Организация, впервые приобретшая грузоподъемный кран, собирается проводить его техническое освидетельствование.
Как оно должно проводиться? Какое участие в этом принимает Госпромнадзор?
Техническое освидетельствование регламентировано Правилами эксплуатации грузоподъемных кранов № 37.
Так, до пуска в работу краны должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию. Краны, подлежащие регистрации в Госпромнадзоре, должны подвергаться техническому освидетельствованию до их регистрации.
Техническое освидетельствование проводится с целью установить следующее:
- кран и его установка соответствуют Правилам эксплуатации грузоподъемных кранов № 37 и его паспортным данным;
- кран находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную работу;
- организация надзора и обслуживания грузоподъемного крана соответствует требованиям Правил эксплуатации грузоподъемных кранов № 37.
Справочно:
основные требования, предъявляемые к проведению технического освидетельствования, содержатся в гл. 30 Правил эксплуатации грузоподъемных кранов № 37.
Важно!
Краны, подлежащие регистрации в Госпромнадзоре, должны подвергаться техническому освидетельствованию до их регистрации.
Техническое освидетельствование должно проводиться согласно руководству по эксплуатации крана. При отсутствии в руководстве соответствующих указаний освидетельствование кранов проводится по Правилам эксплуатации грузоподъемных кранов № 37.
Справочно:
краны, находящиеся в работе, должны периодически подвергаться техническому освидетельствованию (п. 349 Правил эксплуатации грузоподъемных кранов № 37).
Краны в течение нормативного срока службы должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:
- частичному – не реже одного раза в 12 месяцев;
- полному – не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых кранов (краны для обслуживания машинных залов, электрических и насосных станций, компрессорных установок, а также другие краны, используемые только при ремонте оборудования).
Справочно:
к редко используемым кранам могут быть отнесены краны, которые производят не чаще 1 подъема (опускания) в месяц. Их отнесение к данной категории производится приказом по организации по согласованию с Госпромнадзором.
Редко используемые краны (не чаще 1 подъема (опускания) в месяц) должны подвергаться полному техническому освидетельствованию не реже одного раза в 5 лет. Отнесение кранов к категории редко используемых производится приказом по организации по согласованию с Госпромнадзором.
Внеочередное полное техническое освидетельствование крана должно проводиться после:
- монтажа, вызванного установкой крана на новом месте (кроме стреловых самоходных и быстромонтируемых башенных кранов);
- реконструкции крана;
- ремонта расчетных металлоконструкций крана с применением сварки;
- изменения длины стрелы и высоты башни;
- установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы;
- капитального ремонта крана или замены грузовой или стреловой лебедки;
- замены крюка (проводятся только статические испытания);
- установки портального крана на новом месте работы;
- замены несущих или вантовых канатов кранов кабельного типа;
- в случаях, предусмотренных в инструкции по эксплуатации.
После установки новых грузовых, стреловых или других канатов и во всех случаях перепасовки канатов должна производиться проверка правильности запасовки и надежности крепления концов канатов, а также обтяжка канатов рабочим грузом. Результаты проверки должны быть записаны в паспорте крана специалистом, ответственным за содержание кранов в исправном состоянии.
Полное, очередное и внеочередное технические освидетельствования должны производиться экспертом Госпромнадзора или экспертом организации, имеющей соответствующее разрешение Госпромнадзора на данный вид деятельности, частичное техническое освидетельствование – специалистом, ответственным за надзор (владельцем крана), при участии в обоих случаях специалиста, ответственного за содержание кранов в исправном состоянии.
Техническое освидетельствование грузоподъемных машин, не подлежащих регистрации в Госпромнадзоре, проводят специалисты по надзору и ответственные за содержание крана в исправном состоянии. Допускается поручать проведение технического освидетельствования специализированной организации, имеющей соответствующее разрешение Госпромнадзора.
Владелец крана не позднее чем за 10 дней до срока технического освидетельствования обязан направить уведомление в Госпромнадзор, в котором сообщить дату готовности грузоподъемного крана. Госпромнадзор направляет эксперта для проведения технического освидетельствования не позднее даты готовности грузоподъемного крана, определенной владельцем.
Кран, изготовленный на заводе и доставленный на место эксплуатации в собранном виде, должен пройти полное техническое освидетельствование в организации-изготовителе перед отправкой его владельцу. Дата освидетельствования и его результаты должны быть записаны в паспорт крана. До пуска в работу владелец крана должен провести его частичное техническое освидетельствование, результаты которого занести в паспорт.
При полном техническом освидетельствовании кран должен подвергаться:
- осмотру;
- статическим испытаниям;
- динамическим испытаниям.
Важно!
Полное, очередное и внеочередное технические освидетельствования должны производиться экспертом Госпромнадзора.
Важно!
Для проведения технического освидетельствования экспертом Госпромнадзора владелец крана не позднее чем за 10 дней до срока технического освидетельствования обязан направить в Госпромнадзор уведомление, в котором указывается дата готовности грузоподъемного крана.
При частичном освидетельствовании статические и динамические испытания крана не проводятся.
При техническом освидетельствовании крана должны быть осмотрены и проверены в работе его механизмы, тормоза, гидро- и электрооборудование, приборы и устройства безопасности. Проверка исправности действия ограничителя грузоподъемности крана стрелового типа должна проводиться с учетом его грузовой характеристики. Кроме того, при техническом освидетельствовании крана должны быть проверены:
- состояние металлоконструкций крана и его сварных (клепаных) соединений, а также кабины, лестниц, площадок и ограждений; состояние крюка, блоков. У кранов, транспортирующих расплавленный металл и жидкий шлак, у механизмов подъема и кантовки ковша ревизия кованых и штампованных крюков и деталей их подвески, а также деталей подвески пластинчатых крюков должна проводиться лабораторией, аккредитованной в установленном порядке по инструкции с применением методов неразрушающего контроля. Заключение лаборатории должно храниться вместе с паспортом крана. При неразрушающем контроле должно быть проверено отсутствие трещин в нарезной части кованого (штампованного) крюка, отсутствие трещин в нарезной части вилки пластинчатого крюка и в оси соединения пластинчатого крюка с вилкой или траверсой. Такая проверка должна проводиться не реже одного раза в 12 месяцев. Необходимость и периодичность проверки деталей подвески устанавливает владелец;
- фактическое расстояние между крюковой подвеской и упором при срабатывании концевого выключателя и остановке механизма подъема;
- состояние изоляции проводов и заземления электрического крана с определением их сопротивления;
- соответствие массы противовеса и балласта у крана стрелового типа значениям, указанным в паспорте;
- состояние кранового пути и соответствие его Правилам эксплуатации грузоподъемных кранов № 37, проекту и руководству по эксплуатации крана;
- состояние канатов и их крепления;
- состояние освещения и сигнализации.
Важно!
Результаты осмотров и проверок должны оформляться актом, подписанным специалистом, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.
Документ:
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением МЧС РБ от 28.06.2012 № 37 (Правила эксплуатации грузоподъемных кранов № 37).