У субъектов хозяйствования, осуществляющих перевозку опасных грузов, часто возникает вопрос: когда не нужно соблюдать установленные законодательством требования по безопасной перевозке опасных грузов автомобильным транспортом?
К перевозке допускаются опасные грузы, включенные в перечни опасных грузов, допущенных к перевозке соответствующим видом транспорта, а потребители транспортных работ и услуг в области перевозки опасных грузов обязаны классифицировать опасные грузы при их изготовлении и (или) отправлении (ст. 18, 22 Закона о перевозке опасных грузов).
Документ:
Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденные постановлением МЧС Республики Беларусь от 08.12.2010 № 61 (далее – Правила).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 06.06.2001 № 32-З «О перевозке опасных грузов» (далее – Закон о перевозке опасных грузов).
Условиями безопасности перевозки конкретного опасного груза в соответствии с приложением 1 к Правилам являются, в частности:
– требования к транспортному средству, которое может использоваться для перевозки опасного груза;
– ограниченные и освобожденные количества. Максимальная масса вещества брутто или масса одной упаковки и их максимальное количество, которые можно перевозить на одном транспортном средстве. Количество вещества или количество упаковок на одном транспортном средстве, освобождаемые от действий правил. Требования по их перевозке;
– тара, в которой может перевозиться опасное вещество. Требования инструкции по упаковке, специальных положений по упаковке, положений по совместной упаковке при перевозке конкретного опасного груза;
– транспортная категория и другая обязательная информация.
Условия безопасной перевозки на конкретный опасный груз разрабатываются организацией-изготовителем или грузоотправителем опасного груза, которые несут ответственность за правильное определение условий безопасной перевозки конкретного опасного груза и за правильное отнесение опасных грузов к тому или иному классу.
Перечень опасных грузов утвержден приложением А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее – ДОПОГ).
Согласно п. 9 Правил, если количество опасных грузов, перевозимых в одной транспортной единице, не превышает значений, указанных в колонке 3 таблицы согласно п. 1.1.3.6.3 ДОПОГ, для данной транспортной категории (когда опасные грузы, перевозимые в транспортной единице, относятся к одной и той же категории) или значений, рассчитанных в соответствии с п. 1.1.3.6.4 ДОПОГ (когда опасные грузы, перевозимые в транспортной единице, относятся к разным транспортным категориям), то эти опасные грузы могут перевозиться в упаковках в одной транспортной единице без применения требований, касающихся:
– размещения информационных табло и маркировки на контейнерах, многоэлементных газовых контейнерах, транспортных средствах типа MEMU, контейнерах-цистернах, переносных цистернах и транспортных средствах;
– письменных инструкций на случай чрезвычайной ситуации, которая может возникнуть в результате аварии во время перевозки;
– конструкции транспортных средств и их допущения к перевозке;
– положений перевозки в упаковках, кроме упаковок, которые не разрешается перевозить в малых контейнерах, и перевозки веществ, стабилизируемых путем регулирования температуры;
– назначения специалистов, ответственных за перевозку опасных грузов и выполнение погрузочно-разгрузочных работ.
Вместе с тем независимо от исключений должны соблюдаться требования положений Правил, касающиеся:
– маркировки и знаков опасности на упаковках;
– наличия транспортных документов, противопожарных средств на транспортном средстве;
– изготовления и испытания тары, контейнеров средней грузоподъемности для массовых грузов (КСГМГ), крупногабаритной тары и контейнеров для массовых грузов;
– обеспечения безопасности перевозимых взрывчатых веществ и изделий согласно таблице А соглашения ДОПОГ, относящихся к подклассам 1.1–1.3, подкласса 1.4 под № ООН 0104, 0237, 0255, 0267, 0289, 0361, 0365, 0366, 0440, 0441, 0455, 0456 и 0500, подклассам 1.5–1.6 класса 1.
Требования к работникам
Документ:
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175).
Документ:
Положение о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденное постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда» (далее – Положение о комиссии).
Водители, перевозящие опасные грузы, иные работники, непосредственно связанные с перевозкой опасных грузов, выполнением погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами, сопровождением, охраной, диспетчерским управлением, временным хранением и подготовкой опасных грузов и транспортных средств к перевозке, ликвидацией аварий и инцидентов с опасными грузами, изготовлением, эксплуатацией, ремонтом и диагностированием транспортных средств, должны проходить обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с Инструкцией № 175, Положением о комиссии (пп. 398, 419 Правил).
Требования ДОПОГ и Правил не распространяются на перевозку топлива, содержащегося в топливных баках транспортного средства, осуществляющего транспортную операцию, и предназначенного для обеспечения тяги или функционирования любого оборудования транспортного средства (п. 1.1.3.3 ДОПОГ, подп. 5.11 п. 5 Правил).
Топливо может перевозиться во встроенных топливных баках, которые непосредственно соединены с двигателем транспортного средства и/или вспомогательным оборудованием и отвечают требованиям технических нормативных правовых актов, или может перевозиться в переносных топливных емкостях (например, в канистрах).
Общая вместимость встроенных топливных баков не должна превышать 1 500 л на одну транспортную единицу, а вместимость бака, установленного на прицепе, не должна превышать 500 л. В переносных топливных емкостях можно перевозить не более 60 л на одну транспортную единицу.
Олег Ментюк, главный государственный инспектор
управления надзора за безопасностью
при перевозке опасных грузов
Департамента по надзору за безопасным ведением работ
в промышленности МЧС Республики Беларусь