Зависит ли охрана труда в организации исключительно от работодателя?
Анализ несчастных случаев, происшедших с работниками, зачастую показывает, что их основная причина кроется в т.ч. в игнорировании работниками либо нежелании исполнять элементарные правила безопасности, прописанные в инструкциях по охране труда. Что побуждает работников пренебрегать правилами и подвергать свою жизнь опасности, а также как можно исправить такое поведение, расскажем в статье.
Почему работники игнорируют опасность?
Когда работники пренебрегают правилами безопасности, важно понять, почему они так поступают.
Поведение работников, которое может привести к опасной ситуации или несчастному случаю, складывается из четырех отрицаний:
1) не умеет: работник не обучен и соответственно не владеет необходимыми для безопасной работы знаниями, специальными методами, приемами, навыками или не способен усвоить и запомнить их;
2) не может: работник испытывает недомогание, усталость, стресс, боязнь, эмоционально неустойчив, импульсивен или рассеян, находится в состоянии алкогольного (наркотического, токсического) опьянения, физически слаб, плохо видит или слышит;
3) не обеспечен: у работника нет необходимых для работы СИЗ, инструментов, материалов. Он не проинформирован об опасных и (или) вредных условиях труда, о рисках и опасностях, угрожающих жизни и здоровью;
4) не хочет: работник недобросовестно относится к трудовым обязанностям, безответственен, недисциплинирован, любит рисковать или нарушать правила.
Чтобы сделать поведение работников безопасным в процессе выполнения работы, нужно исключить 4 указанных фактора. В результате мы получим формулу безопасности работника (см. схему 1):
Схема 1
Первые 3 фактора зависят от нанимателя и прописаны в требованиях законодательства:
2) ст. 17 Закона об охране труда.
Четвертый фактор в формуле – хочет/не хочет – зависит исключительно от работников. Он не раз играл решающую роль в несчастных случаях.
Принципы обеспечения безопасности
Принципы обеспечения безопасности условно можно разделить на 4 класса:
1) ориентирующие – это основополагающие идеи, определяющие направление поиска безопасных решений и служащие методологической и информационной базой;
2) технические – основаны на использовании физических законов и направлены на непосредственное предотвращение действия опасных факторов;
3) управленческие – определяют взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами обеспечения безопасности;
4) организационные – направлены на реализацию положений научной организации деятельности в целях безопасности.
Ключевые этапы формирования культуры безопасности на уровне организации
Этап 1. Участие (вовлеченность) работников в непрерывном развитии культуры безопасности в организации.
Культура безопасности организации должна основываться на следующих принципах:
– осознание каждым работником важности и значения обеспечения безопасности;
– ответственность каждого работника, реализуемая через понимание и неукоснительное выполнение норм и правил, инструкций;
– высокий уровень знаний и компетентности руководителей, обеспечивающих подготовку персонала и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности;
– регулярное осуществление контроля за мероприятиями по обеспечению безопасности и за подготовкой персонала.
Руководство организации должно дать возможность персоналу непосредственно участвовать в мероприятиях по обеспечению безопасности. Такое активное участие может быть реализовано в дни охраны труда в организации. Дни охраны труда могут быть тематическими, посвящены конкретной теме или области, например «Охрана труда на рабочем месте», «Охрана труда – культура безопасности поведения», «Охрана труда молодых специалистов», «Охрана труда в электробезопасности», а могут быть и общей тематики.
Работодатели зачастую прибегают к услугам экспертов по охране труда со стороны, хотя могли бы обратиться за помощью и к своим работникам, ведь они лучше знают, что происходит у них, например, в цеху или на участке и что необходимо предпринять для достижения «нулевого травматизма».
Руководителей, к примеру, можно вовлекать в разработку новых принципов управления безопасностью, рабочим – давать удобные памятки с яркой инфографикой, наглядно изображать опасность травматизма на конкретном станке. На данном этапе возможно сопротивление, однако нужно целенаправленно менять отношение людей к безопасности, постоянно быть с ними в контакте и получать обратную связь.
Этап 2. Анализ опасного поведения работников.
Проблемы с освоением культуры безопасности у работников в т.ч. связаны особенностями нашего менталитета. Даже при очевидных нарушениях охраны труда коллегами некоторые работники придерживаются принципа «своих не сдаем», что сильно тормозит процесс контроля, не говоря уже о пресловутом расчете на «авось».
Бороться с особенностями менталитета, негативно воздействующими на безопасность работников, можно за счет внутренней культуры организации. Вполне возможно изменить поведение работников, хоть это и трудно. У каждого свой образ жизни, но, приходя на свое рабочее место, работник отделяется от внешнего мира.
Психологические тесты позволяют оценить персональный профиль по фактору отношения к безопасности и получить представление о сильных и слабых сторонах работника. На основании этих результатов можно создавать индивидуальные обучающие программы, формировать рабочие бригады из наиболее подходящих друг другу работников.
Справочно:
проведение ежемесячного или ежеквартального контроля рекомендуется осуществлять в установленный приказом руководителя организации День охраны труда (п. 31 Типовой инструкции).
Этап 3. Выстраивайте взаимодействие по вопросу безопасности на всех уровнях: от простого рабочего до топ-менеджеров.
Важный шаг на пути создания культуры безопасности – это взаимодействие в вопросах безопасности труда на всех уровнях организации, от высшего руководства до линейных руководителей, от линейных руководителей до работников.
Нельзя допускать, чтобы сотрудники видели, как руководитель формально поддерживает инициативы по развитию культуры безопасности, но при этом сам остается в стороне.
Руководители всех уровней должны показывать работникам положительный пример. На каждом уровне нужны свои приемы. Если руководитель работ не надевает защитную каску на строительном объекте, то через некоторое время работники будут пренебрегать этим требованием безопасности.
Еще одним важным аспектом в формировании культуры безопасности является взаимодействие работников между собой. Например, во время стажировки рабочие выполняют работу под руководством назначенного приказом (распоряжением) руководителя организации опытного работника, имеющего стаж практической работы по данной профессии или виду работ не менее 3 лет. Этот наставник должен показывать не только механику правильного выполнения работ, но также акцентировать внимание на безопасности при выполнении работ и правильном использовании работниками СИЗ.
Коммуникация в коллективе необходима для того, чтобы наладить связь между руководством и исполнителями, построить эффективное взаимодействие с коллегами и тем самым обеспечить действенный и четкий обмен информацией. Важно, чтобы это взаимодействие работало во всех направлениях, т.е. не только снизу вверх – от сотрудников к начальству, но и от начальства к сотрудникам.
Справочно:
рабочие, принятые или переведенные на работы с повышенной опасностью либо имеющие перерыв в выполнении указанных работ более 1 года, к самостоятельной работе допускаются после прохождения стажировки и последующей проверки знаний по вопросам охраны труда.
Справочно:
во время стажировки рабочие выполняют работу под руководством назначенных приказом (распоряжением) руководителя организации, мастеров, бригадиров, инструкторов и высококвалифицированных рабочих, имеющих стаж практической работы по данной профессии или виду работ не менее 3 лет. За руководителем стажировки может быть закреплено не более 2 рабочих. Руководители стажировки и рабочие, проходящие стажировку, должны быть ознакомлены с приказом (распоряжением) о прохождении стажировки.
Этап 4. Сформируйте атмосферу доверия и развивайте коммуникацию.
Налаженные коммуникации между руководством и персоналом организации создают атмосферу доверия. Работник, который не доверяет руководителю, не станет информировать его о происшествиях и проблемах в безопасности.
Виды коммуникации в коллективе представлены на схеме 2.
Схема 2
Для построения коммуникации мастерам, прорабам, ответственным лицам, руководителям работ понадобятся управленческие навыки. Например, инструктаж по охране труда с работником должен проходить не по формальному принципу, а так, чтобы работник осознал личную ответственность за свою безопасность.
Справочно:
фокус-группа – качественный метод в социологии, заключающийся в организации исследования посредством сбора группы для обсуждения поставленной задачи.
Этап 5. Поддерживайте и совершенствуйте культуру безопасности.
Работники должны знать, что вопросы безопасности в организации важнее всего.
Руководители должны незамедлительно реагировать и принимать соответствующие меры в случаях:
– появления работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы;
– непрохождения работниками инструктажа, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда;
– неиспользования СИЗ, непосредственно обеспечивающих безопасность труда;
– непрохождения медицинского осмотра, освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Поддерживать культуру безопасного труда помогут смотры-конкурсы в подразделениях. Также работников, не нарушающих требования по охране труда, можно поощрять.
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (Закон об охране труда).
Типовая инструкция о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 26.12.2003 № 159 (Типовая инструкция).