При ремонте транспортных средств предприятия применяем металлические подставки (козелки).
Нужно ли проводить их испытания?
Нужно.
Помещения для технического обслуживания и ремонта механических транспортных средств должны оснащаться противооткатными упорами, которые устанавливаются под колесо транспортного средства, страховочными подставками (козелками, тумбами) и специальными подставками на башмаки стоек подъемника в соответствии с технологической потребностью.
При ремонте транспортного средства на линии перед снятием колес необходимо поднять транспортное средство домкратом с установкой страховочных подставок (тумб, козелков) и противооткатных упоров с обеих сторон колеса (п. 147 Межотраслевых правил).
Документ:
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты и Минтранса Республики Беларусь от 04.12.2008 №180/128 (далее – Межотраслевые правила).
Страховочные подставки (козелки, тумбы) предназначены для установки под кузов или ось поднятых транспортных средств с целью их удержания и страховки во время проведения различных ремонтных работ. Использование подставок – обязательное условие при работе с домкратами, так как они обеспечивают безопасность рабочего процесса (усиленная конструкция подставки рассчитана на предотвращение самопроизвольного падения груза).
Страховочные подставки должны надежно устанавливаться на полу, а кузов транспортного средства – прочно опираться на рабочую поверхность каждой опоры.
Конструкция страховочных подставок (козелков, тумб) должна обеспечивать надежность и устойчивость при их применении. На страховочной подставке (козелке, тумбе) должна быть указана максимально допустимая нагрузка. Использование страховочных подставок (козелков, тумб) со следами остаточной деформации не допускается. Запрещается увеличивать высоту страховочных подставок подкладкой посторонних предметов.
Страховочные подставки испытывают в установленном порядке. Порядок эксплуатации, проведения статических испытаний страховочных подставок и их периодичность указываются в эксплуатационной документации завода-изготовителя. Если страховочные подставки (козелки, тумбы) изготовлены на предприятии (в соответствии с конструкторской документацией), то испытания проводят перед их непосредственной эксплуатацией статической нагрузкой больше номинальной на 25 % в течение 10 мин, в дальнейшем ‒ ежегодно, а также после их ремонта (пп. 5.3.2.6, 7.14 СТБ 960-2011).
Результаты проверок металлических подставок (козелков) оформляет специальная комиссия предприятия (определенная приказом) в актах произвольной формы.
Комиссия предприятия проверяет проведение испытаний и проверок исправности применяемых страховочных подставок, принимает меры по недопущению к эксплуатации подставок, не прошедших своевременного испытания.
СТБ 960-2011 устанавливает общие требования безопасности проведения работ при всех видах технического обслуживания и ремонта механических транспортных средств категорий M, N и O по ГОСТ 31286-2005, предназначенных для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования всех категорий.
Согласно классификации механических транспортных средств и прицепов ГОСТ 31286-2005:
– категория М: механические транспортные средства, имеющие не менее 4 колес и используемые для перевозки пассажиров;
– категория N: механические транспортные средства, имеющие не менее 4 колес и предназначенные для перевозки грузов;
– категория О: прицепы (включая полуприцепы).
Документ:
СТБ 960-2011 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. Общие требования безопасности», утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 28.03.2011 №14 (далее – СТБ 960-2011).
Документ:
ГОСТ 31286-2005 «Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация», введенный в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 28.02.2006 № 9 непосредственно в качестве государственного стандарта Республики Беларусь с 01.09.2006 (далее – ГОСТ 31286-2005).
Элла Горюнова, ведущий инженер по охране труда ОАО «Управляющая компания холдинга «Белорусские обои