2 августа 2016 г. вступили в силу изменения в Санитарные нормы и правила «Требования к условиям труда медицинских работников, занятых в кабинетах магнитно-резонансной томографии» (далее – Санитарные нормы и правила).
Документ:
постановление Минздрава Республики Беларусь от 11.07.2016 № 86 «О внесении изменений в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21 января 2013 г. № 7» (далее – постановление).
Справочно:
МРТ – магнитно-резонансная томография.
Основная цель изменений – оптимизация требований технических нормативных правовых актов (ТНПА) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулирующих деятельность организаций здравоохранения.
Ранее кабинеты МРТ входили в состав отделения лучевой диагностики организаций здравоохранения и других организаций, осуществляющих медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Согласно новой редакции кабинет МРТ входит в состав структурного подразделения организации здравоохранения или является самостоятельным структурным подразделением организации здравоохранения и другой организации, оказывающей медицинскую помощь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Требования к площади и к месту размещения кабинета МРТ
Изменились требования к площади и к месту размещения большинства помещений при проектировании, строительстве или реконструкции кабинета МРТ.
Состав и площади помещений кабинета МРТ определяются проектно-сметной документацией в соответствии с требованиями ТНПА, нормативно-технической и иной документацией производителя медицинской техники и иного оборудования, Санитарными нормами и правилами.
Так, площадь сканирующей или процедурной по-прежнему регламентируется по площади – не менее 40 м2, а площадь пультовой или комнаты управления – не менее 12 м2.
Техническая комната, комната для подготовки пациента с зонами или кабинетами для раздевания пациента, кабинет врача-специалиста (кабинет для обработки исследований), кабинет заведующего кабинетом МРТ (при наличии указанной должности в штатном расписании организации здравоохранения), гардероб для работников кабинета МРТ с индивидуальными двухсекционными шкафчиками (по числу работников), вспомогательные помещения и туалет не регламентируются по размеру площади.
Внимание!
Кабинет заведующего кабинетом МРТ, гардероб для работников кабинета, вспомогательные помещения и туалет допускается размещать за пределами кабинета МРТ. В случае установки в организации здравоохранения второго и последующих аппаратов МРТ допускается их размещение без увеличения количества помещений.
Приведенные изменения позволяют шире учитывать возможности по использованию уже имеющихся помещений организации здравоохранения и существенно снизить затраты при проектировании, строительстве или реконструкции кабинета МРТ.
Требования к размещению диагностической
В новой редакции Санитарных норм и правил изменены требования к размещению диагностической по отношению к смежным помещениям (по горизонтали и вертикали).
Ранее диагностическую кабинетов МРТ не допускалось размещать в смежном помещении (по горизонтали и вертикали) с палатами для детей, новорожденных, беременных, пациентов с кардиологическими заболеваниями, палатами отделений анестезиологии и реанимации.
Сейчас это требование изложено так: «Диагностическая не должна размещаться в смежном помещении (по горизонтали и вертикали) с палатами для пациентов, помещениями отделений анестезиологии и реанимации, а также с помещениями с постоянным пребыванием работников организации здравоохранения».
Организация производственного контроля
Постановлением определены требования к организации производственного контроля при эксплуатации кабинета МРТ, проведению контроля параметров опасных и вредных производственных факторов в смежных с диагностической помещениях по горизонтали и вертикали.
Так, при эксплуатации кабинета МРТ должен быть обеспечен производственный контроль соблюдения и выполнения требований ТНПА, регулирующих вопросы обеспечения санитарно-эпидемиоло-
гического благополучия населения в данной сфере, в т.ч. Санитарных норм и правил.
При производственном контроле измерения опасных и вредных производственных факторов должны проводиться в смежных с диагностической помещениях по горизонтали и вертикали.
Обозначение зоны магнитной индукции
Постановлением изменены условия запрета на нахождение пациентов с кардиостимуляторами и другими типами имплантированных электронных устройств в зоне магнитной индукции. Ранее этот запрет распространялся на зону магнитной индукции до 0,5 мТл, сейчас – на зону магнитной индукции 0,5 мТл и более. Кроме того, зона магнитной индукции 0,5 мТл и более должна быть обозначена предупреждающей линией красного цвета, а вход в нее пациентов постоянно контролироваться медицинскими работниками.
Исключены дублирующие нормы
Из Санитарных норм и правил исключены пп. 65, 69, требования которых изложены в ст.17 Закона об охране труда и должны безусловно исполняться нанимателем, а именно:
– работодатель обязан информировать работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда;
– наниматель помимо обязанностей, указанных в части первой ст. 17 Закона об охране труда, несет обязанности по принятию локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).
Дополнен перечень опасных и вредных производственных факторов
В подп. 21.1 п. 21 приложения 1 «Карта кабинета МРТ» к Санитарным нормам и правилам перечень опасных и вредных производственных факторов дополнен следующими факторами:
– электромагнитное излучение;
– радиочастотного диапазона;
– электростатические, электрические и магнитные поля тока промышленной частоты 50 Гц;
– аэроионный состав воздуха;
– инфразвук;
– вибрация;
– параметры микроклимата.
Татьяна Степушева, инженер по охране труда