Предлагаем вашему вниманию продолжение сравнительной таблицы старой и новой редакций Трудового кодекса РБ (далее – ТК) в части вопросов по охране труда.
Охрана труда в новой редакции Трудового кодекса РБ
(Продолжение. Начало см. в журнале «Я – специалист по охране труда», № 9, 2014.)
Действующая редакция (статья, пункт, часть) ТК |
Новая редакция (статья, пункт, часть) ТК |
Ст. 226 «Обязанности нанимателя по обеспечению охраны труда»
Наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в том числе: 1) безопасность при эксплуатации территории, производственных зданий (помещений), сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов и химических веществ, а также эффективную эксплуатацию средств индивидуальной и коллективной защиты. Если территория, производственное здание (помещение), сооружение или оборудование используются несколькими нанимателями, то обязанности по обеспечению требований по охране труда выполняются ими совместно на основании письменного соглашения между ними |
Ст. 226 «Обязанности нанимателя по обеспечению охраны труда»
Наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в том числе: 1) безопасность при эксплуатации территории, зданий (помещений), сооружений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ, а также контроль за использованием и правильным применением средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты. Если территория, здание (помещение), сооружение или оборудование используются несколькими нанимателями, то обязанности по обеспечению требований по охране труда исполняются ими совместно на основании письменного соглашения |
Примечание. В новой редакции пункта речь идет не только о производственных зданиях, но и об административных. Здания (помещения), сооружения должны эксплуатироваться в соответствии с отраслевыми инструкциями по технической эксплуатации, техническому обслуживанию, содержанию и ремонту зданий, отражающими их специфику и режим эксплуатации. Непосредственную ответственность за техническую эксплуатацию зданий и сооружений несут начальники структурных подразделений (иные лица), за которыми закреплены здания и сооружения (их части) |
|
3) организацию в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилакти- |
3) организацию в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения, медицинского обслуживания работников |
Примечание. Из текста нормы исключено слово «лечебно-профилактического». Пункт приведен в соответствие с Законом РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» |
|
5) выдачу работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами |
5) выдачу работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами |
6) постоянный контроль за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда |
6) контроль за соблюдением законодательства об охране труда работниками |
7) постоянный контроль за уровнями опасных и вредных производственных факторов |
7) контроль за уровнями и концентрациями вредных производственных факторов |
7-1) разрабатывать и внедрять процедуры, обеспечивающие идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, подготовку и реализацию мероприятий по снижению профессиональных рисков, анализ их эффективности; 7-2) принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохранения; 7-3) принимать локальные нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда; 8) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда; 9) подготовку (обучение), переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний работников по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом; 10) проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических в течение трудовой деятельности медицинских осмотров работников, а также внеочередных медицинских осмотров работников при ухудшении состояния их здоровья; 11) информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда; 12) расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварий, разработку и реализацию мер по их профилактике; 13) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников, в порядке, установленном законодательством; 14) пропаганду и внедрение передового опыта безопасных методов и приемов труда и сотрудничество с работниками, их полномочными представителями в сфере охраны труда; 15) выделение в необходимых объемах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, планами мероприятий по охране труда, профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников; 16) беспрепятственный допуск представителей соответствующих органов, имеющих на то право, к проведению проверки, предоставление сведений по охране труда по вопросам их компетенции; 17) назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда |
8) разработку, внедрение и поддержку функционирования системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработку и реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда; 9) принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохранения; 10) принятие локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда; 11) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда; 12) обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работников по вопросам охраны труда в порядке, установленном республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда; 13) организацию проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и предсменных (перед началом работы, смены) медицинских осмотров либо освидетельствования некоторых категорий работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также внеочередных медицинских осмотров работников при ухудшении состояния их здоровья; 14) информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда; 15) расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, техническое расследование причин аварий, инцидентов на опасных производственных объектах, разработку и реализацию мер по их профилактике и предупреждению; 16) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников, в соответствии с законодательством; 17) пропаганду и внедрение передового опыта безопасных методов и приемов труда и сотрудничество с работниками, их полномочными представителями в области охраны труда; 18) выделение в необходимых объемах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных коллективным договором, соглашением, планом мероприятий по улучшению условий и охраны труда; 19) допуск должностных лиц контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных на проведение проверок соблюдения законодательства об охране труда (далее – проверяющие), к проверке и представление необходимых для проверки документов, а также допуск проверяющих для обследования территорий и помещений, транспортных средств и иных объектов, используемых для осуществления деятельности; 20) назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда в организации и структурных подразделениях; 21) иные обязанности, предусмотренные законодательством |
Примечание. Ст. 226 практически изложена в новой редакции. Введены новые пункты – пп. 18–21. Также введено требование о наличие в организации СУОТ. В п. 13 появилось требование о проведении предсменного медосмотра и освидетельствования. Установлена обязанность по предупреждению (недопущению) несчастных случаев на производстве, аварий и инцидентов, угрожающих жизни и здоровью работников. Пункт 19 изложен в соответствии с Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Неоднозначной, по мнению автора, представляется норма п. 20. Исходя из ее буквального толкования в каждом структурном подразделении организации должно быть назначено ответственное лицо за организацию охраны труда. Однако данную функцию в организации осуществляет непосредственно специалист по охране труда. Введение п. 21 говорит о том, что наниматели должны соблюдать любые требования законодательства (имеется в виду действующего), касающиеся вопросов охраны труда |
|
Ст. 227 «Служба охраны труда» (специалист по охране труда)
Для организации работы и осуществления контроля по охране труда наниматели вводят должность специалиста по охране труда или создают службу охраны труда из числа лиц, имеющих необходимую подготовку. Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы создают службу охраны труда или вводят в штат должность специалиста по охране труда в пределах установленной численности работников. Должности специалистов по охране труда в организациях производственной сферы вводятся нанимателями при численности работающих свыше 100 человек, а в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек. Решение о необходимости создания службы охраны труда или назначении специалиста по охране труда с меньшей численностью работающих принимает наниматель. В случае невозможности выполнения указанных обязанностей работниками нанимателя он привлекает для проведения консультаций и дачи рекомендаций по безопасной организации труда соответствующих специалистов. При отсутствии службы, специалиста по охране труда соответствующие обязанности выполняются лицами, имеющими соответствующую подготовку (прошедшими обучение), либо одним из руководителей. Структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работающих, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия потенциально опасных видов деятельности, производств и объектов. Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю организации (его заместителю) и относится к основным структурным подразделениям организации. Типовое положение о службе охраны труда утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. Нормативы численности служб охраны труда разрабатываются и утверждаются республиканским органом государственного управления в сфере труда
|
Ст. 227 «Служба охраны труда» (специалист по охране труда)
Для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда наниматель в установленном законодательством порядке создает службу охраны труда, вводит в штат должность специалиста по охране труда или возлагает соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством. Структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работников, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью. Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы создают службу охраны труда или вводят в штат должность специалиста по охране труда в пределах установленной численности работников. Должности специалистов по охране труда в организациях производственной сферы вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек. При меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку. В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством. Служба охраны труда (специалист по охране труда) подчиняется непосредственно руководителю организации или уполномоченному в соответствии с системой управления охраной труда его заместителю. Служба охраны труда (специалист по охране труда) организует работу по охране труда в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами законодательства. Специалисты по охране труда кроме выполнения своих трудовых функций могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Типовое положение о службе охраны труда утверждается республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда. Нормативы численности специалистов по охране труда разрабатываются и утверждаются республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда. Исключение из структуры организации службы охраны труда, сокращение должности специалиста по охране труда допускаются только в случаях реорганизации (ликвидации) организации, сокращения численности или штата работников |
Примечание. Закреплена возможность нанимателя привлекать сторонние организации для организации работы по охране труда. При этом организации (индивидуальные предприниматели), оказывающие соответствующие услуги, должны проходить обязательную аккредитацию. Микроорганизациям и малым организациям разрешено привлекать аккредитованные сторонние организации (индивидуальных предпринимателей) для организации работы по охране труда без введения в штат должности специалиста по охране труда. Обращаем внимание нанимателей на то, что специалисты по охране труда кроме выполнения своих трудовых функций могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а это значит, что возложение на них обязанностей по пожарной безопасности, гражданской обороне, экологии недопустимо. Однако это не исключает, например, совмещения должностей или работы на условиях совместительства. Установлены условия исключения из структуры организации службы охраны труда, сокращения должности специалиста по охране труда |
Дмитрий Щербина, инженер по охране труда
(Окончание следует.)