Обуглившаяся бетонная коробка, дымящиеся остовы десятка автомобилей (в основном клиентов), острый запах гари… Вот нерадостная картина произошедшего на СТО пожара и потерянного бизнеса. Бывшему его владельцу к тому же нужно набраться смелости сообщить о случившемся арендодателю, собственнику… Вряд ли кому-то такая картина понравится. Однако сгоревшая СТО – не такая большая редкость.
По статистике, основными причинами возгораний на СТО автомобилей являются:
– нарушение правил эксплуатации электрооборудования;
– нарушение правил технической эксплуатации и выбора аппаратов защиты электрических сетей (перегрузка сетей);
– нарушение правил пожарной безопасности при проведении электрогазосварочных работ;
– неосторожность при курении.
Смотря как подойти...
Конечно, чтобы жить спокойно, пожарную безопасность нужно обеспечить. В этом вопросе можно отметить три основных подхода:
1) ничего не делать – авось не загорится;
2) кое-как что-то сделать для отвода глаз;
3) оборудовать полноценную противопожарную систему на СТО.
Первый подход встречается не часто, но все же встречается, особенно на небольших предприятиях и сервисах гаражного типа. Казалось бы, всё просто: пообещал пожарному инспектору исправление положения дел в ближайшем будущем или «поговорил по душам», а борьбу за сохранность имущества свел к муштрованию персонала – не курить на территории, соблюдать технику безопасности при сварке и т.д. Но персоналу свойственно ошибаться, и от техногенных чрезвычайных ситуаций никто и никогда не застрахован. К тому же однажды вместо «вашего» пожарного инспектора, уволившегося или пошедшего на повышение, на пороге может появиться молодой специалист в погонах, недавно получивший специальное образование. И тогда дальнейший ход событий становится непредсказуемым. Вполне вероятно, что у нового инспектора могут быть свои взгляды на положение дел, он окажется принципиальным и станет применять все имеющиеся меры административного воздействия, вплоть до закрытия объекта через суд, чтобы добиться установки требуемых систем пожарной безопасности.
Второй подход наименее эффективен: какие-то средства уже потрачены, а результат, по сути, не достигнут. Спокойно спать не получится. Так что все равно придется залезть в карман «по полной», чтобы избежать серьезного удара по бизнесу и выполнить все предписания инспектора, выстроив наконец-таки нормальную противопожарную систему на собственной СТО.
Отсюда становится очевидным выбор – необходимо создавать на автосервисе полноценную и эффективную систему пожарной безопасности.
С чего начать?
Следовало бы начать с азов. Не полениться и ознакомиться с положениями основного нормативного правового документа, которым в деле обеспечения пожарной безопасности являются ППБ Беларуси, конечно – в последней редакции (на сегодня это постановление МЧС Республики Беларусь от 25.02.2016 № 14).
Документ:
Правила пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ Беларуси 01-2014, утвержденные постановлением МЧС Республики Беларусь от 14.03.2014 № 3 (далее – ППБ Беларуси).
В документе, помимо общих требований обеспечения пожарной безопасности (разд. II), эксплуатации инженерного оборудования (разд. III), содержания технических средств противопожарной защиты и первичных средств пожаротушения (разд. IV), организации и проведения работ повышенной опасности (разд. V), касающихся СТО и других производственных объектов, есть п. 5 гл. 33 разд. VII, который прямо указывает на обеспечение пожарной безопасности на СТО. После внимательного изучения этих разделов и пункта следует обратиться к приложениям ППБ Беларуси. В частности, к тем, которые касаются требований к инструкциям, порядка проверки знаний по пожарной безопасности, форм разрабатываемых документов и др.
Далее следует целый список нормативных документов, прямо или косвенно влияющих на надежность функционирования СТО в плане обеспечения пожарной безопасности и вкладываемые для обеспечения такой надежности денежные средства. Актуальный список документов для изучения включает следующие:
1) ГОСТ 12.1.004-91 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования»;
2) ТКП 45-2.02-138-2009 (02250) «Противопожарное водоснабжение. Строительные нормы проектирования»;
3) ТКП 45-2.02-190-2010 (02250) «Пожарная автоматика зданий и сооружений. Строительные нормы проектирования»;
4) TKП 365-2011 (02300) «Системы пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ»;
5) TKП 295-2011 (02300) «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к выбору и эксплуатации»;
6) ТКП 45-2.02-142-2011 (02250) «Здания, строительные конструкции, материалы и изделия. Правила пожарно-технической классификации»;
7) ТКП 45-2.02-242-2011 (02250) «Ограничение распространения пожара. Противопожарная защита населенных пунктов и территорий предприятий. Строительные нормы проектирования»;
8) ТКП 339-2011 (02230) «Электроустановки на напряжение до 750 кВ. Линии электропередачи воздушные и токопроводы, устройства распределительные и трансформаторные подстанции, установки электросиловые и аккумуляторные, электроустановки жилых и общественных здании. Правила устройства и защитные меры электробезопасности. Учет электроэнергии. Нормы приемосдаточных испытаний»;
9) TKП 475-2013 (02300) «Применение средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, необходимых для эвакуации людей в случае возникновения пожара»;
10) TKП 474-2013 (02300) «Категорирование помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности»;
11) СТБ 11.05.03-2010 «Система стандартов пожарной безопасности. Пожарная безопасность технологических процессов. Методы оценки и анализа пожарной опасности. Общие требования»;
12) СТБ 2129-2010 «Здания и сооружения. Порядок определения пожарной нагрузки».
Перечисленные документы применяются к конкретному зданию или помещению и регламентируют всё: от необходимости установки устройства автоматического пожаротушения или пожарной сигнализации до требований к размещению самой СТО и стоянок. Порядок размещения в определенных зданиях авторемонтных предприятий, требования к объемно-планировочным решениям, пределы огнестойкости конструкций и многое другое определяют стоимость огнезащиты.
К наиболее дорогостоящим противопожарным мероприятиям на СТО можно отнести создание системы пожаротушения, установку пожарной сигнализации, огнезащиту металлоконструкций и воздуховодов, установку системы дымоудаления и пожарных кранов.
Обратиться к профессионалам
Приведенный список и требования могут привести в замешательство. Ничего удивительного. По справедливости, руководитель СТО и не должен вникать в подробности. Это дело привлекаемого специалиста по юридическим вопросам, который пригодится и в общении с пожарным инспектором. А еще лучше, не дожидаясь последнего, вызвать пожарного специалиста из независимой аккредитованной или лицензированной организации для проведения пожарного аудита. Он непредвзято проведет оценку противопожарного состояния СТО, укажет на необходимость исправления недочетов и подскажет, как сделать это с наименьшими материальными потерями.
Для проектирования и установки противопожарных систем требуется лицензия МЧС. Нужно внимательно подойти к выбору самой лицензированной организации.
Например, обратиться к Интернету, найти разные компании, сравнить цены и сделать осознанный выбор. Сделать это нужно заранее, поскольку с приходом пожарного инспектора работники начинают суетиться, делать все сразу и с ошибками, а предприятие несет при этом финансовые потери. Иногда вместо установки дорогостоящих систем пожаротушения достаточно установить одну стенку-перегородку, чтобы устранить сразу несколько недостатков.
Привлекаемая аккредитованная организация сделает проект системы пожарной безопасности. Еще на стадии ее проектирования надо активно участвовать в составлении проекта, высказывать свои пожелания. Это позволит сэкономить и, кроме того, учесть особенности СТО, а также ваши потребности. Например, отдельные помещения, такие как кабинет руководителя или склад материальных ценностей, можно вывести в отдельный охранный контур, и при возгорании охранник будет выбивать именно ту дверь, датчики за которой «засветились» на пульте, а не все подряд.
В системах пожарной безопасности на СТО применяются четыре основных типа пожарных сигнализаций:
– вполне эффективная и наиболее часто применяемая дымовая;
– менее эффективная тепловая (часто срабатывает в момент, когда помещение уже выгорело);
– применяемая в больших помещениях линейная;
– используемая в помещениях с дорогим электронным оборудованием пламенная.
На СТО также оборудуются системы пожаротушения четырех типов:
– порошковые, например модульные, так называемые «грибы» с порошком. Их основной плюс в относительной дешевизне и возможности разделения помещения на зоны;
– газовые (дорогие системы, рассчитанные на помещения с дорогим оборудованием, например, серверные площадью более 24 м2);
– водяные;
– пенные.
Две последние рассчитаны на большие объемы и при срабатывании могут залить соседние не горевшие помещения.
Цена приведенных типов и систем зависит от множества факторов, в частности, от особенностей помещений, в которых придется устанавливать оборудование. При этом цены могут корректироваться исходя из индивидуальных пожеланий заказчика. Существует целый ряд противопожарных изысков – для тех, кто хочет «красиво». Например, существуют хорошие беспроводные системы пожарной сигнализации, для установки которых не нужна прокладка проводов, не требуются электротехнические короба и многое другое, что может испортить дизайн помещений. Но они очень дорогие. Для многих же вполне хватит и установки дешевых отечественных датчиков: при должном обслуживании они справятся с поставленными задачами.
При выборе систем сигнализации и пожаротушения наиболее эффективным решением в большинстве случаев будет установка и сигнализации, и системы пожаротушения, не завязанных в единое целое. Такое разделение требуется для защиты от ложных срабатываний. Комплекс будет действовать по принципу «сработала сигнализация – есть специальная кнопка «При пожаре нажать». Очень важно излишне не усложнять механизм активации систем пожарной сигнализации и пожаротушения. Такой путь уместен только на больших объектах с квалифицированной охраной. А в среднестатистической СТО лучше всё сделать понятным: кнопку нажал – встала на охрану, отжал – снялась.
Выбрать систему сигнализации и пожаротушения можно и самому – на основании вышеперечисленных нормативных документов. И когда выбор уже сделан, многие руководители, имея опыт общения с подрядчиками, могут решить, что оборудование лучше купить самостоятельно. Делать этого не стоит ни в коем случае. Экономия маловероятна: чаще всего фирма, которая ведет ваш проект, предложит куда более выгодные цены, к тому же специалисты могут отказаться работать с тем оборудованием, которое вы приобрели самостоятельно.
По согласованию проекта лицензированная организация производит работы по установке оборудования. Но после этого, скорее всего, общение с ней не заканчивается. Любая система нуждается в обслуживании – это обязательное требование норм, которое подтверждает и статистика происшедших пожаров. Следовательно, необходимо заключить договор на техническое обслуживание пожарной системы с организацией, имеющей лицензию на выполнение данного вида деятельности. В этом случае, как правило, примерно каждый месяц на СТО должен приезжать представитель обслуживающей организации и проверять работоспособность системы, наличие инструкций и факты проведения инструктажа.
Правильному отношению персонала к пожарной безопасности на СТО должна отводиться едва ли не ключевая роль. Нужно инструктировать, разъяснять и наказывать особо непонятливых. Например, покурил в первый раз в неположенном месте – лишение премиальных доплат на пару месяцев, второй раз – лишение стимулирующих выплат на 12 месяцев. Курить сразу не захочется. Приказом должны быть назначены ответственные лица (для совсем небольших предприятий – ответственный), которые изучат все правила пожарной безопасности и пройдут инструктаж под роспись. Важно, чтобы ответственные обладали реальной властью (административными полномочиями), а не были, скажем, младшим слесарем или старшей уборщицей. Персонал, к тому же, нужно обучать. Сделать это просто – заключить договор с той же аккредитованной организацией, перевести на ее счет определенную сумму, и в назначенный час приедет специалист, изложит перед аудиторией правила эксплуатации и выдаст прослушавшим удостоверения.
Быть готовым к проверке
Какой бы ни была противопожарная система на СТО, рано или поздно проверять ее придет инспектор Государственного пожарного надзора. А к проверке надо быть готовым. Для этого загляните в Закон № 436-З, Указ № 510, а также в административный и уголовный кодексы Республики Беларусь.
Справочно:
ответственность за нарушения норм и правил пожарной безопасности может быть как административная, так и уголовная.
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 436-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» (далее – Закон № 436-З).
Так, плановая проверка согласно Указу № 510 проводится на основании предписания руководителя контролирующего органа или его заместителя. О назначении проверки проверяемый субъект письменно уведомляется не позднее чем за 10 рабочих дней до начала проверки. В уведомлении должны указываться сроки проверки и исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке.
По результатам проверки, в ходе которой были выявлены нарушения требований законодательства, составляется акт проверки. Кроме того, по фактам выявленных нарушений проверяющий может составить протокол об административном правонарушении или вынести постановление по делу об административном правонарушении. Днем обнаружения административного правонарушения считается день вручения акта проверки представителю проверяемого субъекта под роспись либо его направления проверяемому субъекту. Проверяемый вправе не согласиться с результатами проверки, что указывается в акте.
Результаты проверки, в ходе которой не было выявлено нарушений, оформляются справкой проверки.
Как акт, так и справка оформляются не менее чем в 2 экземплярах и подписываются проверяющим в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки с указанием даты подписания, которая является датой составления акта или справки. Затем в течение 2 рабочих дней со дня подписания документы передаются под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту.
Если был составлен акт проверки, то в течение 30 рабочих дней со дня его вручения проверяемому субъекту, а в случае возражений – со дня вручения проверяемому субъекту заключения по этим возражениям должностным лицом контролирующего органа, выносится предписание (требование) об устранении установленных нарушений.
Таков порядок. Последним пунктом его может быть обжалование в суде решения контролирующего органа по акту проверки и предписания (требования) об устранении нарушений. Если к этому все сводится, то необходимо составить аргументированное заявление с просьбой отменить такие-то пункты предписания или вообще его отменить, если имеются грубые нарушения законодательства. Во втором случае инспектор придет на СТО снова и может выписать новое предписание. А если отменить часть пунктов и выполнить оставшиеся, то можно остаться в выигрыше. В конце концов, проверка прекратится, а вы с большими или меньшими финансовыми потерями останетесь со своим бизнесом. И заботиться о том, чтобы бизнес не стал жертвой пожара, предстоит именно вам.
Сергей Леднев, инженер по охране труда