Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 19 ноября 2019 г. принят Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда». Об основных изменениях расскажем в статье.
Рассмотрим основные изменения и дополнения, внесенные в Закон об охране труда.
1. Статья 1 Закона об охране труда дополнена термином «наряд-допуск на выполнение работ с повышенной опасностью» и его определением: задание на подготовку и выполнение работ с повышенной опасностью установленной формы, оформленное на бумажном носителе и определяющее наименование работ, место, сроки и время их выполнения, мероприятия по подготовке к выполнению работ, безопасному выполнению работ, состав исполнителей работ, лицо (лиц), ответственное (ответственных) за подготовку работ, лицо (лиц), ответственное (ответственных) за безопасное выполнение работ, иные требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ.
Законодательно закрепляются не только термин «наряд-допуск на выполнение работ с повышенной опасностью», но и обязательные требования к его оформлению, а также требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ.
В настоящее время требования об обязательном оформлении наряда-допуска на производство работ с повышенной опасностью содержатся в пп. 18–24 Межотраслевых общих правил по ОТ.
2. Статья 1 Закона об охране труда дополнена термином «система управления охраной труда» и его определением: совокупность мероприятий охраны труда, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранению жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности.
Такое дополнение является весьма актуальным, поскольку наниматель несет обязанности по разработке, внедрению и поддержанию функционирования системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, по разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда (п. 8 ст. 226 ТК, часть вторая ст. 17 Закона об охране труда).
При этом само определение термина детализировано. Согласно п. 4 Рекомендаций система управления охраной труда в организации – это часть общей системы управления деятельностью организации, регламентированная законодательством в области охраны труда и направленная на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
3. В ст. 1 Закона об охране труда также появились термин «работы с повышенной опасностью» и его определение: работы, при выполнении которых на работающего могут воздействовать вредные и (или) опасные производственные факторы, для управления которыми требуется осуществить специальные организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих при выполнении этих работ.
4. Статья 5 Закона об охране труда дополнена еще одним основным направлением государственной политики в области охраны труда – внедрение систем управления охраной труда.
5. Внесены изменения в ст. 9 Закона об охране труда. В соответствии с внесенным дополнением республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, осуществляют разработку и обеспечение функционирования систем управления охраной труда, предусматривающих в т.ч. взаимодействие в области охраны труда с подчиненными организациями.
6. Из функций республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, в соответствии с изменениями в ст. 9 Закона об охране труда исключены:
– разработка и реализация отраслевых целевых программ по улучшению условий и охраны труда;
– контроль за соответствием требованиям законодательства об охране труда деятельности, осуществляемой подчиненными организациями (ведомственный контроль).
7. В соответствии с дополнениями в части второй ст. 9 Закона об охране труда детализируются полномочия Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь.
Так, названное министерство устанавливает порядок:
– обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, а также форму журнала регистрации инструктажа по охране труда, форму личной карточки по охране труда, форму журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда, форму удостоверения по охране труда, форму протокола проверки знаний по вопросам охраны труда, типовой перечень работ с повышенной опасностью, типовой перечень должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, типовой перечень вопросов программы вводного инструктажа по охране труда;
– разработки и принятия работодателями локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг), осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях;
– обеспечения средствами индивидуальной защиты работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, примерную форму акта опытной эксплуатации средств индивидуальной защиты, форму личной карточки учета средств индивидуальной защиты.
8. Дополнены полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области охраны труда.
Согласно дополнению, внесенному в ст. 10 Закона об охране труда, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют разработку территориальных систем управления охраной труда и обеспечивают их функционирование, в т.ч. взаимодействие в области охраны труда между структурными подразделениями местных исполнительных и распорядительных органов и организациями, расположенными на подведомственной им территории.
9. Закон об охране труда дополнен новой ст. 101 «Государственная экспертиза условий труда». При этом исключается ст. 41 «Государственная экспертиза условий труда».
В настоящее время порядок работы органов государственной экспертизы условий труда установлен Положением и Инструкцией.
В новой ст. 101 Закона об охране труда детализируются цели проведения государственной экспертизы условий труда. Так, государственная экспертиза условий труда проводится в целях установления правильности отнесения условий труда к категории «вредные и (или) опасные условия труда» по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
В ст. 101 установлены также полномочия органов государственной экспертизы условий труда и порядок обжалования заключений и предписаний должностных лиц.
10. В соответствии с новой редакцией части третьей ст. 11 Закона об охране труда работающий по гражданско-правовому договору в местах, предоставленных работодателем, вправе отказаться от исполнения гражданско-правового договора полностью или частично в случае, если работодатель не создал или ненадлежащим образом создал безопасные условия для выполнения работы (оказания услуги), предусмотренной гражданско-правовым договором, а также в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья работающего и окружающих до устранения этой опасности.
При этом работающий обязан незамедлительно письменно сообщить работодателю о мотивах такого отказа.
Документы:
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (Закон об охране труда).
Межотраслевые общие правила по охране труда, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70 (Межотраслевые общие правила по ОТ).
Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).
Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 15.04.2005 № 41 (Рекомендации).
Положение об органах Государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.05.2002 № 694 (Положение).
Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.09.2005 № 121 (Инструкция).
(Окончание следует.)