Справочно:
в постановление Минтруда и соцзащиты и Минтранса Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте» внесены изменения и дополнения.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты и Минтранса Республики Беларусь от 03.12.2014 № 103/40 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 180/128».
Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты и Минтранса Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128 (далее – Правила), устанавливают требования по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта. Требования по охране труда, содержащиеся в Правилах, направлены на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работающих, обязательны для исполнения всеми работодателями при осуществлении ими деятельности по организации производства и труда при эксплуатации транспортных средств.
Справочно:
автомобильный транспорт – автомобили, прицепы и полуприцепы к автомобилям;
городской электрический транспорт – трамваи, троллейбусы; транспортные средства – автомобили, прицепы и полуприцепы к автомобилям, трамваи, троллейбусы.
Справочно:
эксплуатация транспортных средств должна осуществляться с соблюдением требований Правил, Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70.
Подготовка транспортных средств к выезду
Перед выездом в рейс ознакомьте водителя автомобиля с метеорологическими условиями по маршруту его движения и особенностями перевозимого груза.
При направлении водителя автомобиля в рейс продолжительностью более одних суток с ним необходимо провести целевой инструктаж по охране труда.
При направлении в рейс группы водителей на двух и более автомобилях на срок более двух суток работодателем из числа водителей автомобилей назначается лицо, ответственное за организацию охраны труда. Указания этого лица в части соблюдения требований по охране труда должны выполняться всеми водителями данной группы.
При подготовке к выезду транспортное средство подлежит осмотру в установленном работодателем порядке лицом, уполномоченным работодателем, и водителем на предмет соответствия его технического состояния требованиям НПА, в т.ч. ТНПА, проверки его исправности, комплектности. Для осмотра транспортного средства в темное время суток используются переносные электрические светильники с предохранительной сеткой напряжением не выше 12 В или электрический фонарь с автономным питанием.
На бортах автомобилей-самосвалов должна быть нанесена контрастной несмываемой краской надпись «Не работать без упора под поднятым кузовом!».
Внутренние стенки кузовов грузовых автомобилей, полуприцепов-рефрижераторов не должны иметь повреждений, которые могут привести к травмированию работающего.
При выезде транспортных средств с газовой топливной аппаратурой проводится осмотр и проверка герметичности и исправности газовой аппаратуры.
Герметичность соединений, газопроводов, клапанов газового редуктора проверяется с помощью специальных приборов или мыльной эмульсией.
При подготовке троллейбуса к выезду водитель троллейбуса должен проверить целостность штанговых канатов и их крепление к кольцам.
Перед запуском двигателя необходимо убедиться, что автомобиль заторможен стояночным тормозом, а рычаг переключения передач поставлен в нейтральное положение (для транспортных средств с механической трансмиссией) или в положение «паркинг» (для транспортных средств с автоматической трансмиссией и вариаторами).
При запуске двигателя автомобиля пусковой рукояткой следует:
– брать пусковую рукоятку рукой, не отделяя при этом большой палец от остальных пальцев руки;
– использовать пусковую рукоятку для запуска двигателя автомобиля только в дорожных условиях при неисправности стартера или аккумуляторной батареи;
– устанавливать позднее зажигание при регулировке угла опережения зажигания.
При запуске двигателя автомобиля пусковой рукояткой не допускается:
– применять какие-либо рычаги и усилители, действующие на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала;
– осуществлять запуск двигателя транспортного средства путем его буксировки другим транспортным средством.
Движение транспортных средств по территории мест хранения (стоянки)
Скорость движения транспортных средств по территории мест их хранения (стоянки) или ремонта устанавливается работодателем с учетом местных условий и обеспечения безопасности движения и не должна превышать 5 км/ч.
Справочно:
движение транспортных средств по территории организации регулируется дорожными знаками в соответствии с требованиями Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения», других НПА, в т.ч. ТНПА.
Маневровые работы на территории мест хранения (стоянки) или ремонта транспортных средств, в зонах расстановки транспортных средств вне этой территории проводятся в порядке, определенном работодателем.
Маневровые работы проводятся в соответствии с указаниями специально назначенного работодателем лица (при его отсутствии – диспетчера) и должны осуществляться в соответствии с установленным работодателем схематическим планом расстановки транспортных средств.
Управление трамваем (троллейбусом) при маневровых работах осуществляется водителем трамвая (троллейбуса), допущенным в установленном работодателем порядке к производству маневровых работ.
Передвижение (перемещение) трамваев (троллейбусов) на осмотровых канавах или в ремонтных мастерских проводится под руководством руководителя работ, который обязан лично убедиться в отсутствии работающих в осмотровых канавах, на крыше трамваев (троллейбусов), лестнице, подножках и других выступающих частях транспортных средств.
Передвижение и постановка на осмотровую канаву неисправного трамвая (троллейбуса) разрешается его буксировкой другим транспортным средством на жесткой сцепке.
При маневровых передвижениях трамвая (троллейбуса) в местах ремонта трамвайного пути или дорожного покрытия водителю трамвая (троллейбуса) необходимо проявлять повышенную внимательность и принимать меры для исключения наезда на работающих.
При выполнении маневровых работ в темное время суток разрешается включать фары только ближнего света, а при движении задним ходом необходимо включить звуковой сигнал.
Не допускается проводить маневровые работы с трамваем путем отрыва токоприемников трамвая от контактных проводов и движения по инерции. При подаче трамвая назад оттягивать и поддерживать дуговой токоприемник необходимо за канат, не наматывая его на руку. Включение и отключение междувагонного кабеля должно производиться при снятом и закрепленном токоприемнике.
Справочно:
работы по сцепке трамвайных вагонов перед выпуском на линию должны обеспечивать безопасность работающих, осуществляющих маневровые работы, а также других лиц, находящихся на территории трамвайного парка. Руководство сцепкой трамвайных вагонов и маневровыми работами осуществляет специально назначенное работодателем лицо, при его отсутствии – диспетчер, осуществляющий руководство работающими, выполняющими сцепку трамвайных вагонов.
Сцепка трамвайных вагонов (троллейбусов) при маневровых работах в местах их хранения (стоянки) или ремонта должна проводиться с соблюдением требований по сцепке и буксировке трамвайных вагонов (троллейбусов), установленных работодателем.
При сцепке трамвайных вагонов должны соблюдаться следующие требования:
– сцепные устройства должны соответствовать ТНПА;
– буксируемый трамвайный вагон должен быть заторможен;
– буксирующий трамвайный вагон должен подаваться к буксируемому трамвайному вагону по сигналу лица, проводящего сцепку, медленно, толчками (на первой позиции контроллера). При сцепке водитель должен пользоваться ручным тормозом (кроме трамвайных вагонов, конструкцией которых этот тормоз не предусмотрен);
– сцепку трамвайных вагонов следует осуществлять с применением соответствующих средств индивидуальной защиты рук;
– перед сцепкой необходимо визуальным осмотром убедиться в исправности сцепного устройства;
– при разнотипных сцепных устройствах применяется специально изготовленная буксировочная сцепка;
– движение трамвая по соседнему пути при сцепке трамвайных вагонов не допускается.
При сцепке трамвайных вагонов подача низковольтного и высоковольтного напряжения проводится с помощью междувагонного штепсельного соединения при опущенных и закрепленных токоприемниках.
Соединение выполняется последовательно от прицепных трамвайных вагонов к головному.
Безопасность при проведении ремонтных работ
После постановки трамвая (троллейбуса) на осмотровую канаву или в ремонтную зону (мастерскую) водитель трамвая (троллейбуса) должен затормозить трамвай (троллейбус), выключить все электрические цепи, снять токоприемники с контактных проводов, опустить и закрепить штанги токоприемников.
Порядок снятия и подачи напряжения в контактную сеть на территории мест хранения (стоянки) или ремонта трамваев (троллейбусов) определяется работодателем.
При опробовании под напряжением электрооборудования трамваев (троллейбусов) после его ремонта подъем токоприемников проводится водителем трамвая (троллейбуса), допущенным к проведению маневровых работ, в присутствии руководителя работ, который должен лично убедиться в безопасности работающих.
Работающим, выполняющим ремонт трамваев (троллейбусов), не разрешается самостоятельно поднимать токоприемники при наличии напряжения в контактной сети при проведении маневровых работ. Выезд с осмотровой канавы осуществляется водителем трамвая (троллейбуса), допущенным к проведению маневровых работ, с разрешения руководителя работ.
Работа на транспортных средствах
При заправке транспортного средства топливом заправочные пистолеты необходимо брать только в соответствующих средствах индивидуальной защиты рук.
Перед заправкой системы охлаждения двигателя антифризом (тосолом) необходимо проверить герметичность системы охлаждения (в соединительных шлангах, радиаторе, сальниках водяного насоса), промыть систему охлаждения чистой горячей водой.
При осуществлении операций с антифризом (тосолом) необходимо принять меры, исключающие попадание в него нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, масла).
Справочно:
перечень ремонтных работ, которые могут выполняться водителем на линии, устанавливается работодателем.
Внимание!
Водитель не вправе самовольно привлекать к ремонту транспортного средства на линии посторонних лиц.
При работе на транспортных средствах не допускается:
– выполнять какие-либо работы, находясь под транспортным средством, вывешенным только на домкрате, без установки специальной подставки (козелка);
– использовать для установки под вывешенное транспортное средство не установленные настоящими Правилами и другими НПА, в т.ч. ТНПА, предметы;
– подавать транспортное средство на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней нет ограждения и колесоотбойного бруса;
– перемещать транспортное средство с поднятым кузовом;
– подогревать двигатель транспортного средства открытым пламенем;
– использовать в кабине транспортного средства не предусмотренные конструкцией средства для обогрева.
Во время стоянки транспортных средств водителям и другим лицам не допускается отдыхать в кабине, салоне или закрытом кузове транспортного средства при работающем двигателе.
Справочно:
работы по снятию, установке и креплению тентов автомобилей и прицепов проводятся в соответствии с инструкцией по охране труда, разрабатываемой работодателем в соответствии с Типовой инструкцией по охране труда при выполнении работ по снятию, установке и креплению тентов автомобилей и прицепов, утвержденной постановлением Минтранса Республики Беларусь от 29.09.2014 № 33, другими НПА, в т.ч. ТНПА.
Справочно:
при проведении погрузочно-разгрузочных работ, размещении и креплении грузов на транспортном средстве обеспечивается выполнение требований Межотраслевых правил по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 12.12.2005 № 173, других НПА, в т.ч. ТНПА.
Перед заправкой транспортных средств с газобаллонным оборудованием газовым топливом необходимо заглушить двигатель, выключить зажигание, закрыть магистральный вентиль. Расходные вентили при этом должны быть открыты.
После наполнения газовых баллонов газом необходимо закрыть сначала выходной вентиль на заправочной колонке, а затем – наполнительный вентиль на газовой топливной аппаратуре транспортного средства.
Отсоединять газонаполнительный шланг можно только после закрытия вентилей.
В случае разгерметизации газонаполнительного шланга необходимо немедленно закрыть выходной вентиль на газонаполнительной колонке, затем – наполнительный вентиль на газовой топливной аппаратуре транспортного средства.
При заправке транспортных средств с газобаллонным оборудованием не допускается:
– стоять около газонаполнительного шланга и газовых баллонов;
– регулировать соединения топливной системы транспортных средств с газобаллонным оборудованием;
– работать без средств индивидуальной защиты рук;
– заправлять газовые баллоны в случае обнаружения разгерметизации газовой топливной аппаратуры;
– заправлять газовые баллоны, срок технического освидетельствования которых истек;
– применять дополнительные рычаги для закрытия или открытия расходных, магистральных и наполнительного вентилей газовой топливной аппаратуры;
– останавливать транспортное средство с газобаллонным оборудованием ближе 5 м от места работы с открытым огнем;
– проверять герметичность соединений газопроводов, газовой топливной аппаратуры огнем.
При протирке стекол кабины водитель транспортного средства должен стоять на подножках, надежно держаться за поручни и соблюдать осторожность.
Водителю трамвая (троллейбуса) не допускается пользоваться обогревательными устройствами при незакрепленных или неисправных предохранительных кожухах, а также при их отсутствии.
При работе на линии во время грозы водитель трамвая должен включить не менее 2 групп освещения.
При работе на линии водителю троллейбуса не допускается:
– переключать реверсор каким-либо другим способом, кроме реверсионной рукоятки;
– включать и отключать реостаты обогрева кабины водителя;
– производить буксировку или маневрирование на реостатных позициях в течение длительного времени;
– эксплуатировать троллейбус при величине тока утечки, превышающей максимально допустимую норму 3,0 мА.
При сходе токоприемников с контактных проводов водитель троллейбуса должен затормозить его ручным (стояночным) тормозом, отключить электроаппаратуру, поставить реверсор в нулевое положение, снять рукоятку реверсора и взять ее с собой, надеть сигнальный жилет и электроизолирующие перчатки (в сырую погоду), затем закрыть кабину и, соблюдая осторожность, выйти из троллейбуса. Убедившись в полной безопасности выполнения работы и отсутствии близко проезжающего транспорта, приступить к постановке токоприемников на контактные провода.
При выходе из трамвая для осуществления стрелочного перевода вручную водитель трамвая должен надеть сигнальный жилет и соблюдать осторожность. Выходить на проезжую часть дороги можно, предварительно убедившись в безопасности.
Стрелочный перевод вручную осуществляется водителем трамвая при помощи специального инструмента.
При работе на линии водителю троллейбуса разрешается выполнять без вызова технической помощи:
– смену предохранителей электрооборудования (при снятых токоприемниках);
– установку и ремонт головок токоприемников;
– смену контактных вставок токоприемников;
– регулирование дверей;
– регулирование гаек крепления колес и гаек фланцев полуосей;
– регулирование работы стеклоочистителей (без их разборки).
Хранение (стоянка) транспортных средств
Хранение (стоянка) транспортных средств допускается в помещениях и на специально отведенных для хранения (стоянки) транспортных средств площадках (открытых или с навесами).
Площадки и полы в помещениях для хранения (стоянки) транспортных средств должны иметь разметку, определяющую места расстановки и проездов транспортных средств.
Помещения для хранения (стоянки) транспортных средств должны иметь ворота, открывающиеся наружу и фиксируемые в открытом положении. Проезд перед воротами должен постоянно оставаться свободным.
Помещения для хранения (стоянки) транспортных средств должны иметь естественное проветривание и приточно-вытяжную вентиляцию.
Ширина проезда между транспортными средствами в помещениях для хранения (стоянки) должна быть достаточной для свободного въезда транспортного средства на свое место (за один маневр), а расстояние от границы проезда до транспортного средства должно быть не менее 0,5 м.
После постановки транспортного средства в помещение для хранения (стоянки) двигатель должен быть выключен. Пуск двигателя для любых целей, кроме выезда транспортного средства из помещения для хранения (стоянки), не допускается.
Поверхность открытых площадок для хранения (стоянки) транспортных средств должна быть ровной, а также иметь уклон для стока воды и очищаться от грязи, снега и льда.
Открытые площадки для хранения (стоянки) транспортных средств с газобаллонным оборудованием, а также посты (площадки) для выпуска сжатого природного газа должны располагаться на расстоянии не менее 15 м от открытых площадок для хранения (стоянки) транспортных средств, работающих на жидком топливе.
На транспортном средстве, поставленном на место хранения (стоянки), должно быть выключено зажигание (подача топлива). Транспортное средство должно быть заторможено стояночным тормозом.
При хранении (стоянке) транспортных средств с газобаллонным оборудованием подогрев газового оборудования транспортного средства разрешается производить только с помощью горячей воды, пара или горячего воздуха.
Транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны храниться на открытых площадках, под навесами или в изолированных одноэтажных помещениях, имеющих непосредственный выезд наружу и оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией.
Площадки для хранения (стоянки) транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны располагаться на расстоянии не менее 12 м друг от друга и от площадок для хранения (стоянки) других транспортных средств.
На площадке для хранения (стоянки) транспортных средств допускается хранение (стоянка) не более 50 транспортных средств.
Транспортные средства, требующие ремонта, должны храниться отдельно от исправных транспортных средств.
Виктор Кац, инженер по охране труда