В целях совершенствования контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» определен единый порядок проведения проверок. На некоторые вопросы, касающиеся проведения плановых и внеплановых проверок по соблюдению законодательства о труде и об охране труда, ответила Басько Светлана Николаевна, инженер по охране труда.
Может ли организация перенести срок проведения проверки, указанный в уведомлении Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты РБ (далее – Департамент госинспекции труда) о ее проведении, и что для этого необходимо сделать?
Направить в адрес Департамента госинспекции труда заявление.
Документ:
Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 (далее – Положение).
По заявлению субъекта, поданному в Департамент госинспекции труда не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления, с указанием причин, препятствующих проведению плановой проверки, директор Департамента (его уполномоченный заместитель) может принять решение о переносе срока проведения плановой проверки. Заявление проверяемого субъекта, поступившее в областное (Минское городское) управление, в день его получения направляется в Департамент госинспекции труда с обоснованным предложением о переносе срока либо отказе в переносе.
Справочно:
контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции вправе при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки (в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты) свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты) на территории проверяемого субъекта для проведения проверки. Условия и порядок доступа проверяющих в жилые помещения, иные законные владения физических лиц помимо или против их воли определяются в соответствии с частями второй – четвертой п. 38 Положения (п. 4 Положения).
О принятом решении письменно информируют проверяемого субъекта.
Решение о переносе (об отказе в переносе) срока проведения плановой проверки принимается не позднее 2 рабочих дней со дня получения заявления проверяемого субъекта. По инициативе проверяемого субъекта срок может быть перенесен только 1 раз.
Директор организации не согласен с некоторыми пунктами, указанными в акте проверки, выданном Департаментом госинспекции труда.
В каком порядке можно разрешить разногласия?
Направить возражение в письменном виде в структурное подразделение Департамента госинспекции труда, проводившее проверку.
При наличии возражений по акту (справке) проверки проверяемый субъект или его представитель делают об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляют в письменном виде возражения по его (ее) содержанию в структурное подразделение Департамента госинспекции труда, проводившее проверку.
Справочно:
приостановление (запрет) деятельности проверяемого субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), иные ограничения деятельности проверяемого субъекта могут применяться контролирующим (надзорным) органом только в случае, когда такие полномочия контролирующего (надзорного) органа установлены Положением или иными законодательными актами (п. 5 Положения).
Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучают проверяющие (руководитель проверки), и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись.
В какие сроки назначается контрольная проверка?
После получения сообщения проверяемого субъекта об устранении нарушений, указанных в требовании (предписании), директор Департамента госинспекции труда, его заместители, начальник областного, Минского городского управления, его заместители, подписавшие данное требование (предписание), не позднее 2 рабочих дней со дня получения указанного сообщения могут назначить контрольную проверку устранения проверяемым субъектом выявленных нарушений.
Документ:
Межотраслевые общие правила по охране труда, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 03.06.2003 № 70 (далее – Межотраслевые правила по охране труда).
Срок проведения контрольной проверки не может превышать 5 рабочих дней. При проведении контрольной проверки изучаются исключительно факты устранения проверяемым субъектом нарушений, требования по устранению которых содержались в ранее выданном требовании (предписании).
В ходе проведения плановой проверки было выдано требование (предписание) на запрет эксплуатации некоторого оборудования. Руководством организации было принято решение о демонтаже этого оборудования.
Необходимо ли сообщить об этом в Департамент госинспекции труда?
Необходимо.
Справочно:
управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель, в структурных подразделениях организации – руководители структурных подразделений (п. 8 Межотраслевых правил по охране труда).
При получении сообщения от проверяемого субъекта о демонтаже (утилизации) оборудования, транспортных средств и т.д., эксплуатация которых была запрещена, Департамент госинспекции труда в установленном порядке назначает проведение контрольной проверки с обязательным ознакомлением с актом на списание основных средств, по итогам проведения которой не позднее 2 рабочих дней со дня ее окончания выносится решение о выполнении проверяемым субъектом требования (предписания).
В организации СП (швейное производство) работает 206 человек. Наниматель планирует сократить должность инженера по охране труда (в штатном расписании 1 единица).
Какая ответственность предусмотрена законодательством в отношении нанимателя за то, что в организации отсутствует специалист по охране труда, хотя такое требование содержится в ст. 227 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)?
Административная.
Структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работающих, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия потенциально опасных видов деятельности, производств и объектов (часть четвертая ст. 227 ТК; часть вторая ст. 16 Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»; далее – Закон).
Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель, в структурных подразделениях организации – руководители структурных подразделений (п. 8 Межотраслевых правил по охране труда). Для организации работы и осуществления контроля по охране труда работодатели должны создать службу охраны труда (управление, отдел, другое структурное подразделение) или ввести в штат должность специалиста по охране труда (часть первая ст. 16 Закона; часть первая ст. 227 ТК; часть первая п. 9 Межотраслевых правил по охране труда; п. 4 Типового положения о службе охраны труда организации, утвержденного постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 24.05.2002 № 82, далее – Типовое положение о службе охраны труда).
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 24.05.2002 № 82 «Об утверждении Типового положения о службе охраны труда организации» (далее – Типовое положение о службе охраны труда).
Наниматель обязан создать службу охраны труда или ввести должности специалистов по охране труда в организациях производственной сферы при численности работающих свыше 100 человек, а в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек (часть третья ст. 227 ТК, п. 18 Типового положения о службе охраны труда).
Если численность работающих меньше, наниматель имеет право создать службу охраны труда или назначить специалиста по охране труда. При отсутствии службы, специалиста по охране труда в таких организациях эти обязанности выполняют лица, имеющие соответствующую подготовку (прошедшие обучение), либо один из руководителей организации (часть третья ст. 227 ТК).
При численности работающих 250 и более человек численность службы по охране труда организации определяется в соответствии с Нормативами численности специалистов по охране труда на предприятиях, утвержденными постановлением Минтруда РБ от 23.07.1999 № 94 (п. 19 Типового положения о службе охраны труда).
За нарушение законодательства об охране труда предусмотрена административная ответственность:
1) нарушение требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в т.ч. технических нормативных правовых актах, работодателем, лицом, ответственным за их соблюдение, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин (БВ), а на юридическое лицо – до 300 БВ;
2) то же деяние, совершенное повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 БВ, а на юридическое лицо – о? 100 ?? 400 ?? (??. 9.17 ????).
т 100 до 400 БВ (ст. 9.17 КоАП).
Кто может отменить предписание инженера по охране труда на предприятии?
Руководитель организации.
Работник службы охраны труда (инженер по охране труда) по результатам проверок состояния условий и охраны труда выдает руководителям структурных подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для выполнения предписания.
Предписание излагается в виде перечня мероприятий, направленных на устранение нарушений законодательства о труде и охране труда, обеспечение здоровых и безопасных условий труда (форма предписания установлена Типовым положением о службе охраны труда).
Предписание оформляется в 2 экземплярах, один из которых вручается руководителю структурного подразделения (должностному лицу) под роспись, другой хранится у лица, выдавшего его.
Контроль за выполнением предписаний осуществляет служба охраны труда (инженер по охране труда) по мере истечения сроков выполнения мероприятий.
По результатам осуществления общественного контроля за соблюдением трудового законодательства общественный инспектор по охране труда профсоюза может выдать нанимателю представление установленного образца для устранения выявленных нарушений. Наниматель обязан рассмотреть указанное представление и в месячный срок письменно уведомить профсоюз о результатах его рассмотрения (п. 5 Рекомендаций по разработке систем управления охраной труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 15.04.2005 № 41).
Справочно:
под проверкой понимают совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемой ими деятельности, в т.ч. совершенных финансово-хозяйственных операций, а также действий (бездействия) их должностных лиц
Отменить предписание или выполнение отдельных его мероприятий, а также перенести сроки их выполнения имеет право руководитель организации или его заместитель, которому подчинена служба охраны труда. Резолюция о принятом решении по названным вопросам должна быть скреплена подписью этого руководителя с указанием даты наложения.