За 10 лет существования мобильные группы доказали свою необходимость и показали эффективность работы в профилактике нарушений законодательства об охране труда и предупреждении несчастных случаев на производстве. О работе мобильных групп читайте в данной статье.
Начиная с 2005 г. при содействии Департамента государственной инспекции труда с целью оперативного оказания руководителям и специалистам организаций агропромышленного комплекса практической и методической помощи в обеспечении безопасности труда при организации и проведении массовых механизированных сельскохозяйственных работ во всех районах республики инициируется создание мобильных групп.
Впоследствии сфера деятельности мобильных групп была распространена на организации строительного комплекса, а с недавнего времени мобильные группы, созданные при исполкомах, получили возможность осуществлять мониторинг состояния охраны труда во всех организациях, расположенных на подведомственной территории.
Справочно:
мобильные группы при исполкомах были созданы на основании ст. 10 «Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области охраны труда» Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон).
Мобильные группы, созданные при исполкомах
Мобильная группа создается решением гор(рай)исполкома и осуществляет свою деятельность в отношении организаций, расположенных на подведомственной территории.
Руководство мобильной группой возлагается на одного из заместителей председателя гор(рай)исполкома, который одновременно является председателем районной комиссии по профилактике производственного травматизма, имеющейся в каждой административной единице.
В состав группы включаются представители управлений по труду, занятости и социальной защите и управления сельского хозяйства исполкома, Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты, органов внутренних дел (государственной автомобильной инспекции) МВД; органов, осуществляющих государственный санитарный надзор (районного центра гигиены и эпидемиологии) Минздрава; органов государственного пожарного надзора и Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС; органов государственного энергетического надзора Минэнерго; органов, осуществляющих контроль за соблюдением правил технической эксплуатации тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования (Гостехнадзора Минсельхозпрода); профессиональных союзов – всего 9–11 человек.
В работе мобильной группы могут принимать участие также представители органов прокуратуры, КГК.
Задачи мобильных групп
Мобильная группа по оказанию практической и методической помощи в обеспечении соблюдения законодательства об охране труда в сельском хозяйстве в первую очередь создается для оказания практической и методической помощи организациям в обеспечении соблюдения законодательства об охране труда, профилактике производственного травматизма.
Второй важнейшей задачей мобильной группы является сбор информации о реальном состоянии работы по охране труда в организациях и выработка предложений для направления деятельности государственных органов в области охраны труда.
Работа мобильных групп
Мобильная группа осуществляет свою работу на основании квартальных планов, уверждаемых руководителем мобильной группы. План формируется на основании статистических данных по уровню травматизма на данной территории, наличия организаций с повышенным уровнем производственных рисков, опасных промышленных объектов, данных проверок, проводимых контрольно-надзорными органами. При этом также учитывается сезонный характер работ в отдельных отраслях (строительство, сельское хозяйство) и необходимость повышенного внимания к ним в определенные периоды календарного года, в частности, план работы мобильной группы должен предусматривать посещение мобильной группой каждой сельскохозяйственной организации, расположенной на подведомственной территории, в период проведения массовых посевных и уборочных работ.
По решению руководителя мобильной группы планы ее работы могут размещаться на сайте райисполкома.
Порядок обследования объекта
О посещении мобильной группой организации ее руководитель должен быть уведомлен не позднее чем за 1 рабочий день, но при необходимости обеспечения оперативности работы мобильной группы по решению ее руководителя посещение организации может быть проведено и без предварительного уведомления ее руководителя.
Круг вопросов, которые изучает мобильная группа при посещении организации, обширен настолько, что как нормативный документ перечень вопросов просто не существует.
Что проверяют?
Во-первых, каждая из служб, представители которой участвуют в работе мобильной группы, рассматривает круг вопросов, входящих в их компетенцию.
Во-вторых, при посещении, например, строительного объекта мобильная группа сосредотачивается именно на вопросах, которые ограничиваются рамками конкретно данной стройплощадки, и не входит в изучение документов прохождения медицинских осмотров работниками, поскольку вся документация по ним хранится в центральном офисе организации, а на объекте отсутствует.
В то же время обязательно проверяется наличие спецодежды и иных средств индивидуальной защиты, наличие проекта производства работ и ознакомление с ним работников, в т.ч. временно присутствующих на стройплощадке, организация бытовых помещений, состояние временных сетей электроснабжения, наличие необходимых дорожных знаков и схем движения транспорта по территории стройплощадки, работа грузоподъемных механизмов и средств механизации и т.п.
Важно!
В отличие от проведения плановой проверки при мониторинге строительного объекта проверяется работа всех организаций (генподрядчика и субподрядчиков), работники которых присутствуют в данный момент времени на объекте.
В-третьих, мобильная группа может согласно решению комиссии по профилактике травматизма исследовать какой-нибудь вопрос в целом по району, независимо от ведомственной принадлежности организаций. Например, может быть организован выезд группы по изучению состояния подготовки отопительных систем к осенне-зимнему сезону, и в рамках одного выезда может быть проведено посещение организаций здравоохранения, образования, сельского хозяйства и промышленности с посещением только их котельных и изучением вопросов подготовки оборудования, инженерных сетей, подготовки персонала и т.п.
В период проведения массовых механизированных полевых работ мобильная группа изучает исключительно вопросы соблюдения сельскохозяйственными организациями требований безопасности, установленных законодательством об охране труда при производстве указанных видов работ, будет посещать мехдворы, склады ядохимикатов и зерносклады и не появится на фермах.
Чего ждать?
Отмечаем, что, в отличие от плановой или внеплановой проверки, при проведении мониторинга организации мобильной группой представители контрольно-надзорных органов не применяют штрафные санкции при выявлении нарушений законодательства.
Однако они имеют право в случае выявления грубых нарушений, прямо угрожающих жизни и здоровью работающих, приостановить выполнение работ или деятельность организации до устранения нарушений.
Запись в книгу проверок и ревизий при проведении мониторинга мобильная группа не производит: мониторинг не является проверкой (Указ № 510).
Результаты посещения организации мобильной группой оформляются в виде рекомендации.
Рекомендация должна содержать следующую информацию:
– дату посещения организации мобильной группой;
– наименование организации, которой выдается рекомендация, ее местонахождение и подчиненность (при наличии);
– описание выявленных фактов нарушения законодательства об охране труда;
– рекомендации по устранению выявленных нарушений и сроки их устранения;
– адрес и срок информирования мобильной группы о выполнении рекомендаций.
Рекомендация в 2 экземплярах подписывается руководителем мобильной группы и направляется руководителю организации. Второй экземпляр остается в мобильной группе для контроля за результатами ее рассмотрения. Если в ходе работы мобильной группы обследовались несколько организаций, рекомендации составляются и направляются каждой из них в отдельности.
Что необходимо сделать?
Рекомендация, выданная мобильной группой, является обязательной для рассмотрения руководителем организации в течение 5 рабочих дней со дня ее получения.
При наличии возражений по содержанию рекомендации руководитель организации имеет право в течение указанного срока направить письменные возражения руководителю мобильной группы. Возражения организации в течение 5 рабочих дней рассматривает руководитель мобильной группы, который по результатам их рассмотрения принимает решение об их полном или частичном удовлетворении либо об отказе в их удовлетворении. Решение руководителя мобильной группы доводится до сведения организации.
При отсутствии возражений организации по содержанию рекомендаций мобильной группы или принятии руководителем мобильной группы решения об отказе в удовлетворении возражений организации, указанные рекомендации являются обязательными для исполнения в установленные в них сроки.
Последствия невыполнения рекомендаций
При получении информации о невыполнении рекомендаций, отсутствии в установленный в рекомендации срок информации от организации об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда или имеющейся в распоряжении мобильной группы информации о неисполнении ее рекомендаций члены мобильной группы инициируют в порядке, установленном контролирующими (надзорными) органами, проведение внеплановых проверок названной организации в соответствии с требованиями подп. 9.1 п. 9 Указа № 510.
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).
Поэтому проигнорировать рекомендации мобильной группы не получится – себе дороже.
Анализ деятельности мобильной группы
Результаты деятельности мобильной группы ежеквартально анализируются, и результаты анализа направляются для принятия при необходимости мер реагирования в райисполком, а также для сведения – в соответствующие органы прокуратуры. При необходимости руководитель мобильной группы может инициировать рассмотрение вопроса о соблюдении законодательства об охране труда в организациях, расположенных на подведомственной территории, на заседании райисполкома.
Эффективность и результаты деятельности мобильных групп не реже 1 раза в полугодие анализирует комиссия по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости при исполкоме.
Нужны ли сегодня мобильные группы?
Как показывает практика, сегодня есть объективная необходимость изучения реального состояния работы по охране труда в организациях с целью выработки управленческих решений, направленных на улучшение условий и охраны труда работающих. Ведь, несмотря на проводимую министерствами и исполкомами определенную организационную работу по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, наниматели допускают повторяющиеся из года в год нарушения требований охраны труда, характерные для той или иной отрасли.
Особенно часто эти нарушения встречаются в строительной отрасли, сельском хозяйстве, системе Белкоопсоюза, организациях малого предпринимательства. Следствием нарушений требований безопасности труда является высокий уровень производственного травматизма в указанных отраслях на протяжении последних лет.
Справочно:
основными формами работы мобильной группы являются посещение организаций и проведение заседаний.
Справочно:
в работе мобильной группы могут принимать участие представители органов прокуратуры (по согласованию).
Справочно:
при посещении организации члены мобильной группы вправе:
входить на территории и (или) объекты организации, являющиеся общедоступными, а на иные территории и (или) объекты – с согласия руководителя организации;
использовать Интернет, видео- и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (надзора).
Справочно:
при посещении организации члены мобильной группы изучают вопросы соблюдения требований нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов, регламентирующих безопасное производство работ.
Справочно:
для осуществления контроля за результатами выполнения рекомендаций руководителем мобильной группы могут назначаться повторные (контрольные) обследования организаций.
Виктор Серый, инженер по охране труда