Какие требования предъявляются к алкотестеру, а точнее обязателен ли белорусский производитель?
Не обязателен.
Производитель не имеет значения, главное, чтобы алкотестер был проверенным в системе метрологии и соответствовал всем требованиям.
Как понимать нормы постановления № 116/119 в части проведения предсменных медицинских осмотров либо освидетельствований, а точнее кто определяет, когда проводится медицинский осмотр, а когда – освидетельствование?
Решение о проведении медосмотра либо освидетельствования принимается нанимателем, самостоятельно, исходя из характера и условий выполнения работ, реальных возможностей и целесообразности.
Если в организации проводится предрейсовый медицинский осмотр водителей, то и для профессий и видов работ, предусмотренных постановлением № 116/119, можно проводить как медицинский осмотр, так и освидетельствование. Конкретное решение принимает наниматель.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты РБ, Минздрава РБ от 02.12.2013 № 116/119 «О некоторых вопросах проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра и освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения» (далее – постановление № 116/119).
В связи с изменениями в законодательстве должен ли наниматель в небольшой организации, где работает 8 человек, заключать договор с каким-либо предприятием, оказывающим услуги по охране труда?
Если в организации нет опасных производственных объектов, то заключать договор на оказание услуг по охране труда незачем.
Директор может оставить решение этих вопросов за собой или приказом возложить обязанности по охране труда на одного из работников. Эта работа может быть дополнительно оплачена путем увеличения надбавки к заработной плате за сложность и напряженность.
Нужно ли аккредитовываться на оказание услуг по охране труда (исполнение обязанностей специалиста по охране труда, проведение аттестации рабочих мест) службе охраны труда и лаборатории организации для выполнения работ для собственных нужд своей организации?
Нет, не нужно.
Услуги в области охраны труда оказываются юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), аккредитованными на оказание услуг в области охраны труда, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и договором на оказание услуг в области охраны труда, заключенным с нанимателем (часть первая ст. 22 Закона № 356-З).
Таким образом, аккредитация на оказание услуг в области охраны труда службе охраны труда, осуществляющей организацию работы по охране труда и контроль за соблюдением законодательства об охране труда в самой организации, а также лаборатории, выполняющей работы и лабораторные исследования по аттестации рабочих мест по условиям труда только для собственных нужд, не требуется.
Аккредитация нужна только в случае оказания услуг сторонним организациям.
Документ:
Закон РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон № 356-З).
Если документы по охране труда разрабатываются работниками сторонней организации самостоятельно для своих нужд, должна ли быть аккредитована на оказание услуг по охране труда организация, оказывающая в этом только консультативную помощь?
Нет, не должна.
Если сторонняя организация сама разрабатывает документы, то организация, оказывающая только консультативную помощь, не оказывает услуги сторонней организации в качестве специалиста по охране труда, таким образом, аккредитовываться ей не нужно.
Какие требования предъявляются к грузозахватным приспособлениям в процессе их эксплуатации?
Требования, предъявляемые к грузозахватным приспособлениям в процессе их эксплуатации, содержатся в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
Так, в процессе эксплуатации съемные грузозахватные приспособления и тара должны периодически осматриваться в следующие сроки:
– траверсы, клещи, другие захваты и тара – каждый месяц;
– стропы (за исключением редко используемых) – каждые 10 дней;
– редко используемые съемные грузозахватные приспособления – перед выдачей их в работу.
Осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары должен производиться ответственным специалистом, назначенным (определенным) владельцем крана по инструкции, разработанной организацией-изготовителем или специализированной проектной организацией и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели.
Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы.
При длительной работе крана на удаленных объектах без возвращения на место базирования и невозможности осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары специалистами владельца осмотр должен быть поручен лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, на месте производства работ, что должно быть отражено в договоре (приказе) на выделение крана.
Порядок осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары определяется их владельцем.
Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары заносятся в журнал осмотра грузозахватных приспособлений.
Грузоподъемные машины, съемные грузозахватные приспособления и тара, не прошедшие техническое освидетельствование, к работе не допускаются.
Документ:
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением МЧС РБ от 28.06.2012 № 37 (далее – Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов).
Федор Ахраменко, юрист
Какие функции по охране труда можно возлагать на заместителя руководителя организации или структурного подразделения? Будет ли заместитель руководителя нести ответственность по охране труда за руководителя в случаях нахождения последнего в трудовом отпуске или на больничном?
В ЕКСД не включены квалификационные характеристики производных должностей служащих, в т.ч. с применением производных наименований должностей «первый заместитель», «заместитель», поскольку их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в ЕКСД характеристик соответствующих базовых должностей либо должностей соответствующих руководителей.
Следовательно, должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей организации (структурных (обособленных) подразделений) определяют на основании квалификационных характеристик должностей соответствующих руководителей.
Так, на заместителя руководителя организации (структурного (обособленного) подразделения) возлагают должностные обязанности по руководству и управлению определенным направлением (видом) деятельности организации (структурного (обособленного) подразделения), а также выполнение обязанностей руководителя при его отсутствии в случаях, предусмотренных законодательством (трудовой отпуск, болезнь, командировка и др.).
Распределение должностных обязанностей между заместителями руководителя организации, как правило, осуществляют на основании приказа (распоряжения) нанимателя (часть девятая п. 10 Общих положений ЕКСД).
Например, в должностные обязанности заместителя директора (главного инженера, технического директора) по производству, начальник производственного, производственно-технического отдела могут быть внесены следующие обязанности, касающиеся вопросов по охране труда:
1) осуществлять:
– общее руководство разработкой и внедрением безопасной и прогрессивной технологии, планов новой техники с учетом требований по охране труда;
– повышение технического уровня и безопасной эксплуатации оборудования;
– руководство по подготовке необходимых документов по декларированию промышленной безопасности опасных производственных объектов, для получения необходимых лицензий и сертификатов, разработке паспортов безопасности выпускаемых веществ;
– контроль за качеством разработанных планов локализации и ликвидации инцидентов и аварий на опасных производственных объектах;
– контроль за готовностью производственного персонала к действиям в аварийных ситуациях;
– представление в службу охраны труда (лицу, ответственному за организацию СУОТ) необходимой информации в соответствии с требованиями СУОТ;
2) обеспечивать:
– безопасность технологических процессов;
– проведение расследования и анализа причин происшедших инцидентов, аварий, внеплановых остановок основного оборудования;
– формирование банка данных происшедших инцидентов, аварий, внеплановых остановок основного оборудования;
– разработку и внедрение системы мер по предупреждению инцидентов, аварий, внеплановых остановок основного оборудования;
– разработку планов локализации и ликвидации инцидентов и аварий;
– разработку графика проведения учебных тревог по планам локализации и ликвидации инцидентов и аварий;
– подготовку производственного персонала и специализированных подразделений организации к действиям в аварийных ситуациях;
– разработку и внедрение системы мер по профилактике производственных неполадок;
– разработку перечня работ с повышенной опасностью;
– разработку мероприятий по совершенствованию организации работы и улучшению условий труда работников;
– работу комиссии по определению категорий взрывопожарной и пожарной опасности и класса взрывоопасных зон на производстве, если они не установлены проектной документацией;
– работу по аттестации рабочих мест по условиям труда;
3) участвовать:
– в работе комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда;
– в комплексных обследованиях состояния условий труда производственных подразделений;
– в расследованиях несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и разработке мероприятий по их устранению и предупреждению;
– в работе аттестационной и экзаменационной комиссий по проверке знаний по вопросам охраны труда и пожарной безопасности;
– в работе по разработке планов мероприятий по охране труда;
– в проверках состояния условий и охраны труда в организации;
– в разработке и рассмотрении проектов производства работ, технологических карт, в проверке достаточности и правильности отражения в них вопросов охраны труда;
– в учебных тревогах, проводимых руководством организации;
– в проведении дней охраны труда (Приложение 2 к Рекомендациям по разработке системы управления охраной труда).
Таким образом, с учетом вышеизложенного следует, что заместитель руководителя будет нести ответственность по охране труда за руководителя, в случае нахождения последнего в трудовом отпуске или на больничном.
Документ:
Единый квалификационный справочник должностей служащих (далее – ЕКСД).
Документ:
Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения ЕКСД).
Документ:
Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 15.04.2005 № 410 (далее – Рекомендации по разработке системы управления охраной труда).
Надо ли выдавать каждому работнику по одному экземпляру инструкции по охране труда или достаточно повесить один экземпляр на стенку в подразделении?
Не надо, если доступ работающих к инструкциям по охране труда не затруднен.
Инструкции по охране труда хранятся в месте, определяемом руководителем структурного подразделения с учетом обеспечения доступности и удобства пользования ими работающими, либо вывешиваются на рабочих местах и участках.
В случаях, когда доступ работающих к инструкциям по охране труда затруднен (выполнение работ (услуг) вне территории организации и других подобных случаях), инструкции выдают работающим под роспись в журнале учета выдачи инструкций по охране труда (п. 58 Инструкции № 176).
Таким образом, если доступ работающих к инструкциям по охране труда не затруднен, то и в выдаче каждому работнику по одному экземпляру инструкции по охране труда нет необходимости, и будет достаточно вывесить один экземпляр на стенку в подразделении.
Документ:
Инструкция о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 176 (далее – Инструкция № 176).
Ознакомление работающих с инструкциями по охране труда надо осуществлять под роспись только в журнале или еще и в инструкции на листе ознакомления?
Достаточно в журнале регистрации инструктажа по охране труда, если иное не установлено локальными нормативными правовыми актами организации.
В журнале регистрации инструктажа по охране труда или личной карточке по охране труда (в случае ее применения) указывают номера инструкций по охране труда, по которым проведен инструктаж по охране труда (п. 53 Инструкции № 175).
Проведение инструктажа по охране труда подтверждается подписями лиц, проводивших и прошедших инструктаж, в журнале регистрации инструктажа по охране труда или в личной карточке по охране труда (в случае ее применения).
Ознакомление работающих с инструкциями по охране труда под роспись в листах ознакомления или другим способом нормативными правовыми актами не предусматривается.
Таким образом, если локальными нормативными правовыми актами организации не предусмотрено проставление подписи работником еще и в листах ознакомления самой инструкции, то в данном действии нет необходимости.
Документ:
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний, работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175).
Сергей Жартун, директор ОДО «ПрофиТруд»
Следует ли разрабатывать систему управления охраной труда в организации, относящейся к субъектам малого предпринимательства, в которой свернуто производство, а производственные и складские помещения сданы в аренду? Какие документы по охране труда необходимо вести в такой организации?
Следует. Для определения перечня документов по охране труда в организации следует руководствоваться Перечень документов по охране труда для субъектов малого предпринимательства.
Наниматель несет обязанности по обеспечению охраны труда, в т.ч. и по разработке, внедрению и поддержанию функционирования системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда (абз. 10 части второй ст. 17 Закона № 356-З).
Система управления охраной труда является частью общей системы управления, включающей организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы, ресурсы, необходимые для обеспечения безопасности жизни и здоровья персонала в процессе трудовой деятельности (ст. 1 Закона № 269-З).
В целях оказания помощи организациям в разработке такой системы управления охраной труда был принят Государственный стандарт СТБ 18001-2009. Основные элементы системы управления охраной труда, приведенной в Государственном стандарте СТБ 18001-2009, предусмотрены также в упрощенной модели системы управления охраной труда, содержащейся в Рекомендациях по разработке системы управления охраной труда.
Таким образом, такой организации необходимо разработать (провести корректирующие мероприятия) систему управления охраной труда с учетом структуры организации, численности работников, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия работ с повышенной опасностью и т.п. При разработке системы управления охраной труда целесообразно руководствоваться Рекомендациями по разработке системы управления охраной труда.
Для определения перечня документов по охране труда в организации можно руководствоваться Перечень документов по охране труда для субъектов малого предпринимательства. Также перечень документов по охране труда, может быть дополнен с учетом требований Межотраслевых общих правил по охране труда и иных нормативных правовых актов, в т.ч. и технических нормативных правовых актов, регулирующих осуществление видов деятельности в конкретной организации.
Документ:
Закон РБ от 05.01.2004 № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее – Закон № 269-З).
Документ:
Государственный стандарт СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования», утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта РБ от 24.04.2009 № 19 (далее – Государственный стандарт СТБ 18001-2009).
Документ:
Перечень документов по охране труда, ведение которых обязательно для субъектов малого предпринимательства независимо от видов осуществляемой деятельности, утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.12.2011 № 140 (далее – Перечень документов по охране труда для субъектов малого предпринимательства).
Документ:
Межотраслевые общие правила по охране труда, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 03.06.2003 № 70 (далее – Межотраслевые общие правила по охране труда).
В структуру предприятия входит отдел строительно-монтажных работ, который состоит из начальника отдела, его заместителя и 5 монтажников. В соответствии с объемами работ монтажники делятся на бригады и выезжают на разные объекты по всей республике.
В случае, когда одна бригада монтажников выполняет работы в г. Минске, а вторая в другом населенном пункте правомерно ли назначить руководителем работ на конкретном объекте одного из монтажников, если руководитель работ занят на объекте в другом населенном пункте?
Наниматель несет обязанности по обеспечению охраны труда, в т.ч. по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда работниками и назначению должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда в организации и структурных подразделениях (абз. 15 части второй ст. 17 Закона № 356-З).
Осуществление организационно-распорядительных функций (руководящих, организующих, направляющих, координирующих и контролирующих) применительно к организации, соответствующим структурным (обособленным) подразделениям, работникам, направлениям деятельности, являются полномочиями служащих, относящихся к категории «Руководители» (п. 6 Общих положений ЕКСД).
Наименование должности руководителя зависит от уровня управления, организационной структуры, характера полномочий, ответственности и других факторов (руководитель организации, руководитель обособленного подразделения, руководитель структурного подразделения, другие руководители, их заместители).
Таким образом, работающий по профессии рабочего не может быть наделен полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации.
В организациях с учетом характера их деятельности разрабатываются локальные нормативные правовые акты, регламентирующие проведение контроля за соблюдением законодательства об охране труда на основе Инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда (п. 7 Инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда).
Вместе с тем, при разработке такого локального нормативного правового акта следует предусмотреть решение задач, изложенных в п. 5 Инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда, а именно:
– выявление и предупреждение нарушений требований по охране труда;
– оценка состояния условий труда работников, безопасности производственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств защиты работниками;
– выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований локальных нормативных актов по охране труда;
– принятие мер по устранению выявленных недостатков.
С учетом характера деятельности названной организации, а также принимая во внимание п. 14 Инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда, возможно уполномочить на осуществление контроля за соблюдением законодательства об охране труда нескольких должностных лиц (например, начальника отдела строительно-монтажных работ, заместителя начальника отдела строительно-монтажных работ), каждый из которых будет осуществлять такой контроль в конкретной бригаде с периодичностью, определенной в организации.
Документ:
Типовая инструкция о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 26.12.2003 № 159 (далее – Инструкция о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда).
Справочно:
Результаты контроля за соблюдением законодательства об охране труда необходимо заносить в соответствующие журналы, закрепленные за каждой бригадой.
Предоставляется ли дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда работнику, который является внутренним совместителем на 0,25 ставки и выполняет работу в режиме суммированного учета рабочего времени с привлечением к работе по совместительству от 4 до 6 дней в месяц согласно графика сменности и продолжительностью рабочего дня 8-9 часов?
Будет ли включаться такой отпуск (если он предусмотрен) в расчет денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск при увольнении внутреннего совместителя?
Предоставляется. Будет.
Условиями предоставления работнику дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда являются:
– установление класса (степени) вредности и (или) опасности условий труда на основании аттестации рабочих мест по условиям труда;
– занятость работника на работах с вредными и (или) опасными условиями труда полный рабочий день (подп. 1.1. п. 1 постановления № 73).
Полный рабочий день – выполнение работ с вредными и (или) опасными (особыми) условиями труда работниками в соответствии с их тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, приведенными в ЕТКС и ЕКСД, не менее 80 % от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством (п. 12 Инструкции по предоставлению компенсаций по результатам аттестации рабочих мест).
Дополнительный отпуск продолжительностью, указанной в приложении 1 к постановлению № 73, предоставляется работникам за полный рабочий год, проработанный на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В рабочий год, за который предоставляется дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включаются дни, в которые работник был занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда полный рабочий день, период нахождения в трудовом отпуске, выходные, государственные праздники и праздничные дни, объявленные нерабочими днями, непосредственно следующие за днями, в которые работник был занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда полный рабочий день.
При суммированном учете рабочего времени полный рабочий день – занятость на работах с вредными и (или) опасными условиями труда не менее 80 % от продолжительности работы (смены), установленной графиком работ (сменности).
Если работник на дату ухода в отпуск отработал с вредными и (или) опасными условиями труда не полный рабочий год, то дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предоставляется ему пропорционально отработанному времени. Его продолжительность рассчитывается по нормам ст. 177 ТК.
Таким образом, для расчета дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда внутреннему совместителю учитывают дни, в которые работник был занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда не менее 80 % от продолжительности рабочего дня (смены), установленного при суммированном учете рабочего времени графиком работ (сменности) (от 8–9 часов).
При увольнении независимо от его основания работнику, который не использовал или использовал не полностью трудовой отпуск, выплачивается денежная компенсация (ст. 179 ТК).
Трудовой отпуск состоит из основного и дополнительных (за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы, за ненормированный рабочий день, за продолжительный стаж работы, поощрительные отпуска) (часть вторая ст. 150 ТК).
Дополнительные отпуска присоединяются к основному отпуску (часть первая ст. 155 ТК), если иное не предусмотрено актами законодательства (ст. 162 ТК).
При применении нанимателем ст. 179 ТК при увольнении работника расчет компенсации за неиспользованный трудовой отпуск производится исходя из продолжительности трудового отпуска, установленной трудовым договором (контрактом).
Денежная компенсация за полный трудовой отпуск выплачивается, если ко дню увольнения работник проработал весь рабочий год (12 месяцев минус суммарная продолжительность трудового отпуска, на которую работник имеет право).
Если ко дню увольнения работник проработал часть рабочего года, денежная компенсация выплачивается пропорционально отработанному времени.
При расчете продолжительности трудового отпуска пропорционально отработанному времени следует руководствоваться ст. 177 ТК, которая предусматривает порядок его исчисления в такой ситуации.
С учетом изложенного при увольнении внутреннего совместителя в расчет денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск будет включаться дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Документ:
постановление Совета Министров РБ от 19.01.2008 № 73 «О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы» (далее – постановление № 73).
Документ:
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС).
Документ:
Инструкция по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 22.02.2008 № 35 (далее – Инструкция по предоставлению компенсаций по результатам аттестации рабочих мест).
Документ:
Трудовой кодекс РБ (далее – ТК).
Екатерина Овсеева, специалист по охране труда