Ежегодно десятки тысяч учащихся профессиональных лицеев, профессионально-технических колледжей проходят производственное обучение (производственную практику) на различных предприятиях и в организациях. Как работодателю соблюсти законодательство по охране труда при инструктировании, проведении стажировок, обучения, проверки знаний по вопросам охраны труда? В данной статье расскажем о том, как организовать безопасное прохождение производственной практики.
Основным нормативным правовым документом, определяющим порядок организации прохождения производственной практики учащимися учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, является Положение № 953.
Документ:
Положение об организации производственного обучения учащихся, осваивающих содержание образовательных программ профессионально-технического образования, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.07.2011 № 953 «О некоторых вопросах профессионально-технического образования» (далее – Положение № 953).
Порядок приема на производственную практику
Порядок зачисления на производственное обучение (производственную практику) (далее – практику) учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, установленный Положением № 953, не предусматривает прием на работу практикантов.
Предприятие (организация), которое принимает на практику учащихся, обязано выполнить определенную систему действий:
Шаг 1. Заключить договор с учебным заведением об организации практики.
Шаг 2. Издать приказ о зачислении учащихся на практику согласно договору об организации практики, в котором указываются количество и фамилии практикантов, сроки прохождения и вид практики, структурные подразделения, куда направляются практиканты, сведения о руководителях, которые осуществляют общее и непосредственное руководство и обеспечивают для учащегося безопасные условия труда и иные вопросы, связанные с организацией практики.
Шаг 3. Обеспечить здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте.
Шаг 4. Обеспечить оборудованием, инструментом, сырьем, материалами, средствами индивидуальной защиты, спецодеждой, обувью, иными средствами, а также нормативной, технической и другой документацией для выполнения учащимися работ (заданий) в соответствии с программой производственного обучения.
Шаг 5. Возложить на одного из заместителей руководителя организации, главного инженера или руководителя службы подготовки кадров или других специалистов организации, которые организуют производственное обучение учащихся, общее руководство производственным обучением в организации.
Шаг 6. Возложить на руководителя или специалиста того структурного подразделения, в которое направляется практикант, непосредственное руководство производственным обучением учащихся на объекте.
Шаг 7. Назначить для практиканта наставника (лучше всего квалифицированного рабочего по той профессии, по которой принимается учащийся на производственное обучение, со стажем работы по данной профессии не менее 3 лет).
Порядок проведения обучения, стажировки, инструктажей
Документ:
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175).
После того как издан приказ о приеме на практику, необходимо выполнить требования Инструкции № 175.
Вариант 1. Учащиеся на практике выполняют работы повышенной опасности.
Шаг 1. Работник службы охраны труда или другое уполномоченное лицо должно провести вводный инструктаж по охране труда.
Шаг 2. Руководитель подразделения, в которое направляется практикант, или непосредственный руководитель практики, уполномоченные на проведение инструктажей по охране труда, проводят первичный инструктаж на рабочем месте и знакомят учащихся с инструкциями по охране труда.
По мнению автора, не все так просто с проведением стажировки, проверки знаний по вопросам охраны труда учащихся и допуску их к самостоятельной работе. Если рассматривать учащихся как лиц, которые еще не освоили полностью программу обучения по профессии, не имеют документов о присвоении квалификации и на работу не приняты, то всю практику можно отнести к сроку стажировки, т.е. приобретения профессиональных умений и навыков (особенно, если профессия требует выполнения работ повышенной опасности, например, машинисты кранов (крановщики), машинисты крана автомобильного). Естественно, что никто во время практики не допустит их к самостоятельной работе на кране без наставника вне учебного полигона.
С другой стороны, организации, которые привлекают к работам (оказанию услуг) обучающихся учреждений образования, проводят их обучение, инструктаж, стажировку, и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с Инструкцией № 175 (п. 32 Инструкции № 175).
При хорошо организованной практике учащиеся в большинстве случаев выполняют работы (оказывают услуги) в интересах предприятия (организации). Есть достаточно много профессий и видов работ по профессии, которые учащиеся могут выполнять на практике самостоятельно, например: работа на токарном, фрезерном и других станках, выполнение слесарных работ, многих работ в строительстве и т.д.
Шаг 3. Назначить стажировку в течение не менее 2 рабочих дней. Если учащийся принимается на практику и будет выполнять работы с повышенной опасностью, то должна быть назначена стажировка, согласно утвержденному перечню профессий рабочих, которые должны проходить стажировку.
Внимание!
Непосредственно для практикантов можно составить отдельный перечень, в котором утвердить более продолжительный период стажировки по сравнению с основными работниками организации.
Шаг 4. Провести обучение учащихся безопасным методам труда в процессе прохождения стажировки.
Шаг 5. По результатам стажировки принять решение о допуске учащихся к проверке знаний по вопросам охраны труда (для выполнения работ с повышенной опасностью). Если подготовка практиканта не позволяет самостоятельно выполнять необходимые работы, то можно продлить стажировку приказом.
Шаг 6. После стажировки провести проверку знаний учащегося и допустить к самостоятельному выполнению работы записью в журнале регистрации инструктажей или приказом по предприятию (организации).
Вариант 2. Учащиеся во время практики не выполняют работы повышенной опасности.
В этом случае достаточно провести с учащимися инструктажи по охране труда (вводный и первичный на рабочем месте) и ознакомить с инструкциями по охране труда под роспись.
Вывод: к работе с практикантами в части вопросов охраны труда нужно подходить творчески и ответственно, чтобы выполнить требования нормативных документов и сохранить жизнь и здоровье молодых рабочих.
Александр Жук, начальник службы надзора
ОАО «Управление механизации № 12»