Правительством Республики Беларусь внесены изменения и дополнения в Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Подробнее об этом читайте в настоящей статье.
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2015 № 654 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30» (далее – постановление № 654). Документ вступает в силу 6 сентября 2015 г. (за исключением отдельных положений).
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30 «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Правила).
Справочно:
Минтруда и соцзащиты и Минздраву Республики Беларусь поручено разработать и утвердить Инструкцию о порядке заполнения, ведения, хранения документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Коротко об основных изменениях
Проанализируем основные изменения, внесенные в Правила:
1) уточняются нормы, предусматривающие алгоритм действий организаций здравоохранения, которым стало известно о несчастном случае на производстве;
2) внесены поправки в нормы, определяющие действие организаций, на территории которого находится пострадавший;
3) уточняются нормы страхователя, получившего уведомление о потерпевшем;
4) введен термин «производственная травма»;
5) ответственность за расследование несчастного случая на производстве несет уполномоченное должностное лицо организации, страхователя при участии уполномоченного представителя профсоюза, специалиста по охране труда;
6) перечень несчастных случаев дополнен несчастными случаями, произошедшими с работниками во время пребывания за границей, за исключением государств – участников СНГ;
7) расширен перечень субъектов, куда потерпевший может обратиться до обращения в суд для обжалования тяжести травмы на производстве.
Рассмотрим вышеперечисленные и иные нововведения более подробно.
Из Правил исключено…
Из Правил исключено слово «наниматель». В триаде терминов «организация, наниматель, страхователь» понятие «наниматель» заменили на «страхователь».
В силу требований законодательства наниматель всегда является страхователем по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в отношении физических лиц, которым он предоставляет работу.
Если потерпевший не является работающим страхователя, то тогда в отношении него может идти речь об организации.
Из Правил исключен подп. 3.9 п. 3, предусматривающий расследование несчастных случаев, произошедших при выполнении работ по гражданско-правовому договору на территории и под контролем страхователя за безопасным ведением работ либо под контролем страхователя за безопасным ведением работ вне территории страхователя.
Исключение данной нормы обусловлено тем, что требование об осуществлении контроля за соблюдением требований по охране труда лицами, выполняющими работы по гражданско-правовому договору, в настоящее время отсутствует.
Застрахованность указанных лиц от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и распространение на них действия Правил поставлены в зависимость от их работы в местах, предоставленных страхователем.
Новые определения понятий, терминов
Впервые в Правилах дано определение термину «производственная травма» – это повреждение здоровья в результате несчастного случая на производстве (п. 1-1 Правил). Тяжесть производственной травмы определяет правомочность проведения расследования соответствующего несчастного случая страхователем или государственным инспектором труда.
Вместо ранее применявшегося термина «несчастные случаи с тяжелым исходом» вводится термин «несчастные случаи, приведшие к тяжелым производственным травмам».
Данное изменение устраняет имевшую место некоторую смысловую несогласованность: в Правилах несчастные случаи подразделялись на случаи со смертельным исходом, тяжелым исходом и групповые несчастные случаи.
Такое деление установлено для того, чтобы определить, кем будет проводиться расследование несчастного случая – страхователем, организацией или государственным инспектором труда.
Однако в реальности решение такого вопроса осуществляется по тяжести полученной травмы согласно заключению, выданному учреждением здравоохранения по запросу страхователя, организации, а не по тяжести последствий от травмы, которая устанавливается после окончания лечения.
При этом необходимо отметить, что из Правил исключена норма, касающаяся «несчастных случаев, явно относящихся к категории несчастных случаев с тяжелым исходом».
Поскольку Правилами определения тяжести производственных травм, утвержденными постановлением Минздрава Республики Беларусь от 23.01.2015 № 9, не установлено исчерпывающего перечня травм, явно относящихся к категории несчастных случаев с тяжелым исходом, применение на практике указанной нормы должностными лицами организации, страхователя, не имеющими, как правило, медицинского образования, вызывает у последних проблемы. Кроме того, такая квалификация несчастного случая носит субъективный характер, что впоследствии может порождать споры.
В случае несогласия потерпевшего (лица, представляющего его интересы), страхователя с заключением о тяжести производственной травмы они имеют право обжаловать это заключение в главные управления, управления (отделы) здравоохранения областных исполнительных комитетов, комитет здравоохранения Мингорисполкома и Минздрава, после чего – в суд.
Алгоритм действий организаций здравоохранения, которым стало известно о несчастном случае на производстве
Организации здравоохранения на основании сведений, содержащихся в журнале учета пациентов (потерпевших), получивших производственную травму, информируют (п. 9 Правил):
– в течение 1 рабочего дня страхователей, о лицах, которым была оказана медицинская помощь в связи с производственными травмами, а в случае получения производственной травмы работающим, направленным страхователем для выполнения его задания либо для исполнения своих обязанностей в другую организацию, – организацию, на территории которой произошло травмирование;
– ежемесячно до 10-го числа письменно соответствующие структурные подразделения Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь о лицах, которым была оказана медицинская помощь в связи с травмами на производстве.
В данной редакции учтено, что страхователь потерпевшего может располагаться в другом населенном пункте по отношению к организации здравоохранения, оказавшей помощь потерпевшему (например, при нахождении его в командировке в другом городе).
Новой является норма, изложенная в п. 10-1 Правил, предусматривающая обязанность организаций здравоохранения не позднее 3 рабочих дней со дня получения запроса направить организации, страхователю заключение о тяжести производственной травмы по установленной форме.
Кроме того, в связи с проведением расследования несчастного случая на производстве, профессионального заболевания и по запросу страхователя, страховщика в письменной форме и (или) в виде электронного документа, оформленного в соответствии с законодательством об электронных документах и электронной цифровой подписи, организации здравоохранения обязаны в течение 5 рабочих дней представить дополнительную информацию о фактах обращения потерпевшего за медицинской помощью и состоянии его здоровья, сведения о наличии заболеваний, диагнозе, а в случае смерти – и информацию о результатах патологоанатомического исследования.
Расширен круг лиц, имеющих право принимать участие в расследовании несчастного случая
Предусмотрена возможность участия в расследовании несчастного случая не только потерпевшего, но и (или) лица, представляющее его интересы. При этом данное лицо обязано иметь доверенность, оформленную в установленном законодательством порядке.
В случае гибели потерпевшего его интересы будет представлять один из близких родственников.
В Республике Беларусь осуществляют деятельность субъекты хозяйствования, представленные одним физическим лицом, у которых нет уполномоченных должностных лиц, в отношении которых в Правилах имеются соответствующие нормативные предписания. Указанные физические лица одновременно являются страхователями. Поэтому внесены нормы, предусматривающие, что отдельные юридически значимые действия они осуществляют лично, а также ряд нормативных предписаний Правил, адресуемых руководителям организации, дополнен словами «страхователи – физические лица» в соответствующих падежах.
Напомним, что организации вправе пользоваться услугами организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих функции специалиста по охране труда, если такие организации аккредитованы в установленном порядке на оказание таких услуг.
В связи с этим новая редакция п. 18 Правил предусматривает участие в расследовании несчастных случаев (кроме групповых, со смертельным исходом, приведших к тяжелым производственным травмам) не только специалиста по охране труда организации, страхователя или другого специалиста, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда, но и руководителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда.
Установление факта грубой неосторожности потерпевшего, определение степени его вины
Урегулирован вопрос об установлении факта грубой неосторожности потерпевшего, определении степени его вины, а также о разрешении разногласий по этому вопросу (п. 14 Правил).
Указанные обстоятельства отражаются в протоколе об определении степени вины потерпевшего от несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, который подписывают уполномоченное должностное лицо организации, страхователь (страхователь – физическое лицо) и уполномоченный представитель профсоюза (иного представительного органа работников), принимавший участие в расследовании.
При возникновении разногласий указанных лиц по данным вопросам уполномоченное должностное лицо страхователя составляет и подписывает протокол, а уполномоченный представитель профсоюза (иного представительного органа работников), принимавший участие в расследовании, подписывает такой протокол с оговоркой и прилагает к нему свое особое мнение, как это предусмотрено п. 12 Правил.
Введение такого порядка исключит задержки в оформлении результатов расследования несчастных случаев по этому поводу.
Протокол осмотра места происшествия несчастного случая могут составлять государственный инспектор труда, проводивший специальное расследование, или сотрудники Следственного комитета, правоохранительных органов (подп. 54.3 п. 54 Правил).
Обоснованность введения указанной правовой нормы очевидна. Например, в случае дорожно-транспортного происшествия сохранение обстановки на месте происшествия до прибытия государственного инспектора труда невозможно по объективным причинам.
Если возникает несогласие с заключением государственного инспектора труда
Упрощается процедура разрешения споров в случаях несогласия с заключением государственного инспектора труда отдельных лиц, принимавших участие в проведении специального несчастного случая.
Если указанные лица отказываются поставить свою подпись на заключении государственного инспектора труда, удостоверяющую их участие в специальном расследовании, то об этом делается соответствующая запись и заключение направляется по установленным адресам без их подписи (п. 51 Правил).
Аналогичным образом в случае отказа нанимателя составить соответствующий акт формы Н-1 или формы НП по результатам специального расследования несчастного случая такой акт составит государственный инспектор труда и выдаст его потерпевшему, что позволит ему обратиться за получением пособий, предусмотренных законодательством о страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 53 Правил)
Датой окончания проведения специального расследования является дата подписания заключения государственным инспектором труда, а не дата проставления последней подписи на заключении (п. 51 Правил). Именно от этой даты будут отсчитываться предусмотренные законодательством сроки для привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения требований актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, приведшие к несчастному случаю, а также для осуществления страхователем, организацией соответствующих мероприятий по результатам специального расследования несчастного случая.
Особая квалификация несчастных случаев,
происшедших при некоторых обстоятельствах
Изменение редакции подп. 24.4 п. 24 Правил (оформление несчастного случая актом о непроизводственном несчастном случае формы НП) сделало его более определенным по содержанию, что исключает произвольное понимание. Это случаи повреждения здоровья или смерть потерпевшего, которые произошли:
– при выполнении работы, не порученной уполномоченным должностным лицом организации, страхователя;
– в случаях изготовления потерпевшим в личных целях каких-либо предметов или при самовольном использовании в личных целях транспортных средств, механизмов, оборудования, инструментов, приспособлений организации, страхователя;
– при выполнении государственных или общественных обязанностей;
– не при следовании по территории организации, страхователя к рабочему месту и обратно;
– не при приведении в порядок оборудования, инструментов, приспособлений и средств индивидуальной защиты;
– не при выполнении предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий;
– а также в других случаях: не при исполнении потерпевшим трудовых обязанностей, не при выполнении работы по заданию организации, страхователя.
В заключение
Вместе с тем в целях дальнейшего совершенствования текста Правил автор предлагает вынести на обсуждение следующие свои предложения:
1) необходимо исключить употребление слов «на производстве» в связке со словами «несчастный случай». Так, в пп. 7, 10–12, 15, 16, 18–22, 42–44, 49, 50, 75, 79, 80 Правил указываются требования, касающиеся несчастных случаев на производстве. Однако такие же требования должны быть выполнены и относительно непроизводственных несчастных случаев.
Следует заметить, что в моменты времени, о которых речь идет в перечисленных пунктах Правил, квалификация несчастного случая еще неизвестна и это выяснится лишь после завершения расследования несчастного случая.
Поэтому во всех перечисленных пунктах Правил слова «на производстве» полагаю необходимым исключить (сопоставим с содержанием пп. 8, 13, 27 и др., в формулировках которых этих слов не содержится).
В пп. 40, 41 Правил также имеет место упоминание слова «производственных» в сочетании со словом «травмах». Представляется, что учреждение здравоохранения устанавливает тяжесть повреждения здоровья безотносительно того, где и при каких обстоятельствах оно произошло.
Поэтому исключение слова «производственные» не меняет существа понятия, однако делает его распространяющимся на все травмы независимо от того, как впоследствии будет квалифицирован несчастный случай вследствие этой травмы;
2) полагаю возможным упразднить нормативные предписания, касающиеся процедуры удостоверения лицами своего участия в специальном расследовании несчастного случая, подписями, так как это обременяет и нередко затягивает сроки специального расследования.
Необходимо заметить, что одним из указанных лиц может быть сам потерпевший.
Не исключена такая ситуация, когда потерпевший перед несчастным случаем, например, употреблял спиртные напитки, допустил грубые нарушения требований по охране труда и др. Естественно, он, наряду с другими лицами, является лицом, допустившим нарушения, и должен нести за это ответственность.
При таких обстоятельствах понятно его стремление любым образом добиваться исключения упоминания об этих фактах в материалах специального расследования, и он будет всеми средствами добиваться уменьшения степени его ответственности за происшедшее.
Не вызывает сомнения абсурдность ситуации, если бы обвинительное заключение следователь составлял вместе с преступником. В то же время активное участие в специальном расследовании лиц, допустивших нарушение требований по охране труда, подобным образом не воспринимается.
Изложенные соображения не претендуют на бесспорность, но желательно рассмотреть их при последующем изменении Правил.
Владимир Семич, инженер,
член Общественного объединения
«Сообщество трудового права»