Под охраной труда понимается совокупность способов, средств и действий, направленных на сокращение в рамках предприятий или отраслей травматизма, ситуаций, которые могут оказать вред здоровью рабочего. Охрана труда действительно нужна, и вот несколько причин: защита рабочих от вредных факторов условий труда, ликвидация узких моментов, связанных с деятельностью рабочих в рамках опасных производственных факторов, приводят к сокращению травматизма на предприятии и уменьшению случаев заболеваний, связанных с трудовой деятельностью.
В июне 2016 г. в редакцию журнала «Я – специалист по охране труда» поступило много вопросов по «горячей» теме: «Обеспечение охраны труда в организации». На них ответила начальник государственной экспертизы условий труда и охраны труда Комитета по труду, занятости и социальной защите Минского облисполкома Оксана Николаевна Ковалева.
Обеспечение охраны труда в организации
Ежегодно проводятся городские туристические слеты, и предприятия города принимают в них участие.
Кто проводит целевой инструктаж с участниками таких слетов?
Полагаю, что проводить целевой инструктаж по охране труда с участниками туристических слетов не требуется.
Документ:
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (далее – постановление № 175).
Целевой инструктаж по охране труда (далее – целевой инструктаж) проводят:
– при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, разгрузка, уборка территории и др.);
– ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;
– производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск:
– проведении экскурсий в организации (п. 58 постановления № 175).
Как видим, перечень оснований для проведения целевого инструктажа является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. Проведение туристических слетов и спортивных соревнований в него не входит.
Несмотря на то что участники туристических слетов, спортивных соревнований в некоторых случаях направляются для участия в них (именно направляются, а не командируются!) согласно приказу (распоряжению) нанимателя, они, однако, не являются профессиональными спортсменами-инструкторами и для них участие в таких мероприятиях не является трудовой обязанностью, предусмотренной трудовым договором (контрактом).
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Таким образом, туристический слет нельзя признать командировкой, так как в соответствии с законодательством о труде под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы (ст. 91 ТК). При этом на работников, находящихся в служебной командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха, установленный по месту служебной командировки. Подобные мероприятия следует рассматривать как общественные, как и участие в смотрах-конкурсах художественной самодеятельности, участие в праздничных демонстрациях, посещении ветеранов, возложении цветов к памятникам и др.
В то же время подобные мероприятия не проводятся спонтанно. Их проведение основывается на конкретном нормативном правовом (локальном нормативном правовом) акте.
Документ:
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.09.2014 № 903 утверждено Положение о порядке проведения на территории Республики Беларусь спортивно-массовых мероприятий, формирования состава участников спортивно-массовых мероприятий, их направления на спортивно-массовые мероприятия и материального обеспечения (далее – постановление № 903).
Так, постановление № 903 регламентирует порядок организации и проведения спортивно-массовых мероприятий.
Руководитель команды несет ответственность за соблюдение ее участниками законодательства Республики Беларусь в течение всего периода проведения мероприятия, а также за получение и расходование финансовых средств, выделенных для участия в мероприятии, представление финансового отчета по направлению участников мероприятий (п. 10 постановления № 903).
Внимание!
В связи с вышеизложенным полагаю целесообразным руководителю команды проводить с участниками туристических слетов, спортивных соревнований инструктаж (ознакомительную беседу) произвольной формы (а не целевой инструктаж по охране труда!), в ходе которого довести до сведения участников в т.ч. и правила безопасного поведения. Проведение такого инструктажа также можно зафиксировать в письменном виде (не в журнале регистрации инструктажей по охране труда!) с проставлением подписей лиц, с которыми он проводился.
Какого содержания должны быть инструкции для участников туристического слета? Необходимо ли составление нескольких инструкций (например, по каждому виду спорта, которые могут меняться каждый год)?
Документ:
Инструкция о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране руда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 176 (далее – постановление № 176).
Работодателем должны быть разработаны и приняты инструкции по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), выполняемых в организации работающими различных профессий и должностей, а также для работ, выполнение которых связано с повышенной опасностью (постановление № 176).
В инструкции включаются только те требования, которые относятся к охране труда и выполняются самими работающими.
Инструкции по охране труда разрабатываются в соответствии с перечнем инструкций по охране труда, который составляется службой охраны труда (специалистом по охране труда или специалистом, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), аккредитованными (аккредитованным) на оказание услуг в области охраны труда, с участием руководителей структурных подразделений, служб, главных специалистов организации.
Перечень инструкций по охране труда составляется с учетом утвержденного в организации штатного расписания в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей служащих.
Если в штатном расписании организации отсутствуют спортсмены-инструкторы, тренеры и проведение спортивных мероприятий не является одним из видов деятельности организации, для разработки инструкций по охране труда по видам спорта и проведению мероприятий не имеется оснований.
Необходимо ли разрабатывать Положение о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих на своем предприятии? В каком нормативном документе содержится требование разработки данного документа?
Документ:
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).
Наниматель несет обязанность по организации проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и предсменных (перед началом работы, смены) медицинских осмотров либо освидетельствования некоторых категорий работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также внеочередных медицинских осмотров работников при ухудшении состояния их здоровья (ст. 17 Закона об охране труда).
Работающие, занятые на работах с повышенной опасностью, проходят предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Перечень работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, порядок проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих, а также порядок проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих устанавливаются Минтруда и соцзащиты и Минздравом Республики Беларусь (ст. 27 Закона об охране труда).
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты и Минздрава Республики Беларусь от 02.12.2013 № 116/119 «О некоторых вопросах проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра и освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения» (далее – постановление № 116/119).
Постановлением № 116/119 утвержден Перечень работ (профессий), при выполнении которых требуется предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также инструкции о порядке проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих и порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих.
Освидетельствование проводится работником, уполномоченным на проведение освидетельствования, вне зависимости от его квалификации с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов (далее – приборы), и (или) экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наличия наркотических средств или других веществ в биологических образцах (далее – экспресс-тесты) (п. 5 Инструкции о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих, утвержденной постановлением № 116/119).
Приборы и экспресс-тесты используются в порядке, определяемом изготовителем приборов (экспресс-тестов) в соответствии с законодательством.
Таким образом, Положение о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих утверждено уполномоченными на то республиканскими органами, и разработка и утверждение аналогичного непосредственно в организации не требуется.
В соответствии с п. 8 Инструкции по оценке условий труда при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35, аттестация однотипных рабочих мест имеет свои особенности. При этом право составлять перечень таких рабочих мест предоставлено аттестационной комиссии с учетом совокупности многих факторов, в частности «однотипности оборудования».
В паспорте всех транспортных средств указывается его тип. Для зачисления одного транспортного средства в «однотипное оборудование» с другим достаточно ли указания на их общий тип в паспорте или необходимо учитывать и другие показатели (к примеру, тип двигателя, грузоподъемность, количество осей и т.д.)?
Например: 2 транспортных средства, оба «Газели», оба «грузовые, бортовые, тентовые», у обоих грузоподъемность 3 500 кг, но у одной машины двигатель – дизельный, а у другой – бензиновый.
Документ:
Инструкция по оценке условий труда при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35 (далее – Инструкция № 35).
В ходе проведения аттестации подлежат оценке все присутствующие на рабочем месте вредные и опасные факторы производственной среды, тяжесть и напряженность трудового процесса, обусловленные технологическим процессом, применяемым на конкретном рабочем месте оборудованием, выполнением работы, предусмотренной в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС) для данной профессии и Едином квалификационном справочнике должностей служащих (далее – ЕКСД) для данной должности, а также должностной (рабочей) инструкцией, трудовым договором (п. 7 Инструкции № 35).
Уровни вредных и (или) опасных факторов производственной среды определяются на основании измерений и исследований, выполненных в течение года и оформленных протоколами по установленным Инструкцией № 35 формам.
Измерения и исследования уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды на однотипных рабочих местах в ходе аттестации могут осуществляться выборочно, если рабочие места характеризуются совокупностью следующих признаков:
профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы; использование однотипного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; работа в однотипных помещениях, где используются однотипные системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения или на открытом воздухе; как правило, одинаковое расположение объектов (оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте; одинаковый набор вредных и (или) опасных факторов производственной среды одного класса и степени. В этом случае обследованию подлежит не менее 20 % таких рабочих мест. При этом аттестационная комиссия обосновывает, какие рабочие места характеризуются совокупностью вышеуказанных признаков, и составляет их перечень. На основании полученных величин факторов производственной среды определяется их средняя величина, которая используется для оценки условий труда при аттестации с учетом фактической занятости работника на конкретном рабочем месте.
Другие документы по аттестации (протокол количественных измерений и расчетов показателей тяжести трудового процесса, карта фотографии рабочего времени, карта аттестации рабочего места по условиям труда) на таких рабочих местах оформляются в полном объеме.
В примере, изложенном выше, аттестационной комиссии необходимо определить, какие вредные и опасные факторы производственной среды присутствуют на аттестуемых рабочих местах и какое оборудование их регенерирует. Из практики могу сказать, что измерениям и оценке на рабочих местах водителей автомобилей подлежат факторы «шум», «вибрация», тяжесть и напряженность трудового процесса. Причем, если оценки тяжести и напряженности трудового процесса не существенно отличаются в зависимости от типа автомобиля, то уровни шума и вибрации порой значительно разняться у автомобилей различных классов, с различными типами и объемами двигателей.
Это необходимо учитывать аттестационной комиссии при формировании перечня однотипных (аналогичных) рабочих мест
За обоснованием, почему дизельный двигатель более шумный и создает более высокий уровень вибрации, чем бензиновый, рекомендую обратиться к производителям двигателей.
Почему в перечне рабочих мест, дающих право на доплаты, есть графа «численность работающих», а в перечне рабочих мест, дающих право на дополнительный отпуск, ее нет? В результате при оформлении документов на аналогичные рабочие места их приходится перечислять в этом перечне построчно.
Никакого скрытого смысла здесь нет. Единственное объяснение данному факту – не учли при разработке нормативного правового акта.
Отмечу, что на стадии разработки Инструкции по оценке условий труда при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда замечания и предложения по ее содержанию предлагалось вносить всем заинтересованным. Предложений по форме вышеуказанного перечня не поступало.
Внимание!
В связи с поступающими в настоящее время по этому поводу вопросами внесено соответствующее предложение в Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь, которое будет рассмотрено при подготовке изменений и дополнений в Инструкцию № 35.