Многие статьи гл. 16 «Охрана труда» Трудового кодекса РБ (далее – ТК) претерпели изменения в связи с принятием Закона РБ от 08.01.2014 № 131-З «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» и приведены в соответствие с Законом об охране труда. Мы попросили главного технического инспектора труда Белорусского профсоюза работников химической, горной и нефтяной промышленности Новожилова Владимира Борисовича прокомментировать наиболее значимые изменения, внесенные в ТК.
Изменения в ТК, касающиеся охраны труда
– Владимир Борисович, в последнее время много говорят о значительных изменениях в Трудовом кодексе. Какие существенные нововведения внесены в него по охране труда?
– Принимая во внимание количество поправок более чем в 180 статьях ТК, которые внесены Законом РБ от 08.01.2014 № 131-З, можно подумать о революционных изменениях в трудовых отношениях. Однако при более внимательном рассмотрении мы увидим, что значительная часть изменений носит редакционный характер.
Это связано, прежде всего, с приведением норм ТК в соответствие с принятыми указами Главы государства, Налоговым кодексом РБ, Кодексом РБ об образовании, реализацией решений Конституционного Суда. Также внесены изменения с учетом положений Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Кроме того, урегулированы трудовые отношения для профессионального спорта.
Новая редакция от 08.01.2013 Закона об охране труда потребовала корректировки ТК. В соответствие с этой редакцией приведены статьи кодекса, касающиеся, прежде всего, различных обязанностей нанимателя в сфере охраны труда (ст. 227, 228 ТК). Наиболее важными нововведениями являются: возможность передачи на аутсорсинг услуг в сфере охраны труда; обязанность проводить освидетельствование на предмет опьянения перед началом работы (смены) для работ (профессий), перечень которых определяет Минтруда и соцзащиты совместно с Минздравом. Стоит заметить, что до введения новой редакции Закона об охране труда такая обязанность была установлена только для водителей на основании ст. 23 Закона РБ от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении».
Вместе с тем остались без достаточного внимания комментаторов изменения, касающиеся исключения из обязанностей нанимателя по обеспечению охраны труда постоянного контроля за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда и постоянного контроля за уровнями опасных и производственных факторов и возможности установления нового механизма предоставления компенсаций по условиям труда.
– К каким изменениям в организации охраны труда может привести проведенная замена постоянного контроля за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда на просто контроль за соблюдением законодательства об охране труда?
– Здесь надо исходить из практики органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора) за соблюдением законодательства о труде. В законодательстве об охране труда определения постоянного контроля нет. Для ориентировки можно привести объяснение этого понятия первым заместителем Министра труда и социальной защиты Игорем Старовойтовым на одной из онлайн-конференций на примере организации проведения работ по наряду-допуску.
Общие требования по организации работ по наряду-допуску изложены в п. 24 Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 03.06.2003 № 70. Согласно ему руководитель работ по наряду-допуску проводит целевой инструктаж с работниками, осуществляет контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных в наряде-допуске, по обеспечению безопасности производства работ и при возникновении опасности для жизни и здоровья работающих принимает меры по ее устранению, при необходимости прекращает работы и обеспечивает эвакуацию работающих из опасных зон. Разъясняя этот пункт, Министерство труда и соцзащиты при проведении таких работ требует постоянного контроля со стороны лица, ответственного за безопасное производство работ.
На вопрос о возможности возложить на бригадира ответственность за невыполнение правил охраны труда членами бригады, так как у руководителя имеется несколько бригад, выполняющих работы по наряду-допуску, Игорь Старовойтов сказал: «Учитывая эти функции, руководитель работ должен находиться на месте проведения работ по наряду-допуску постоянно, поэтому являться руководителем по нескольким нарядам-допускам одновременно одно лицо не может».
– Скажите, почему Вы считаете, что в изменениях заложен механизм нового подхода к предоставлению компенсаций по условиям труда?
– В предыдущей редакции ТК, а именно в ст. 225, было определено, что перечни профессий и категорий работников, имеющих право на компенсации по условиям труда, устанавливаются Правительством или уполномоченным им органом. В действующей практике это было Правительство.
В новой ТК определено, что Правительство устанавливает только размеры (объемы) и порядок предоставления компенсаций. В связи с этим своим постановлением от 14.06.2014 № 575 «О некоторых вопросах предоставления компенсаций по условиям труда» Совет Министров уполномочил Минтруда и соцзащиты на принятие нормативного правового акта об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, и порядка предоставления работникам компенсаций в виде сокращенной продолжительности рабочего времени.
– Работники каких профессий, занятые на работах с повышенной опасностью, обязаны проходить обязательный предсменный осмотр?
– Работающие на работах с повышенной опасностью проходят предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Конкретный перечень работ (профессий) сформирован Минтруда и соцзащиты с учетом предложений республиканских органов государственного управления и иных госорганизаций, подчиненных Правительству. В этот перечень, в частности, включены работники, управляющие транспортными средствами и грузоподъемными механизмами, ряд профессий горнодобывающей промышленности, рабочие строительных профессий. Этот перечень утвержден совместным постановлением Минтруда и соцзащиты и Минздрава РБ от 02.12.2013 № 116/119 и насчитывает 45 профессий.
Таким образом, в новой редакции ТК предусматривается два варианта: 1) предсменный медицинский осмотр или освидетельствование и 2) освидетельствование в процессе работы в случаях, когда в отношении работников имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Для упрощения проводимой нанимателями работы в данном направлении Минтруда и соцзащиты совместно Минздравом разработана инструкция о порядке проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих, которая утверждена уже указанным совместным постановлением «О некоторых вопросах проведения медицинского осмотра и освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения», регламентирующим процедуру выявления работающих, находящихся в состоянии опьянения и их отстранения.
– Расскажите, что изменилось в порядке отстранения работника от работы.
– После изменений, внесенных в ТК согласно новым формулировкам пп. 2–4 части второй ст. 49, наниматель обязан отстранить от работы работника, который:
– не прошел инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда;
– не использует средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда;
– не прошел медицинский осмотр, освидетельствование на нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
Сравнение прежней и новой редакции части второй ст. 49 ТК показывает, что корректировка заключается в дополнении случаев отстранения работника от работы новыми основаниями: непрохождение стажировки и освидетельствования на нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Необходимо отметить, что раньше работника можно было отстранить за неиспользование требуемых средств индивидуальной защиты, обеспечивающих безопасность труда. Сейчас – только за неиспользование средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда. Как следует из сравнения формулировок, таких средств стало меньше, хотя в инструкциях по охране труда такие средства индивидуальной защиты, как показывает практика, не выделяются.
Кроме того, изменилась и ст. 223 «Гарантии права работника на охрану труда»: теперь работник имеет право отказаться от порученной работы, если ему не предоставлены средства индивидуальной защиты, в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих. Кроме того, статья дополнена порядком такого отказа, а именно: работник должен незамедлительно составить письменное сообщение нанимателю либо уполномоченному должному лицу о мотивах такого отказа.
Замечу, что согласно части пятой ст. 49 и части первой ст. 71 ТК, если работник не прошел стажировку или освидетельствование не по своей вине, а по причине того что наниматель их не организовал, работник имеет право на гарантированную выплату за период отстранения от работы в размере не ниже чем 2/3 тарифной ставки (оклада).
– Как будет осуществляться аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на оказание услуг в области охраны труда?
– Аккредитацию юридических лиц и ИП на право оказывать услуги по охране труда проводит Минтруда и соцзащиты в соответствии с постановлением Правительства, которое вступило в силу 25 января 2014 г. Процедура аккредитации осуществляется на безвозмездной основе.
– Пункт 56 Инструкции о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг) гласит: «У руководителя структурного подразделения организации должен храниться комплект инструкций по охране труда по всем профессиям и видам работ (услуг), выполняемых в данном подразделении, а также перечень этих инструкций». Что понимается под структурным подразделением организации?
– Под самостоятельными структурными подразделениями в организации понимаются отделы, цеха, бюро и др., находящиеся в непосредственном подчинении у руководителя организации и его заместителей.
Документ:
Закон РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).
Справочно:
работники, занятые на работах с повышенной опасностью, проходят предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (ст. 228 ТК).
Справочно:
наниматель обязан организовать проведение медицинских осмотров в установленном законодательством порядке (ст. 228 ТК).
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 №176 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг)».
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты и Минздрава РБ от 02.12.2013 № 116/119 «О некоторых вопросах проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра и освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения».
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 03.07.2003 № 70 «Об утверждении Межотраслевых общих правил по охране труда».