В данной статье автор рассмотрел правомерность действий нанимателя при изменении работникам, занятым на работах под землей, сокращенной продолжительности рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда на полную норму рабочего времени.
Ситуация:
Работникам, занятым на работах под землей, в специальном фортификационном сооружении ранее был установлен 7-часовой рабочий день. В декабре 2013 года их рабочий день стал 8-часовой. У работников возникло чувство, что действия нанимателя не правомерны, поскольку условия их труда не поменялись, как не было вида на поверхность и окон, так и нет.
Право работника на сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предусмотрено ст. 113 ТК. Данное право может быть реализовано работником на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
В частности, для подтверждения права работников сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда должна была быть проведена в 2008 году (по 31 декабря 2008 г. включительно), результатом которой явилось фактическое состояние условий труда на каждом рабочем месте (ст. 2 Закона № 272-З).
Проведение аттестации рабочих мест
При проведении аттестации рабочих мест наниматель должен был руководствоваться Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест и Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест.
Так, по итогам аттестации (по формам, утверждаемым Минтруда и соцзащиты РБ) составляют перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены вредные и (или) опасные условия труда, соответствующие требованиям списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени (п. 12 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест). Указанный перечень согласовывается с профсоюзом (профсоюзами) и утверждается приказом нанимателя. В данном приказе также указывают рабочие места, на которых результатами аттестации не подтверждены (с указанием конкретных причин) условия труда, дающие право сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (часть первая п. 13 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест).
Аттестацию считают завершенной со дня издания приказа нанимателя об утверждении ее результатов (часть вторая п. 13 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест).
В то же время работники, на рабочих местах которых проводилась аттестация, должны быть ознакомлены с итоговыми документами по результатам аттестации (картой, приказом) под роспись (часть третья п. 13 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест).
Аттестация проводится 1 раз в 5 лет. При этом начало и продолжительность проведения аттестации определяются с учетом того, что она должна быть завершена до окончания действия результатов предыдущей аттестации (п. 19 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест).
Установление сокращенной продолжительности рабочего времени
Наниматели при установлении сокращенной продолжительности рабочего времени для работников на работах с вредными и (или) опасными условиями труда во исполнение части третьей ст. 113 ТК должны руководствоваться Списком производств с вредными и (или) опасными условиями труда. Данный Список составлен в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Единым квалификационным справочником должностей служащих и устанавливает продолжительность сокращенной рабочей недели по 821 наименованию профессий, должностей, категорий работников по производствам, цехам, видам работ.
Продолжительность ежедневной работы (смены) работников, указанных в Списке производств с вредными и (или) опасными условиями труда, наниматель должен устанавливать в соответствии с установленной в нем нормой продолжительности рабочей недели (п. 3 постановления № 170).
Работникам, профессии и должности которых не включены в Список производств с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работникам иных организаций, выполняющим в отдельные дни работы в производствах, цехах, профессиях и должностях, предусмотренных в Списке производств с вредными и (или) опасными условиями труда, рабочий день наниматель устанавливает той же продолжительности, что и постоянно занятым на этих работах работникам (п. 5 постановления № 170).
Отмена сокращенной продолжительности рабочего времени
Следует отметить, что отмена сокращенной продолжительности рабочего времени является изменением существенных условий труда. Так в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами наниматель имеет право в порядке, предусмотренном ст. 32 ТК, изменить существенные условия труда работника при продолжении им работы по той же специальности, квалификации или должности, определенные в трудовом договоре.
Существенными условиями труда признают системы и размеры оплаты труда, гарантии, режим работы, разряд, наименование профессии, должности, установление или отмена неполного рабочего времени, совмещение профессий и другие условия, устанавливаемые в соответствии с ТК.
В то же время наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за 1 месяц.
При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по п. 5 ст. 35 ТК.
Учитывая изложенное, в случаях, когда по результатам аттестации на рабочем месте изменяется продолжительность рабочего времени, размеры компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (в данном случае – продолжительность рабочего времени), и при наличии других условий, установленных ст. 32 ТК, наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за 1 месяц.
В качестве письменного предупреждения работника об изменении существенных условий труда может выступать подписанное руководителем или уполномоченным должностным лицом нанимателя уведомление, с которым необходимо ознакомить работника под роспись с фиксацией даты ознакомления. При этом основанием для подготовки такого уведомления в случае аттестации рабочих мест могут являться карта аттестации рабочего места по условиям труда и протокол аттестационной комиссии о завершении работы по аттестации рабочих мест по условиям труда, которые относятся к документам по оценке условий труда при аттестации (п. 104 Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест)[1].
Ответственность нанимателя за нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
Ответственность нанимателя за нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда установлена КоАП.
Так, за нарушение работодателем или уполномоченных должностным лицом работодателя требований законодательства о своевременном оформлении документов о стаже работы, заработке и результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимых для назначения пенсий, либо предоставление таких документов, содержащих неполные или недостоверные сведения, предусмотрено наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (ст. 9.14 КоАП).
За непроведение нанимателем или уполномоченных должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения, наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо — до 100 базовых величин (часть третья ст. 9.19 КоАП).
Государственный контроль за обоснованностью предоставления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда на основе аттестации рабочих мест по условиям труда, а также соблюдением установленных требований по условиям труда осуществляют органы государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь Минтруда и соцзащиты, управления (отделы) государственной экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов.
Документ:
Трудовой кодекс РБ (далее – ТК).
Документ:
Закон РБ от 20.07.2007 № 272-З «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» (далее – Закон № 272-З).
Документ:
Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 22.02.2008 № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее – Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест).
Документ:
Инструкция по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 22.02.2008 № 35 (далее – Инструкция по оценке условий труда при аттестации рабочих мест).
Важно!
Аттестация должна быть завершена до окончания действия результатов предыдущей аттестации.
Важно!
Аттестация проводится 1 раз в 5 лет.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 10.12.2007 № 170 «О сокращенной продолжительности рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – постановление № 170).
Документ:
Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, утвержденный постановлением № 170 (далее – Список производств с вредными и (или) опасными условиями труда).
Документ:
Кодекс РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Виктория Яловая, юрист
[1] См. извлечение из письма Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2010 № 10-02-16/6915п «О предупреждении работников об изменении существенных условий труда в связи с аттестацией рабочих мест по условиям труда» (http://www.otb.by/articles/3/2542-preduprejdenie-rabotnikov-v-svyazi-s-izmeneniem-suschestvennyh-uslovii-truda)