При нарушении правил эксплуатации погрузчиков могут возникнуть ситуации, приводящие к возгоранию транспортного средства.
Например, на одном из предприятий погрузчик после заправки топливом загорелся в движении всего в десятке метров от заправочного пункта. При этом водитель погрузчика самостоятельно не смог оперативно среагировать и локализовать огонь. Лишь по счастливому стечению обстоятельств находящийся рядом другой водитель грамотно применил первичные средства пожаротушения и не дал развиться пожару дальше. Таким образом, транспортное средство пострадало незначительно и после ремонта было пригодно к эксплуатации.
При отсутствии материального ущерба лица, ответственные за эксплуатацию, ищут и порой находят любую возможность скрыть в отчетных документах факт возгорания, называя в документах это событие другими словами, например, «задымление», «поломка, связанная с аварийной работой электропроводки» и т.д. В таких случаях бывает достаточно трудно привлечь к ответственности виновных лиц, так как выяснение причины возгорания может привести к утечке информации о неудовлетворительном положении дел по обеспечению пожарной безопасности на предприятии в целом, повлечь за собой проверки контролирующих органов и привести к приостановке деятельности предприятия, а это более значительные убытки, чем потеря одного погрузчика. Соответственно проблема начинает усугубляться и может привести к возникновению трагических последствий, связанных с гибелью людей. О том, что необходимо сделать, чтобы предотвратить возгорание транспортных средств и травмирование работников, расскажем далее.
Гореть может любой погрузчик – независимо от производителя или года выпуска.
Например, 19 июля 2017 г. в 21:35 на открытой площадке территории АТП-3 РУПП «Г» Лунинецкого района произошел пожар в погрузчике БелАЗ-78231 2013 г. выпуска. Огнем уничтожена кабина, поврежден моторный отсек. Причина возникновения пожара – нарушение правил эксплуатации электросетей и электрооборудования.
Организационно-технические мероприятия
С целью недопущения ситуаций, связанных с возгоранием, необходимо обеспечить выполнение следующих организационно-технических мероприятий:
1. Погрузчики должны управляться опытными работниками, которые прошли необходимое обучение и получили соответствующие права.
2. Обеспечить проверку погрузчиков каждый день: следить, чтобы в кабине не скапливалась промасленная ветошь, пустые канистры из-под топлива.
3. Нельзя пользоваться погрузчиком, который не соответствует требованиям безопасности (неисправна тормозная система, подтекает топливо, неисправна гидравлическая система, электросистема).
4. Необходимо очищать от пыли моторный отсек, трансмиссию (особенно при эксплуатации в тяжелых условиях, когда происходят отложения горючей пыли на элементах силового агрегата). При интенсивной эксплуатации в несколько смен при условии халатного игнорирования этого условия может возникнуть пожар.
5. Заправлять погрузчик на специальной площадке. Обращать внимание на любые влажные пятна на деталях и герметичность соединений. Не производить сварочные и кузнечные работы в непосредственной близости от горючих жидкостей и при открытом топливном баке. При заправке и проверке уровня масла и топлива не пользоваться открытым огнем и нельзя курить.
6. Запрещается вносить изменения в электрическую схему, перегружать электрооборудование, оборудовать кабину электроприборами, конструктивно не предусмотренными заводом-изготовителем (наиболее распространенной причиной возникновения пожаров является как раз нарушение правил эксплуатации электросетей и электрооборудования). Нужно взять за правило: даже при отсутствии тревожных сигналов регулярно проверять исправность электрики, предохранителей, топливного бака.
7. Погрузчики должны быть укомплектованы первичными средствами пожаротушения: огнетушитель, лопата, лом, емкость с водой или пустая емкость, которой можно зачерпнуть песок или воду, устойчивый к огню материал, которым можно сбить пламя. Необходимо следить за исправностью и своевременной заправкой огнетушителя.
Кроме этого, необходимо учитывать и человеческий фактор. Не лишним будет проведение обучения действиям в случае возгорания транспортного средства хотя бы в ходе повторных инструктажей по охране труда, которые должны проводиться не реже одного раза в 6 месяцев.
Системная, планомерная работа по обеспечению пожарной безопасности будет способствовать снижению риска возникновения возгораний, которые могут сопровождаться угрозами жизни и здоровью работников и причинению материального ущерба предприятию.
Владимир Садовский, инженер
по пожарной безопасности ОАО «Борисовский ДОК»