Надзор за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют государственные органы по надзору и контролю, общественный контроль- профсоюз. О том как, осуществляется общественный контроль, читатели журнала смогли узнать, задав вопросы в ходе «Прямой линии» с главным техническим инспектором труда, Белорусского профсоюза работников химической, горной и нефтяной отраслей промышленности, Новожиловым Владимиром Борисовичем (стаж работы в сфере охраны труда 28 лет)
Общественный контроль за соблюдением правил и ном по охране труда в организациях.
Если предприятие частное, профсоюз не создан, но с проверкой вопросов охраны труда в организацию пришел представитель профсоюза. Чем обоснован его приход?
Начнем с того, что Основным законом, а именно Конституцией Республики Беларусь ее гражданам гарантируется право на здоровые и безопасные условия труда (ст.41). Ввиду большой социальной значимости этих вопросов, кроме государственного и ведомственного контроля, в нашей республике сохранен и развивается общественный контроль.
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде закреплен за профсоюзами (ст. 463 Трудового кодексом Республики Беларусь (далее - ТК)), порядок такого контроля определен Указом Президента Республики Беларусь от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» (далее- Указ № 240).
Справочно: ранее действовало постановление Совета Министров РБ от 23.10.2000 №1630 «Об утверждении Порядка осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде».
Следует отметить, что Указ № 240 дает право на проверку соблюдения законодательства о труде, профсоюзах, за выполнением коллективного договора (соглашения), выделяя в качестве отдельного раздела, законодательство об охране труда. Это право реализуют правовые и технические инспекции труда.
Нас интересуют в первую очередь контроль соблюдения законодательства об охране труда, который проводится в форме проверок и мониторинга техническими инспекторами труда профсоюзов.
В 2005 году права технических инспекций расширены Указом Президента Республики Беларусь от 19.07.2005 №327 «О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников», на основе которого сфера общественного контроля распространена на все предприятия и организации республики, независимо от наличия среди работников членов профсоюза.
Полномочия технических инспекторов труда Федерации профсоюзов Беларуси на осуществление общественного контроля подтверждаются удостоверением установленной формы. Каждому удостоверению присваивается порядковый номер, удостоверение подписывается Председателем Федерации профсоюзов Беларуси и заверяется печатью.
Имеет ли право профсоюз металлистов проверить торговую организацию, а также чем определяется время и продолжительность проверки?
Имеет право, порядок определен Указом №240.
Если на предприятии создана первичной профсоюзной организация, провести общественный контроль соблюдения законодательства об охране труда может любой из 28 профсоюзов, состоящий в Федерации профсоюзов Беларуси (далее- ФПБ), где созданы технические инспекции труда, а также самостоятельно технической инспекцией труда ФПБ. Вопрос только в форме контроля.
Порядок проведения общественного контроля в форме проверки регламентирован Указом № 240.
Планы проведения профсоюзами проверок размещаются на официальных сайтах республиканских объединений профсоюзов в глобальной компьютерной сети Интернет, на сайте Федерации профсоюзов Беларуси размещаются полугодовые планы проверок технических инспекций областных (Минского городского) объединений и отраслевых профсоюзов.
Такой порядок предусмотрен для всех профсоюзов в том числе не входящих в ФПБ. Кроме ФПБ в республике существует Ассоциация профсоюзов Белорусский конгресс демократических профсоюзов, который насчитывает всего 10 тысяч членов. Но в основном Ассоциация решает конкретные задачи в пределах своих отдельных трудовых коллективов (заключения совместных коллективных договоров).
Профсоюз вправе назначать плановые проверки в отношении контролируемых субъектов по мере необходимости, но не чаще одного раза в два года. Профсоюзы осуществляют планирование проверок во взаимодействии между собой и с учетом соответствующих координационных планов контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, размещенных на официальном сайте Комитета государственного контроля либо его органов в глобальной компьютерной сети Интернет.
При совпадении проверки с контролирующими (надзорными) органами (за исключением Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты), профсоюзы обязаны установить срок проведения плановой проверки, совпадающий со сроком, установленным в координационном плане контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь.
В случае включения в соответствующий координационный план контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь проверки контролируемого субъекта Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты на первое или второе полугодие текущего года включение профсоюзом данного контролируемого субъекта в план проверок в текущем году не допускается.
В случае если проверка контролируемого субъекта в течение первого полугодия текущего календарного года была проведена профсоюзами или контролирующими (надзорными) органами, включение данного контролируемого субъекта в план проверок на второе полугодие текущего года не допускается.
Проверка контролируемого субъекта проводится за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.
Период, за который проводится проверка, не ограничивается в случае обращения физического лица - члена профсоюза при его несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
О назначении плановой проверки предприятие письменно уведомляется не позднее, чем за десять рабочих дней до начала ее проведения. Проверка проводится на основании предписания руководителя профсоюза (уполномоченного им заместителя руководителя профсоюза), заверенного печатью профсоюза или оформленного на фирменном бланке.
Срок проведения проверки одного контролируемого субъекта не может превышать трех рабочих дней. Все это касается плановой проверки. Вместе с тем возможны случаи назначения внеплановых проверок: для участия в расследовании причин несчастных случаев на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний; по заявлению контролируемого субъекта; при наличии у профсоюза информации, полученной от первичной профсоюзной организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства об охране труда или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан. В этих случаях порядок проведения проверки изменяется и устанавливается Федерацией профсоюзов Беларуси.
Порядок проведения мониторинга законодательно не определен, все решается по взаимной договоренности между нанимателем и профсоюзом. Но в обязательности нанимателя по обеспечению охраны труда, входит обязанность беспрепятственного допуска представителей соответствующих органов, имеющих на то право, к проведению проверки, предоставления сведений по охране труда по вопросам их компетенции (ст.226 ТК).
Обязательно ли устранять нарушения, которые выявил технический инспектор труда профсоюза.
Да, обязательно
По результатам проверок составляется представления, а по результатам мониторинга- рекомендации. Если в ходе проверки выявлены нарушения законодательства об охране труда или факты неисполнения коллективного договора (соглашения), техническим инспектором труда составляется обязательное для исполнения представление об устранении выявленных нарушений.
Контролируемый субъект обязан письменно сообщить профсоюзу, проводившему проверку, о выполнении каждого пункта представления (п. 26 Положения о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок, утвержденного Указа № 240).
Руководитель профсоюза, подписавший предписание на проведение проверки, не позднее двух рабочих дней со дня получения сообщения о выполнении требований представления вправе назначить проведение контрольной проверки.
В случае получения представления, повлекшего приостановление проверяемым субъектом выполняемых работ, в том числе деятельности цехов (производственных участков), эксплуатации оборудования, контролируемый субъект после устранения выявленных нарушений направляет в профсоюз в срок, указанный в представлении, соответствующее уведомление.
Решение о разрешении дальнейшего выполнения работ, в том числе возобновлении деятельности цехов (производственных участков), эксплуатации оборудования, принимается профсоюзом не позднее двух рабочих дней со дня получения данного уведомления.
По результатам технические инспекторы труда мониторинга на основании выдают контролируемому субъекту рекомендацию по устранению установленных нарушений актов законодательства, коллективного договора (соглашения). Контролируемый субъект обязан рассмотреть данную рекомендацию и информировать профсоюз о результатах ее рассмотрения в установленный в ней срок ( п. 1.5. Указа № 240).
Существуют ли какие-нибудь документы по организации общественного контроля.?
Частично вопросы организации общественного контроля отражены в документах Министерства труда и социальной защиты, например в постановлении 26 декабря 2003 г. № 159 «Об утверждении типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации». В данной инструкции предусматривается, что периодический контроль должен осуществляться представителями нанимателя с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда или уполномоченных лиц по охране труда работников.
Организация общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда со стороны профсоюзов детально регламентирована документами ФПБ. Но таких документов ФПБ в электронных информационно-справочных базах нет, это объясняется политикой наполнения этих баз. Укажем на ряд нормативно-правовых документов ФПБ, регулирующий общественный контроль.
Это в первую очередь, утвержденные постановлениями Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси: положения (1) о технической инспекции труда ФПБ, (2) об общественном инспекторе, (3) об общественной комиссии по охране труда, (4) порядок осуществления общественного контроля руководителями и представителями Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в ФПБ, и их организационных структур (от 25.08.2010 № 180), (5) Положение о проведении общереспубликанского смотра-конкурса на лучшую организацию профсоюзами общественного контроля по охране труда (от 30.10.2003 №82), (6) Порядок участия представителей профсоюза в расследовании несчастных случаев на производстве (31.05.2007 №80).
В чем различие между общественным инспектором по охране труда и уполномоченном лицом по охране труда работников. Обязательно ли их назначение ?
Выборы или назначение общественных инспекторов по охране труда напрямую связано с первичной профсоюзной организацией, если ее нет, то не может быть и таких инспекторов. Если на предприятии нет профсоюза или иного представительного органа, то предусматривается выборы уполномоченного лица по охране труда работников.
Выборы уполномоченных лиц по охране труда работников проводятся на общем собрании (конференции) работников организации открытым голосованием большинством голосов на срок от двух до пяти лет, при этом определяется их численность. Если работники организации на общем собрании коллектива отказались выбрать уполномоченное лицо по охране труда, то представляется целесообразным сделать об этом отметку в протоколе собрания.
Порядок осуществления общественного контроля такими уполномоченными определен «Инструкцией о порядке осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда уполномоченными лицами по охране труда работников организации», утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 28 ноября 2008 г. № 179.
Наличие или отсутствие уполномоченных лиц по охране труда работников находится вне контрольной практики Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что наличие уполномоченного по охране труда является необходимым.
Как правильно назначить общественного инспектора по охране труда. Надо ли общественным инспекторам проводить проверку знаний по вопросам охраны труда.
Порядок назначения и полномочия общественного инспектора по охране предусмотрен «Положением об общественном инспекторе по охране труда», утвержденным постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси 25.08.2010 № 180 (далее- Положение №180).
Общественный инспектор по охране труда избирается открытым голосованием на общем собрании профсоюзной группы на срок полномочий профгрупорга или назначается решением профсоюзного органа членской организации ФПБ, ее организационных структур, организационной структуры ФПБ на срок полномочий профсоюзного органа из членов профсоюза, способных по своим деловым качествам осуществлять контроль за соблюдением законодательства об охране труда, и работает под их руководством.
Общественный инспектор по охране труда назначенный (избранный) в первичной профсоюзной организации осуществляет контроль по месту работы, а назначенный (избранный) решениями руководящих органов организационных структур ФПБ, членских организаций ФПБ и их организационных структур в пределах соответствующих территорий.
Количество общественных инспекторов по охране труда в организации, в том числе в ее структурных подразделениях определяется в зависимости от конкретных условий. В организациях Белхимпрофсоюза их число составляет 2% от членов профсоюза.
Список общественных инспекторов по охране труда передается контролируемому субъекту. Полномочия общественного инспектора по охране труда на осуществление контроля подтверждаются удостоверением.
Удостоверение выдается на период наделения полномочиями общественного инспектора по охране труда на осуществление контроля и подписывается.
Членские организации ФПБ, их организационные структуры, организационные структуры ФПБ во взаимодействии с контролируемым субъектом с учетом специфики и вида выполняемых работ организовывают обучение общественных инспекторов по охране труда. Как правило, такое обучение проводится ежегодно.
Обучение общественных инспекторов проводится по примерной программе для обучения (повышения квалификации) общественных инспекторов по охране труда, утвержденной постановлением Президиума Совета ФПБ. В случае повторного избрания (назначения) общественных инспекторов по охране труда проводится повышение их квалификации.
Какие у общественного инспектора по охране труда обязанности?
Основные обязанности общественного инспектора изложены в Положении № 180.
Так, основными задачами общественного инспектора по охране труда являются:
осуществление постоянного контроля контролируемых субъектов;
выявление и предупреждение нарушений государственных нормативных требований охраны труда;
оценка состояния условий труда работников, безопасности производственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств защиты работниками;
выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований локальных нормативных актов по охране труда;
принятие мер по устранению выявленных недостатков.
Общественный инспектор по охране труда в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
регулярно осматривает состояние рабочих мест, проходов, проездов, зданий, территорий, других мест работы;
контролирует:
соответствие технологических процессов, станков, машин, механизмов и другого эксплуатируемого оборудования, приспособлений и инструмента, транспортных и грузоподъемных средств требованиям охраны труда;
работу вентиляционных установок и осветительных приборов на предмет безопасности;
своевременность обеспечения работающих качественными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, организацией соответствующего ухода за ними (ремонт, чистка, стирка, обеспыливание и др.);
правильность и безопасность хранения, транспортировки и применения вредных, ядовитых, пожаро- и взрывоопасных веществ и материалов, источников радиоактивных излучений;
состояние санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах (температурно-влажностный режим, запыленность и загазованность воздушной среды, освещенность и др.) и их соответствие результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями, их состояние и содержание;
обеспечение работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, смывающими и обезвреживающими средствами;
качество и своевременность проведения стажировки, инструктажей по охране труда, обучения безопасным методам труда и проверки знаний по вопросам охраны труда;
соблюдение законодательства по вопросам режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда женщин и молодежи, предоставления лечебно-профилактического питания и других равноценных пищевых продуктов, молока, организацию водно-питьевого режима, а также своевременность и правильность выплат в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работающих, доплаты за работу во вредных и тяжелых условиях труда;
участвует в: проведении периодического контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
подготовке и проведении организационных мероприятий по охране труда (смотры, конкурсы, рейды, дни охраны труда и др.), осуществляет контроль за наличием и состоянием работы кабинета по охране труда, оформлением стендов и уголков по технике безопасности;
отслеживает наличие у работающих соответствующих удостоверений, нарядов-допусков на выполнение работ с повышенной опасностью, проводит работу по повышению личной ответственности работающих за соблюдение ими требований, правил и инструкций по охране труда;
рассматривает обращения, поступающие к нему от членов профсоюза;
вносит предложения о рассмотрении вопросов, связанных с соблюдением законодательства об охране труда, на собрании профсоюзной группы, заседании цехового комитета профсоюза, профсоюзного органа первичной организации или соответствующего профсоюза.