Большинство публикаций по охране труда посвящено организациям производственной сферы, что в общем и понятно, поскольку данная сфера более травмоопасна. Поэтому в предлагаемой статье мы предлагаем вам ознакомиться с требованиями предъявляемыми к охране труда в организациях непроизводственной сферы.
Справочно: непроизводственная сфера - совокупность отраслей, продукция которых выступает в виде определенной целесообразной деятельности (интеллектуального продукта, услуги и др.). Большинство отраслей, входящих в данную сферу, непосредственно связаны с удовлетворением потребностей людей в продуктах нематериального характера или услугах. В нее входят отрасли: образование, здравоохранение, культура, искусство, фундаментальная наука и научное обслуживание, физкультура и спорт, социальное обеспечение, включая различного рода социальные службы, управление и т. д.
Ситуация. В организации 8-10 сотрудников, сфера деятельности – услуги, например организация туристических поездок. Никаких структурных подразделений (ни отделов, ни цехов, ни складов) нет. Просто офис и всё . Накупили журналов по охране труда , а что дальше? Давайте разберемся..
Например, туристической фирме, предлагают внедрить систему управления охраной труда. Обязана ли она это делать?
Начнем с того, что создание системы управления охраной труда не является обязательным требованием, оно определяется лишь намерением организации совершенствовать свою деятельность в области охраны труда.
Основная задача системы управления охраной труда заключается в оптимальной организации работы по обеспечению государственных нормативных требований охраны труда. Практика показывает, что для органов государственного управления внедрение такой системы стало краеугольным камнем всей работы по обеспечению безопасности на производстве.
Внедрение СТБ 18001-2009 республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительные органами включено в качестве мероприятия (п. 1.1. Изучение и внедрение в организациях государственных стандартов Республики Беларусь: «Системы управления охраной труда. Общие требования») Республиканской целевой программы по улучшению условий и охраны труда на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.08.2001 № 905.
В п. 1.1. Республиканской целевой программе по улучшению условий и охраны труда на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2010 № 982 мероприятие, относящееся к системам управления охраны труда, сформулировано следующим образом «Совершенствование систем управления охраной труда в организациях на основе государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 18001-2009 "Системы управления охраной труда. Требования" и международных стандартов».
Вместе с тем, в связи с вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 N 262-З "О техническом нормировании и стандартизации" (далее- Закон) государственные стандарты, согласно статье 4, стали документами добровольного применения.
Справочно: на основании статьи 20 Закона требования государственных стандартов становятся обязательными для соблюдения при наличии ссылок на государственный стандарт в техническом регламенте, если производитель или поставщик продукции (услуги) в добровольном порядке применили государственный стандарт и заявили о соответствии ему своей продукции (услуги) (использовав обозначение государственного стандарта в маркировке продукции, транспортной или потребительской таре, эксплуатационной или иной документации), а также если продукция (услуга) производителя или поставщика сертифицирована на соответствие требованиям государственного стандарта, соблюдение требований государственного стандарта.
Надо подчеркнуть, что согласно статье 4 Закона целью технического нормирования и стандартизации является обеспечение, защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а не охрана труда. Поэтому этот Закон относится к совершенно иной сфере (к гражданским, а не к социально-трудовым отношениям) и надзорные органы по этому закону совершенно иные, чем по охране труда.
Однако согласно ст. 13 Закона № 356-З от 23.06.2008 "Об охране труда" наниматель обязан "разрабатывать и внедрять процедуры, обеспечивающие идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, подготовку и реализацию мероприятий по снижению профессиональных рисков, анализ их эффективности". Хоть это и является основными элементами системы управления охраной труда, указанное требование может быть выполнено без внедрения стандарта СТБ 18001-2009 "Системы управления охраной труда. Требования"
Это требование постоянно подчеркивается руководителями Минтруда и соцзащиты.
На очередной онлайн-конференции на тему "Профессиональные риски и их место в системе управления охраной труда" заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Румак А.А. заявил, что «установление в законодательстве обязанности внедрения в организации СУОТ в настоящее время не планируется».
Необходимо ли со служащими проводить инструктаж по охране труда на рабочем месте?
Документ: Порядок инструктажа по охране труда определен Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175. (далее- Инструкция №175)
Организация обучения безопасным методам труда работающих является важным элементом системы мер по предупреждению аварий и травматизма, обеспечению права граждан на здоровые и безопасные условия труда.
Рассмотрим инструктаж по охране труда как основную и неотъемлемую часть процесса обучения безопасным методам труда в части, касающейся такой категории работающих, как служащие. Наряду с рабочими это одна из двух основных групп работающих.
Если для рабочих (не занятых на работах с повышенной опасностью) предусмотрена обязательная и непрерывная система инструктажей в объеме инструкций по охране труда по профессии, то для служащих (руководителей и специалистов) предусмотрена обязательная проверка знаний по охране труда.
Это понятно: физический труд предполагает наличие значительных рисков для жизни и здоровья работающих, для уменьшения которых определяются многочисленные требования, включаемые в инструкции по охране труда. Для служащих является вполне достаточным наличие требований об обязательном соблюдении на каждом рабочем месте требований личной безопасности.
Согласно пункту 3 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных Постановлением Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1, можно выделить три категории служащих: руководители, специалисты и другие служащие (технические работники).
Отнесение должностей служащих к категориям осуществляется в зависимости от характера выполняемых работ, составляющих содержание их труда (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические). От характера трудовой функции зависят и различные обязанности по обеспечению охраны труда. Если для технических работников это просто личная безопасность, для специалистов кроме нее - организация и поддерживание в части, их касающейся, функционирования охраны труда на предприятии, то для руководителей - создание здоровых и безопасных условий труда для подчиненных им исполнителей, а также контроль за соблюдением ими требований нормативных правовых актов по охране труда.
Справочно: Типовой перечень вопросов для обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов (приложение № 6 к Инструкции №175)
Исходя из норм действующего законодательства , для такой категории служащих, как технические работники, не предусмотрено проведение инструктажей на рабочем месте, а также проверок знаний после обучения. Все ограничено для них вводным инструктажем.
Для реализации требований охраны труда действующее трудовое законодательство предписывает обязательность разработки инструкций по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), выполняемых в организации работниками различных профессий и должностей (п. 4 Инструкции о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 176 (далее - Инструкция о локальных актах)).
Следует заметить, что данное требование применимо для профессий рабочих, а поскольку служащие занимают должности, а не профессии, поэтому необходимость разработки инструкций по охране труда для должностей служащих отсутствует.
Но в требовании охвата служащих инструкциями по охране труда для видов работ существует пробел.
Точно определена необходимость инструктажа при выполнении служащими работ по профессиям рабочих (п. 44 Инструкции № 175), а также работ, для которых установлены нормативные требования по обязательному прохождению инструктажей, например, погрузочно-разгрузочных работ, работ с электроинструментом, работ, выполнение которых связано с повышенной опасностью (работы на высоте, работы в резервуарах, колодцах и других емкостных сооружениях).
Вместе с тем не существует нормативного определения вида работ, ни даже примерного перечня таких работ, так в п. 4 Инструкции о локальных актах приведены примеры только нескольких видов работ.
Использование компьютера рассматривается как вид работы с вытекающим соответствующими требованиями по инструктажу (Межотраслевая типовая инструкция по охране труда при работе с персональными компьютерами постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2004 № 138).
Но выполнение пункта 51 Инструкции № 175, о проведении первичного инструктажа с практическим показом безопасных приемов и методов труда на компьютере является нецелесообразным.
Одновременно отметим, что Инструкцией № 175 допускается непроведение инструктажей на рабочем месте с лицами, которые не заняты на работах по монтажу, эксплуатации, наладке, обслуживанию и ремонту оборудования, использованию инструмента, хранению и применению сырья и материалов (за исключением работ с повышенной опасностью).
Нормативного определения оборудования также не имеется, в результате представители Департамента государственной инспекции труда расширительно относят к оборудованию и компьютер. Терминологически неправильно называть это эксплуатацией, правильнее будет применять слово «использование».
Можно отметить, что значительная часть служащих сдает еще и экзамен, в т.ч. в билеты которого включены требования безопасности при выполнении работ на компьютере, поэтому в реальном инструктаже нет необходимости.
Таким образом, с точки зрения Департамента государственной инспекции труда при оборудовании рабочего места служащего компьютером возникает необходимость проведения непрерывных инструктажей на рабочем месте не реже 1 раза в 6 месяцев. Сдача экзаменов по охране труда не избавляет служащих от необходимости получения прохождения таких инструктажей.
Владимир Новожилов, главный технический инспектор труда Белхимпрофсоюза