Причина ДТП – утомленное состояние водителя
20.12.2018 в 8:00 мастер на лесосеках Ю. и водитель автомобиля К. на автозаправочной станции произвели заправку автомобиля УАЗ 390945-411 из заправочного модуля, находящегося в кузове автомобиля. Затем они поехали в лесничество для заправки трелевочного трактора «Форвардер». После заправки в 8:25 Ю. позвонил водитель автомобиля Р. и сообщил, что едет на промежуточный склад лесничества под загрузку лесопродукции.
В 9:15 Ю. и К. на автомобиле УАЗ 390945-411 выехали на промежуточный склад. Двигаясь по трассе, Ю. заметил в 50 м от их автомобиля встречный автомобиль IVECO DAILY 35C15 c брестскими номерами. Встречный автомобиль начал пересекать разделительную полосу движения и двигался прямо на них. К. во избежание лобового столкновения свернул вправо на обочину и попытался остановить автомобиль. Ю. успел открыть дверь. Когда произошел удар в переднюю правую часть автомобиля УАЗ 390945-411, Ю. выбросило в кювет. Находясь в сознании, Ю. подполз к К. и увидел, что тот не подает признаков жизни. Сотрудники районного отдела внутренних дел, проезжавшие на служебном автомобиле, начали оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшим и вызвали скорую медицинскую помощь. Ю. сообщил о происшедшем несчастном случае руководству предприятия.
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Что послужило причиной столкновения
Из объяснений водителя автомобиля индивидуального предпринимателя О. следует, что в августе 2013 г. между ИП и ОДО был заключен договор аренды автомобиля IVECO DAILY 35C15, с правом выкупа. На момент аварии автомобиль не был выкуплен. Видеорегистратором автомобиль оборудован не был, однако в автомобиле имелся GPRS-трекер (контроллер), с помощью которого можно определить место-положение, скорость и направление движения транспортного средства, остановки и время нахождения в пути.
Согласно договору об оказании автомобильных перевозок грузов между ИП и ОАО водитель автомобиля О. осуществлял перевозку продукции в торговые организации Республики Беларусь.
06.12.2017 за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.16 КоАП, водитель О. был лишен права управления транспортными средствами сроком на 3 года. Однако он скрыл это обстоятельство от своего нанимателя – ИП и продолжал совершать поездки на данном транспортном средстве.
19.12.2018 с 3:00 до 19:00 О. осуществлял перевозку продукции ОАО. К месту жительства он вернулся около 19:00, поставил автомобиль на стоянку и направился домой. В это время ему поступил звонок с ОАО
от диспетчера, который предложил ему перевозку продукции в населенный пункт X. В 24:00 он направился в рейс. Фактически отдых между поездками составил не более 4 ч.
С 2:00 до 4:00 О. находился на территории ОАО, где производил загрузку автомобиля продукцией. Примерно в 4:00 он выехал. В пути следования он несколько раз останавливался по причине сильной усталости, так как хотел спать. Последнюю остановку О. сделал на трассе вблизи заправочной станции около 9:00. Остановка была непродолжительной.
Двигаясь по трассе в сторону населенного пункта Х, из-за усталости О. на некоторое время закрыл глаза (уснул), а когда вновь открыл их, то впереди увидел автомобиль УАЗ, который находился в непосредственной близости от его автомобиля на той же полосе движения, что и автомобиль О., и был обращен к нему передней частью. Сразу О. не разобрался, на какой полосе находится, но затем понял, что когда уснул, то выехал на полосу встречного движения. О. стал поворачивать вправо, пытаясь вернуть автомобиль на свою полосу движения, но из-за малого расстояния между транспортными средствами ему не удалось избежать столкновения. Столкновение транспортных средств произошло передними частями на полосе, предназначенной для движения транспортных средств. Автомобиль под управлением О. двигался со скоростью 80 км/ч, что было установлено с помощью GPRS-трекера (контроллера), установленного в его автомобиле.
О. пояснил, что в данном ДТП считает себя виновным, поскольку из-за того, что уснул за рулем, он не смог контролировать движение своего автомобиля, что повлекло его выезд на полосу встречного движения.
Нарушение требований законодательства об охране труда и дорожного движения
Контроль на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических веществ, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, О. не проходил.
Кроме того, обучение О. по вопросам охраны труда по профессии «водитель автомобиля» у ИП не проводилось. Вводный инструктаж по охране труда, стажировка на рабочем месте по профессии «водитель автомобиля», инструктаж на рабочем месте, предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, проверка знаний по вопросам охраны труда также не проводились.
Потерпевшие
От полученных травм К. скончался.
Согласно заключению о тяжести производственной травмы диагноз повреждения здоровья у мастера на лесосеках Ю. – ушибленные раны лба, ссадины правой кисти, ушиб левого коленного сустава, ушибленная рана левой голени.
Согласно заключению о тяжести производственной травмы диагноз повреждения здоровья у водителя автомобиля О. – сочетанная травма средней тяжести, ссадины лица, ушибленные раны подбородка, закрытая травма грудной клетки, закрытый перелом 6-го ребра справа, травматический вывих левого бедра, перелом заднего края вертлюжной впадины.
Из приговора суда
В соответствии с приговором суда от 04.06.2019 О., не имея права управления транспортными средствами, 20.12.2018 около 9:25 управлял технически исправным автомобилем IVECO DAILY 35C15 и двигался по автодороге в сторону населенного пункта Х, со скоростью около 80 км/ч в утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения. О., действуя недобросовестно, дальнейшее движение не прекратил и вследствие утомления уснул за рулем, в результате чего утратил контроль над управлением транспортным средством. Автомобиль изменил направление движения влево, выехав на полосу встречного движения, где передней левой частью совершил столкновение с передней левой частью автомобиля УАЗ 390945-411 под управлением К., двигавшегося по своей полосе во встречном направлении.
В данной дорожной ситуации водитель автомобиля О. сознательно нарушил требования подп. 7.2 п. 7, подп. 10.2 п. 10 ПДД, согласно которым участники дорожного движения обязаны не создавать препятствий и опасности для дорожного движения, действовать добросовестно, водителю запрещается управлять транспортным средством в утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения. Это явилось причиной указанного дорожно-транспортного происшествия.
Документ:
Правила дорожного движения, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 (далее – ПДД).
Анализируя представленные доказательства, суд пришел к выводу, что сознательное нарушение указанных требований ПДД обвиняемым явилось причиной дорожно-транспортного происшествия.
О. признан виновным в ДТП. Ему назначено наказание в виде направления в исправительное учреждение открытого типа сроком на 4 года с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на 5 лет (ч. 2 ст. 317 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
Как буксировка автомобиля привела к ДТП
16.04.2019 тракторист-машинист сельскохозяйственного производства Ш. согласно графику сменности прибыл на механический двор ОАО к 5:00. Путевой лист был получен и контроль технического состояния закрепленного трактора был пройден Ш. 15.04.2019. Пройдя прибор-ный контроль на предмет нахождения в состоянии алкогольного опья-нения, Ш. приступил к выполнению полученного задания – очистке сараев на МТФ от навоза на закрепленном за ним тракторе МТЗ-82.1.
После выполнения полученного задания примерно в 13:00 Ш. прибыл на механический двор организации. Получив от диспетчера путевой лист на 17.04.2019, заправив трактор дизельным топливом,
Ш. решил съездить на закрепленном за ним тракторе в магазин.
Во время движения по автомобильной дороге Ш. увидел стоящий на обочине автомобиль ГАЗ-3309, предназначенный для перевозки молока. Ш. остановился возле автомобиля, чтобы узнать, что произошло. Водитель автомобиля ГАЗ-3309 Г. сказал, что у автомобиля неисправен двигатель, с работой которого связано функционирование рабочей тормозной системы. Г. рассказал, что ему поручено доставить молоко в холодильник на МТФ. Ш. предложил доставить молоко на МТФ, отбуксировав автомобиль при помощи гибкой сцепки, имеющейся у него в тракторе, а затем буксировать автомобиль на территорию организации, на что Г. дал свое согласие.
В 14:30 во время буксировки автомобиля на территорию организации вблизи населенного пункта Н. на спуске произошло неконтролируемое увеличение скорости движения автомобиля. Чтобы избежать столкновения управляемого им автомобиля с буксирующим трактором, Г. развернул автомобиль на встречную полосу движения. Однако автомобиль потянул за собой трактор, и тот опрокинулся. При опрокидывании ноги Ш. оказались прижаты к земле кабиной трактора.
Выйдя из кабины автомобиля, Г. подбежал к кабине трактора и увидел, что у Ш. сломаны ноги. Г. стал оказывать ему первую помощь. Водитель, проезжавший мимо ДТП, вызвал скорую медицинскую помощь. Ш. доставили в учреждение здравоохранения.
Согласно заключению о тяжести производственной травмы диагноз повреждения здоровья у Ш. – открытые оскольчатые переломы обеих костей правой голени с дефектом костной ткани, дефектом мягких тканей правой голени, открытый оскольчатый перелом левой малой берцовой кости с дефектом костной ткани и дефектом мягкой ткани.
По результатам специального расследования несчастного случая установлено, что несчастный случай произошел в результате ДТП, вследствие совершенного потерпевшим Ш. противоправного деяния, выразившегося в нарушении им правил дорожного движения, а именно в осуществлении буксировки трактором МТЗ-82.1 автомобиля ГАЗ-3309 на гибкой сцепке с неисправной тормозной системой, чем нарушены требования подп. 192.1 п. 192 и подп. 193.5 п. 193 ПДД. За это он был привлечен к административной ответственности по ч. 5 ст. 18.22 и ч. 5 ст. 18.12 КоАП.
Павел Кравчинский, главный специалист отдела охраны труда
и государственной экспертизы комитета по труду,
занятости и социальной защите Могилевского облисполкома