Аттестация рабочих мест является специальной процедурой, дающей точную информацию об условиях труда, вредных и опасных факторах производственной среды, имеющихся на конкретных рабочих местах, тяжести и напряженности трудового процесса. В интервью начальник государственной экспертизы условий труда и охраны труда Комитета по труду, занятости и социальной защите Минского облисполкома Оксана Николаевна Ковалева ответила на вопросы читателей, поступающие на «горячую линию» журнала «Я – специалист по охране труда».
– Во 2-м полугодии текущего года одно из производств предприятия переезжает на новые площади в реконструируемом здании. В марте истекает срок действия результатов очередной аттестации рабочих мест по условиям труда. Возможно ли продлить сроки действия результатов аттестации? Ведь проводить аттестацию на старой площадке сейчас экономически нецелесообразно. Действовать они будут очень непродолжительный срок, а на новой площадке аттестацию придется проводить заново.
Документ:
Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 (далее – Положение).
– Как уже неоднократно говорилось, в соответствии с Положением аттестация проводится один раз в 5 лет. При этом начало и продолжительность проведения аттестации определяются с учетом того, что она должна быть завершена до окончания действия результатов предыдущей аттестации.
Аттестация считается завершенной со дня издания приказа нанимателя об утверждении ее результатов.
Действующим законодательством, регламентирующим проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций работающим по ее результатам, продление сроков действия аттестации не предусмотрено.
По истечении сроков действия результатов аттестации оснований для предоставления работникам компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленных в соответствии с этими результатами, не имеется.
Действительно, экономически необоснованно проведение аттестации, срок действия результатов которой будет составлять 2–3 месяца, так как и проведение инструментальных замеров факторов производственной среды, и составление карт фотографии рабочего времени и карт условий труда, конечно же, требуют немалых финансовых затрат и затрат рабочего времени большого количества работников (что в конечном итоге тоже выливается в финансовые затраты).
Не могла идти здесь речь и о заблаговременном проведении внеочередной аттестации (вопрос о том, возможно ли провести аттестацию заранее: не через 5 лет, а, скажем, через 4 или 3,5 года и считать ее внеочередной, также достаточно часто задается), поскольку Положением четко регламентированы случаи, когда проводится внеочередная аттестация (переаттестация) рабочих мест по условиям труда:
– в случае изменения законодательства, требующего ее проведение;
– при изменении условий труда в связи с заменой либо модернизацией производственного оборудования, заменой сырья и материалов, изменением технологического процесса и средств коллективной защиты;
– по требованию органов государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь;
– по инициативе нанимателя (при улучшении условий труда), профсоюза (профсоюзов).
Данный перечень является исчерпывающим.
В вашем случае в процессе реконструкции производство переносится на новую площадку, где будут организованы новые рабочие места.
Аттестация на вновь созданных рабочих местах проводится по мере освоения производственных мощностей в соответствии с утвержденными проектами о новом строительстве и реконструкции объектов производственного назначения. Приказ нанимателя об утверждении результатов аттестации должен быть издан в 6-месячный срок со дня создания новых рабочих мест (п. 18 Положения).
При этом результаты аттестации, проведенной на новых рабочих местах, применяются со дня создания этих рабочих мест, если они подтверждают право работника на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, устанавливают обязанности нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию.
Доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенная продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются с даты издания приказа нанимателя об утверждении результатов аттестации, проведенной на новых рабочих местах.
Утверждение о том, что в какой-то степени пострадают работники, лишившись на некоторое время имеющихся компенсаций, считаю некорректным. Давайте будем объективны. Хочу напомнить, что право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенная продолжительность рабочего времени за работу с вредными и(или) опасными условиями труда, оплата труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам аттестации предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы с вредными и (или) опасными условиями труда не менее 80 % от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством.
Возможна ли такая полная занятость в условиях, когда фактически производство сворачивается, готовится к переезду или уже постепенно переезжает на новую площадку, производится демонтаж оборудования, работники в т.ч. задействованы и на других работах, не связанных с основной деятельностью? Но в то же время компенсации хотят предоставлять так, как будто ничего не меняется.
Обращаю внимание, что учет занятости работников во вредных и (или) опасных условиях труда должен вестись нанимателем.
На мой взгляд, действительно нецелесообразно проводить аттестацию в данном случае, так как занятость работников выполнением работы с вредными и (или) опасными условиями труда не менее 80 % от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством, просто не будет иметь место.
При этом в наиболее оптимальные сроки следует провести аттестацию на новых рабочих местах. И опять же, надеюсь, при объективном проведении аттестации результаты должны быть близки к оптимальным либо допустимым. Ибо любая реконструкция или модернизация в первую очередь предусматривает улучшение условий труда работающих, для чего затрачиваются значительные материальные средства. Согласитесь, что значительные финансовые затраты, приводящие в конечном итоге к прежней ситуации с компенсациями по условиям труда или, что еще хуже, к увеличению таких компенсаций, вызывают массу вопросов.
– Сотрудник работал мастером котельной на деревообрабатывающем предприятии. Он полагает, что имеет право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда. Результатами аттестации данного рабочего места всегда набиралось необходимое количество баллов для подтверждения права на пенсию по Списку № 2. Однако в назначении пенсии ему отказали, разъяснив, что условия его работы не подпадают под условия Списка № 2. Правильно ли это, ведь аттестацией право на пенсию подтверждалось?
– При исчислении стажа, работы, дающей право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, с 1 января 1993 г. применяются Список № 1 и Список № 2, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005 № 536.
Список № 1 и Список № 2 состоят из 3 разделов. В разд. I указаны профессии рабочих, в разд. II – должности служащих.
Для отдельных профессий рабочих и должностей служащих приведены дополнительные условия и показатели, при которых работники, занятые в данной профессии или должности, пользуются правом на пенсию по указанным позициям Списка № 1 и Списка № 2.
В разд. III Списка № 1 и Списка № 2 указаны виды работ, производств, отдельные показатели и категории работников. Правом на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда пользуются работники, непосредственно занятые в технологическом процессе, на ремонте оборудования или выполняющие другие работы, указанные в соответствующей позиции Списка № 1 и Списка № 2.
При определении права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда в соответствии с пунктами «а» и «б» ст. 12 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» особые условия труда, предусмотренные Списком № 1 и Списком № 2, должны быть подтверждены результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.
Списком № 2 (разд. II) предусмотрена должность «мастер», в т.ч. старший, (код 23187) с рядом дополнительных условий, в т.ч. кузнечно-прессовое производство, котельные, судостроительные и судоремонтные работы, термическая обработка.
В данном случае котельные работы следует рассматривать как производство. К работникам, занятым на котельных работах, следует относить работников, выполняющих работы по изготовлению котлов и котельного оборудования (проводящие трубы, решетки, поддоны и др.), а не эксплуатацию котлов.
Обязательными для подтверждения права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда в связи с вышеизложенным являются:
– наличие профессии, должности, видов работ, производств, отдельных показателей и категорий в соответствующих разделах Списка № 1 и Списка № 2;
– соблюдение дополнительных условий и показателей (если они предусмотрены), при которых работники, занятые в данной профессии или должности, пользуются правом на пенсию по указанным позициям Списка № 1 и Списка № 2;
– подтверждение особых условий труда, предусмотренных Списком № 1 и Списком № 2, результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.
Все три приведенных условия применяются в комплексе. При отсутствии хотя бы одного из них основания для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда не имеется.
В вашем случае не соблюдается дополнительное условие Списка № 2: занятость в качестве мастера котельной на деревообрабатывающем производстве не может быть отнесена к котельным работам. В связи с чем работнику правомерно отказано в назначении пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда.
Установленный определенный класс (до 2008 г. – балл) условий труда по результатам аттестации предусматривает для работника, помимо права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, и другие компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а именно: дополнительный отпуск, повышенный размер оплаты труда путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Контроль за правильностью применения списков, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также надзор за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления работникам компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с полномочиями, возложенными действующими законодательством, осуществляют органы государственной экспертизы условий труда, куда в случае возникновения вопросов вправе обратиться как наниматель, так и гражданин.
– Работник принят на работу электрогазосварщиком. На его рабочем месте проведена аттестация, по результатам которой установлен класс условий труда 3.2. Ему предоставляется 7 дней дополнительного отпуска, но ежемесячная доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда составляет 10–15 тыс. руб. Правильно ли это?
Документ:
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2014 № 575 «О некоторых вопросах предоставления компенсаций по условиям труда» (далее – постановление № 575).
– Право на компенсацию в виде оплаты труда в повышенном размере путем установления доплат имеют работники, занятые полный рабочий день на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, подтвержденными результатами аттестации рабочих мест по условиям труда. При этом указанная компенсация предоставляется работникам в дни занятости выполнением этих работ в течение не менее 80 % ежедневной продолжительности работы (смены), установленной в соответствии с законодательством (постановление № 575).
Размер доплат определяют в зависимости от класса и степени вредности этих условий труда, установленных при аттестации.
Указанные доплаты устанавливают в процентах от тарифной ставки 1-го разряда, установленной в организации, или фиксированной денежной величины, определяемой нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иного локального нормативного правового акта, принятых согласно законодательству.
При классе условий труда 3.2 устанавливается доплата в размере 0,14 % от тарифной ставки 1-го разряда или фиксированной величины, определенной нанимателем, за 1 ч работы в условиях труда, соответствующих классу.
Размер доплат, рассчитанных от фиксированной величины, не может быть ниже размера доплат, рассчитанных от тарифной ставки 1-го разряда, устанавливаемой Правительством для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2015 № 109 тарифная ставка 1-го разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, установлена с 1 февраля 2015 г. в размере 277 тыс. руб. До сих пор ее размер составлял 275 тыс. руб.
Ответить однозначно на этот вопрос можно, только обладая информацией о непосредственной занятости работника на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, учет которой должен вестись нанимателем.
Если занятость на работах с вредными и (или) опасными условиями труда является полной и постоянной, то, конечно же, размер доплат вызывает сомнение.
Рекомендую работнику сначала обратиться за разъяснениями по этому поводу к нанимателю либо в комиссию по трудовым спорам.
Справочно:
аттестация рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация) проводится в целях комплексной оценки условий труда на конкретном рабочем месте для разработки и реализации плана мероприятий по улучшению условий труда, определения права работника на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также для определения обязанностей нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.01.2008 «О профессиональном пенсионном страховании» (п. 2 Положения).
Справочно:
в ходе проведения аттестации подлежат оценке все присутствующие на рабочем месте вредные и опасные факторы производственной среды, тяжесть и напряженность трудового процесса, обусловленные технологическим процессом, применяемом на конкретном рабочем месте оборудованием, выполнением работы, предусмотренной в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих для профессии и Едином квалификационном справочнике должностей служащих для должности, должностной (рабочей) инструкцией, трудовым договором (п. 7 Положения).
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005 № 536 «О списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда».
Справочно:
Список производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 1), утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005 № 536.
Справочно:
Список производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда,занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 2), утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005 № 536.
Справочно:
измерения и исследования уровней вредных и опасных факторов производственной среды для аттестации проводят испытательные лаборатории, аккредитованные в соответствии с требованиями системы аккредитации Республики Беларусь (п. 8 Положения).
Справочно:
внеочередная аттестация (переаттестация) проводится:
– в случае изменения законодательства, требующего ее проведение;
– при изменении условий труда в связи с заменой либо модернизацией производственного оборудования, заменой сырья и материалов, изменением технологического процесса и средств коллективной защиты;
– по требованию органов государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь;
– по инициативе нанимателя (при улучшении условий труда), профсоюза (профсоюзов).
Внеочередная аттестация (переаттестация) считается завершенной и ее результаты применяются с даты издания приказа об утверждении результатов внеочередной аттестации (переаттестации) (п. 17 Положения).