разрешение на пуск в работу грузоподъемного крана, подлежащего регистрации в Госпромнадзоре, необходимо получить:
– перед пуском в работу вновь зарегистрированного крана;
– после монтажа, вызванного установкой крана на новом месте (за исключением стреловых самоходных и быстромонтируемых башенных кранов);
– после реконструкции крана;
– после ремонта с заменой расчетных элементов или узлов металлоконструкций крана с применением сварки;
– после установки портального крана на новом месте работы.
Разрешение на пуск крана в работу выдает Госпромнадзор на основании результатов полного технического освидетельствования.
Важно!
Владелец крана должен не менее чем за 10 дней уведомить Госпромнадзор (инспектора) о предстоящем пуске крана в работу.
Разрешение на пуск в работу грузоподъемного крана после очередного или внеочередного полного технического освидетельствования выдает эксперт предприятия, имеющий соответствующее разрешение по согласованию с Госпромнадзором.
Разрешение на пуск в работу вновь изготовленного крана, который был поставлен владельцу в собранном виде, выдает Госпромнадзор по результатам испытания крана в организации-изготовителе и частичного технического освидетельствования, проведенного владельцем с записью в паспорте крана.
Разрешение на пуск в работу гусеничных и пневмоколесных кранов после перестановки их на новый объект выдает специалист по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов на основании результатов проверки состояния крана и обеспечения безопасных условий его работы с записью в вахтенном журнале.
Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами в организации (специалист, ответственный за содержание кранов в исправном состоянии), обязано внести разрешение на эксплуатацию грузозахватных приспособлений и тары в журнал учета и осмотра.
Разрешение на пуск в работу крана записывают в паспорт крана:
– подлежавшего регистрации в Госпромнадзоре, – инспектор Госпромнадозра;
– не подлежавшего регистрации в Госпромнадзоре, – специалист по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов.
Численность работников организации 48 человек. Из них 30 % курят. Руководитель организации поручил организовать место для курения работников организации.
Какие требования необходимо соблюдать при создании комнаты для курения сотрудников?
Документ:
постановление МЧС РБ от 14.03.2014 № 3 «Об утверждении Правил пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ Беларуси 01-2014» (далее – ППБ Беларуси 01-2014).
Правилами пожарной безопасности Республики Беларусь, ППБ Беларуси 01-2014 предусмотрено, что курение в организации допускается только в специально выделенных местах, которые должны быть обозначены специальным указателем «Место для курения».
Документ:
постановление МЧС и Минздрава РБ от 22.04.2003 № 23/21 «О требованиях к специально предназначенным местам для курения» (далее – постановление № 23/21).
Требования к размещению и отделке помещения для курения предусмотрены постановлением № 23/21. В частности:
– при отделке ограждающих конструкций (полов, стен и перекрытий) должны использоваться негорючие материалы;
– запрещено размещать мягкую мебель, диваны, кресла и т.д.;
– помещения не должны быть проходными;
– помещения должны иметь отдельную систему вентиляции с кратностью воздухообмена 10 куб. м/ч и выводящую воздух за пределы здания без его рециркуляции;
– температура воздуха в холодный период года должна быть не ниже 16 °С.
Комната для курения должна быть оборудована урнами (пепельницами) из негорючих материалов, не менее чем на 1/3 заполненными водой, огнетушителем или ящиком с песком.
Места для курения запрещается размещать:
– в туалетных комнатах;
– в помещениях категорий по взрывопожарной и пожарной опасности А,Б, В1–В4 и ближе 30 м от наружных установок категорий по взрывопожарной и пожарной опасности Ан, Бн, Вн;
– во взрывоопасных и пожароопасных зонах согласно правилам устройства электроустановок;
– на путях эвакуации (на лестничных клетках, в коридорах) зданий и сооружений;
– на территориях, в зданиях и сооружениях организаций, в которых курение и проведение огневых работ не допускается требованиями технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации Республики Беларусь. В таких местах должны быть вывешены запрещающие знаки по ГОСТ 12.4.026-76 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности».
По каким нормам обеспечивать средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ) работников, которым установлено совмещение профессий (должностей)?
Работникам, совмещающим профессии (должности) или постоянно выполняющим совмещаемые работы, в т.ч. и в комплексных бригадах, помимо выдаваемых СИЗ по основной профессии (должности) в зависимости от выполняемых ими работ необходимо дополнительно выдать и другие средства защиты, предусмотренные типовыми нормами по совмещаемой профессии (должности).
В этих случаях сроки носки дополнительно выдаваемых СИЗ продлеваются работодателем по согласованию с профсоюзом (при его наличии) как для средств индивидуальной защиты, используемых неполный рабочий день.
Работникам, выполняющим обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы, дополнительно выдают СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для временно отсутствующего работника на время выполнения его обязанностей.
Обязан ли инженер по охране труда участвовать в паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда?
Специалист по охране труда может оказывать только методическую помощь в проведении паспортизации. Ответственным за проведение паспортизации и разработку необходимых мероприятий по охране труда в организации является ее руководитель, в структурном подразделении – руководитель структурного подразделения.
К проведению паспортизации привлекают работников отделов и служб главного механика, технолога, энергетика, отдела труда и заработной платы, капитального строительства, медико-санитарной части, здравпункта (при его наличии) и т.д.
Паспортизацию условий и охраны труда проводят на основании приказа работодателя по организации. В приказе указывают сроки проведения паспортизации, объекты, подлежащие паспортизации, порядок сбора и обобщения исходных данных, а также лица, осуществляющие эту работу.
Паспортизацию проводят по всем рабочим местам, во всех структурных подразделениях и филиалах организации без исключения ежегодно по состоянию на 1 декабря отчетного года. Оценку фактического состояния условий и характера труда на рабочих местах проводят согласно Инструкции № 11.
Справочно:
постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 04.02.2004 № 11 «Об утверждении Инструкции по проведению паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда» (далее – Инструкция № 11).
Так, по каждому производственному подразделению составляется паспорт санитарно-технического состояния условий и охраны труда.
В паспорт санитарно-технического состояния условий и охраны труда вносят данные:
– о количестве рабочих мест, не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда;
– характеризующие состояние санитарно-бытового обеспечения работников организации;
– о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности (без отпусков по беременности и родам).
Исследования условий труда и инструментальные замеры факторов производственной среды проводят промышленно-санитарные лаборатории организаций, а также на договорной основе территориальные центры гигиены и эпидемиологии Минздрава РБ, лаборатории, прошедшие аккредитацию в области исследований и замеров факторов производственной среды.
Заполнение паспорта организации происходит на основе паспортов санитарно-технического состояния условий и охраны труда структурных подразделений, содержащих результаты обследования рабочих мест, санитарно-бытовых помещений, зданий и сооружений, замеров факторов производственной среды и другие показатели. При этом допускается использование материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, лабораторных измерений, проводимых на протяжении года, а также результаты ранее проводимых измерений на рабочих местах, условия труда на которых не претерпели изменений.
Вправе ли работодатель назначать дополнительные медицинские осмотры для работников?
Нет.
Перечень категорий работников, обязанных проходить обязательный медосмотр, исходя из требований по охране труда, строго регламентирован законодательством.
В случае если у работника наблюдается ухудшения состояния здоровья, связанного с его работой, работодатель обязан направить такого работника на внеочередной медосмотр. Так, Инструкцией № 47 предусмотрено проведение внеочередных медосмотров по инициативе работающего при ухудшении состояния его здоровья, а также по инициативе работодателя и организации здравоохранения при наличии указанных в Инструкции № 47 оснований.
При ухудшении состояния здоровья работника, препятствующем выполнению работы (оказанию услуг), работадатель обязан отстранить сотрудника от работы, для того чтобы не допустить травмирования работника, аварии или несчастного случая на производстве (п. 1 части второй Трудового кодекса РБ).
Документ:
постановление Минздрава РБ от 28.04.2010 № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь» (далее – Инструкция № 47).