29 марта в редакции журнала «Я – специалист по охране труда» состоялась «Прямая линия» на тему «Проводим аттестацию рабочих мест по условиям труда по новым правилам». На вопросы подписчиков журнала отвечала Шемерей Татьяна Григорьевна – начальник испытательной лаборатории РУП «Республиканский центр охраны труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь». Ответы на наиболее интересные вопросы читайте в настоящей публикации.
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда на рабочем месте выявлены вредные условия труда.
Можно ли на это рабочее место принять работника на условиях совместительства? Сохраняются ли гарантии для работника во вредных условиях труда в этом случае?
Запрещается работать по совместительству лицам моложе 18 лет, а также на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если по основной работе и работе по совместительству законодательством предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 348 ТК).
ВАЖНО!
При приеме на тяжелую работу либо на работу с вредными и (или) опасными условиями труда работодатель вправе потребовать у работника справку о характере и условиях труда по основному месту работы. Если по основному месту работы результатами аттестации рабочих мест по условиям труда подтверждено право работника на сокращенную продолжительность рабочего времени, ему может быть отказано в приеме на работу по совместительству.
Работник может быть принят на рабочее место во вредных условиях труда на условиях совместительства, если для данного рабочего места не предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени. В этом случае компенсации по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда работнику предоставляться не будут, потому что согласно Положению о порядке проведения аттестации компенсации предоставляются работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда полный рабочий день.
Документ:
Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее – Положение о порядке проведения аттестации).
Какие последствия могут наступить для работодателя в случае проведения неточной оценки условий труда?
Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации. За несоблюдение требований этого Положения предусмотрена административная ответственность.
Непроведение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях аттестации, нарушение порядка проведения аттестации, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации, содержащих недостоверные сведения, влекут наложение штрафа от 20 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо – до 10 базовых величин (ч. 3 ст. 9.19 КоАП).
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
С 1 января 2017 г. действует новый порядок проведения аттестации. Введена обязанность нанимателя по формированию перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованию на конкретном рабочем месте.
Кто и как должен составлять такой перечень?
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованию на конкретном рабочем месте, формирует аттестационная комиссия самостоятельно или с привлечением специалистов нанимателя (подп. 5.6 Положения о порядке проведения аттестации). Это могут быть технологи, мастера и другие специалисты, хорошо знающие технологические процессы и оборудование предприятия. Для составления данного перечня можно использовать программу производственного контроля предприятия или согласованные с органами Госсаннадзора планы-графики производственного контроля.
Если документы по результатам аттестации нужно представлять в органы государственной экспертизы условий труда в электронном виде, нужно ли хранить эти документы на бумажном носителе?
Документами по результатам аттестации являются:
– приказ об организации и проведении аттестации;
– приказ об организации и проведении внеочередной аттестации (переаттестации);
– приказ об утверждении аттестации;
– приказ об утверждении внеочередной аттестации;
– перечни рабочих мест, указанные в подп. 12.1–12.7 Положения о порядке проведения аттестации;
– план мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах;
– карты фотографии рабочего времени;
– карты аттестации рабочего места по условиям труда;
– протоколы измерений и исследований уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды;
– протоколы количественных измерений и расчетов показателей тяжести и напряженности трудового процесса;
– копия аттестата аккредитации на право проведения измерений и оценки условий труда привлекаемой для проведения этой работы организации с приложением области аккредитации;
– другие документы (п. 16 Положения о порядке проведения аттестации).
Справочно:
работники, на рабочих местах которых проводилась аттестация, должны быть ознакомлены с итоговыми документами по результатам аттестации (карта аттестации рабочего места по условиям труда, итоговый приказ) под роспись.
Документы по результатам аттестации, необходимые для определения права работника на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда и установления обязанности нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников, наниматель хранит 75 лет.
В модуле электронной формы АРМ размещены только итоговые документы (приказы, карты аттестации рабочего места и перечни к итоговому приказу об утверждении результатов аттестации), поэтому необходимо хранить все документы по результатам аттестации на бумажном носителе в соответствии с требованиями законодательства.
Есть ли в законодательных актах прямое указание на то, кто должен входить в аттестационную комиссию? Кто из должностных лиц организации может выполнять функции председателя комиссии?
Прямых указаний о количественном и должностном составе аттестационной комиссии в нормативных документах нет.
Для организации и проведения аттестации наниматель издает приказ (п. Положения о проведении аттестации), в соответствии с которым:
– утверждается состав аттестационной комиссии организации, определяются ее полномочия, назначаются председатель аттестационной комиссии и лицо, ответственное за ведение и хранение документов по результатам аттестации;
– при необходимости создаются аттестационные комиссии в структурных подразделениях;
– устанавливаются сроки и график проведения работ по аттестации в организации (структурных подразделениях).
В состав аттестационной комиссии рекомендуется включать работников служб охраны труда, кадровой, юридической, организации труда и заработной платы, промышленно-санитарной лаборатории, руководителей структурных подразделений организации, медицинских работников, представителей профсоюза (профсоюзов).
Председателем аттестационной комиссии может быть любое лицо, наделенное полномочиями для принятия решений. Обычно это либо руководитель организации (предприятия), либо его заместители.
Будет ли считаться уменьшение количества дней дополнительного отпуска (или изменение размера доплат) по результатам очередной аттестации изменением существенных условий труда? Необходимо ли соблюдать процедуру уведомления работников в соответствии со ст. 32 ТК?
Не будет. Уведомлять не нужно.
Аттестация проводится в целях комплексной оценки условий труда на конкретном рабочем месте:
– для разработки и реализации плана мероприятий по улучшению условий труда;
– определения права работника на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
– определения обязанностей нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников (п. 2 Положения о порядке проведения аттестации).
Размеры (объемы) и порядок предоставления компенсаций по условиям труда установлены Правительством Республики Беларусь. Наниматель обязан проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда для определения по ее результатам конкретного размера компенсации. При изменении размера (объема) компенсации по условиям труда по результатам проведенной аттестации оснований для применения ст. 32 ТК не имеется.
Может ли организация привлечь для выполнения работ на рабочих местах во вредных условиях труда работников по гражданско-правовому договору (договору подряда)?
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее – Указ № 314).
Отношения работодателя и гражданина, основанные на договоре подряда, регулирует Указ № 314. Прямого запрета на привлечение граждан к выполнению работ во вредных условиях труда в Указе № 314 нет.
Таким образом, при соблюдении всех норм Указа № 314 работодатель может привлекать граждан к выполнению работ во вредных условиях труда, заключив с ними договор подряда.
В организации проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, с результатами которой работник не согласен.
Может ли работник оспорить результаты аттестации рабочих мест по условиям труда?
Все вопросы по порядку проведения аттестации в организации решает аттестационная комиссия предприятия.
При несогласии работника с результатами аттестации он вправе обратиться в аттестационную комиссию, в профсоюзный комитет предприятия. В дальнейшем работник может обратиться в органы государственной экспертизы условий труда областных или Минского горисполкома.
Доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются работникам, занятым на таких работах полный рабочий день. При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работ с вредными и (или) опасными условиями труда не менее 80 % от продолжительности ежедневной работы.
Включаются ли в этот период технологические перерывы?
Полный рабочий день – это время выполнения работ в соответствии с их тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, приведенными в ЕТКС и ЕКСД. Оно должно составлять не менее 80 % от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством (см. Положение о порядке проведения аттестации). При этом в 80 % от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством, включается:
– подготовительно-заключительное время;
– оперативное время (основное и вспомогательное);
– время обслуживания рабочего места в пределах установленных нормативов времени;
– время регламентированных перерывов, включаемых в рабочее время.