Кто и когда сообщает о несчастном случае? Зачем пострадавшему (или его представителю) принимать непосредственное участие в расследовании несчастного случая? Почему не нужно создавать комиссию о расследовании несчастного случая?
Данная статья отражает точку зрения автора по вопросам расследования и оформления несчастных случаев на производстве.
Избежать нарушений при расследовании несчастных случаев можно
Любой несчастный случай нежелателен для потерпевшего и его родных, нанимателя, поскольку придется найти замену (пусть и краткосрочную) работнику, и для государства.
Поэтому предупреждение несчастных случаев – это задача и нанимателя, и работника, и государства.
Но вернемся к вопросу объективного и правильного оформления расследования несчастного случая.
Неполное либо необъективное отражение обстоятельств и причин несчастного случая приводит к нарушению прав и законных интересов потерпевшего и к тому, что назначенные после несчастного случая профилактические мероприятия не принесут должного эффекта.
Документ:
Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30 (далее – Правила).
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь и Минздрава Республики Беларусь от 14.08.2015 № 51/94 «О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Как сообщать о несчастном случае
О произошедшем несчастном случае следует немедленно сообщить любому должностному лицу (не обязательно непосредственному руководителю потерпевшего). Это обязан сделать сам потерпевший, если это возможно с учетом полученной травмы, или другие работники – очевидцы происшествия.
Если это предписание Правил не выполняется и о происшедшем несчастном случае руководство узнает спустя некоторое время, то впоследствии это усложняет проведение расследование.
Известны случаи, когда недобросовестные работники с помощью «запоздалого» сообщения о несчастном случае пытались скрыть, что находились в состоянии алкогольного опьянения в момент получения травмы, либо добиться оформления бытовой травмы как несчастного случая на производстве.
Что делать? В такой ситуации требуйте от потерпевшего письменное объяснение (если травма позволяет), почему он не сообщил о несчастном случае сразу же, когда это произошло, и почему обратился за медицинской помощью только спустя время.
Если о несчастном случае будет сообщено несвоевременно, велика вероятность, что произойдут изменения на месте происшествия, а очевидцы забудут детали несчастного случая. В дальнейшем это приведет к неточному установлению обстоятельств несчастного случая.
Сроки информирования страхователя
Правилами предписано организациям здравоохранения информировать в течение одного рабочего дня страхователей о лицах, которым была оказана медицинская помощь в связи с производственными травмами, а если производственную травму получил работающий, направленный страхователем для выполнения задания либо для исполнения своих обязанностей в другую организацию, – организацию, на территории которой произошло травмирование.
Ежемесячно, до 10-го числа, организации здравоохранения сообщают соответствующим структурным подразделениям Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь о лицах, обратившихся за медицинской помощью в связи с травмами на производстве.
Учреждениями здравоохранения эта информация дается со слов потерпевших и она может быть неточной. Тем не менее, она позволяет взять на контроль все случаи травматизма и исключить сокрытие несчастных случаев от расследования и их учета.
Важно предотвратить воздействие травмирующих факторов на потерпевшего (освободить от действия электрического тока, погасить горящую на нем одежду, освободить от обрушившихся на него конструкций, материалов, грунта и др.) и оказать ему первую помощь.
Первая помощь пострадавшему не считается медицинской или доврачебной
Оказанию первой помощи пострадавшему должно уделяться внимание как при проведении вводного инструктажа по охране труда, так и при обучении по охране труда.
На практике же умение оказывать первую помощь пострадавшему должным образом не проверяется. Поэтому не все работники владеют навыками оказания такой помощи.
Одновременно обратим внимание на то, что в некоторых плакатах, учебных фильмах, других материалах эту помощь ошибочно называют первой медицинской помощью, что неверно, ибо медицинская помощь – дело врача.
Неправомерно именовать эту помощь доврачебной помощью, потому что доврачебную помощь оказывает медицинский работник со средним специальным медицинским образованием.
Однако это не умаляет значения первой помощи. Вовремя и правильно поданная первая помощь позволяет спасти жизнь потерпевшего, уменьшить степень его страданий.
За первой помощью должна в обязательном порядке последовать медицинская помощь врача. Для этого, в зависимости от конкретной ситуации, либо доставляют потерпевшего к врачу, либо вызывают врача к потерпевшему. Когда потерпевший передан в распоряжение врача, приступают к другим действиям.
Алгоритм действий после получения сообщения о несчастном случае
Должностное лицо, получившее сообщение о несчастном случае:
– при необходимости немедленно организует оказание первой помощи потерпевшему, вызов медицинских работников на место происшествия (доставку потерпевшего в организацию здравоохранения);
– принимает неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
– обеспечивает до начала расследования несчастного случая сохранение обстановки на месте происшествия, а если это невозможно – фиксирование обстановки путем составления схемы, протокола, фотографирования или иным методом;
– немедленно сообщает страхователю о происшедшем несчастном случае.
Если невозможно сохранить обстановку на месте несчастного случая
Правила содержат требование о фиксировании должностным лицом данных обстановки на месте несчастного случая, фотографировании, составлении схемы, протокола в случае невозможности сохранения обстановки до проведения расследования.
«Невозможность сохранения обстановки» – категория оценочная, и мнения о том, могла или не могла быть сохранена обстановка места происшествия несчастного случая до начала его расследования, могут различаться.
Можно ли считать невозможным сохранение обстановки на месте несчастного случая с работником, упавшим и сломавшим ногу, если это произошло в период снегопада?
Гипотетически возможно в условиях снегопада закрыть шатром место, где упал и сломал ногу работник, и дополнительно закрыть это места от наноса снега боковым ветром.
Поэтому должно быть соответствующим образом аргументировано, почему потребовалось зафиксировать обстановку на момент несчастного случая и не обеспечивалась ее сохранность до начала расследования несчастного случая.
Снимки на мобильном телефоне неопровержимым образом зафиксируют обстановку на месте несчастного случая.
Мобильные телефоны со встроенным диктофоном позволят записать первые показания самого потерпевшего, очевидцев несчастного случая о том, что и как произошло.
Организация, страхователь, получив сообщение о несчастном случае, подпадающем под действие Правил:
– принимает меры по устранению причин несчастного случая;
– в течение 1 рабочего дня сообщает о несчастном случае страхователю потерпевшего (при несчастном случае, произошедшем с работающим у другого страхователя), родственникам потерпевшего, профсоюзу (иному представительному органу работников);
– направляет в организацию здравоохранения запрос о тяжести производственной травмы потерпевшего;
– сообщает о несчастном случае страховщику в течение 1 рабочего дня после получения заключения о тяжести производственной травмы потерпевшего с направлением копии заключения о тяжести производственной травмы, а о групповом несчастном случае и несчастном случае со смертельным исходом – в течение 1 рабочего дня после получения сообщения о несчастном случае.
О групповом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом организация, страхователь немедленно сообщает:
– в районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел Следственного комитета по месту, где произошел несчастный случай;
– в территориальное структурное подразделение Департамента государственной инспекции труда;
– в областное (Минское городское) объединение профсоюзов Федерации профсоюзов Беларуси (если в организации нет профсоюза или иного представительного органа работников);
– в вышестоящую организацию (если она есть) и местный исполнительный и распорядительный орган, на подведомственной территории которого расположен страхователь, страхователю потерпевшего (при несчастном случае с работающим у другого страхователя);
– в территориальный уполномоченный орган надзора, если несчастный случай произошел на поднадзорном ему объекте.
О несчастных случаях, приведших к тяжелым производственным травмам, организация, страхователь в течение 1 рабочего дня информирует указанные органы и организации после получения заключения организации здравоохранения о тяжести производственной травмы потерпевшего.
Безотлагательные меры по устранению причин происшедшего несчастного случая помогут предотвратить повторение других несчастных случаев по тем же причинам. Например, если произошло падение работающего с высоты из-за отсутствия предохранительного пояса, то необходимо немедленно проверить, все ли работающие на высоте обеспечены предохранительными поясами. А если работник травмировал глаза, не воспользовавшись защитными очками, немедленно проверяют обеспеченность очками и применение их в работе у других работников, выполняющих подобные работы, и т.п.
Справочно:
запрос в организацию здравоохранения о тяжести производственной травмы потерпевшего направляется организацией, страхователем после получения сообщения о несчастном случае, подпадающем под действие Правил.
Кто определяет тяжесть травмы
Тяжесть производственных травм определяется организациями здравоохранения по запросу организации, где произошел несчастный случай, или по запросу страхователя потерпевшего по Правилам определения тяжести производственных травам, утвержденным постановлением Минздрава Республики Беларусь от 23.01.2015 № 9.
Задержка в направлении запроса может быть интерпретирована как неудачная попытка договориться с потерпевшим о том, чтобы оформить происшедший с ним несчастный случай как травму полученную в быту или по пути на работу, и послужить основанием для привлечения к административной ответственности должностного лица, обязанного исполнять это требование.
Заключение о тяжести травмы предопределит, кем будет расследоваться несчастный случай – государственным инспектором труда или страхователем, организацией.
По общему правилу несчастные случаи групповых, со смертельным исходом, приведших к тяжелым производственным травмам, расследует государственный инспектор труда, остальные несчастные случаи – организация, в которой произошел несчастный случай, страхователь потерпевшего. Нормативные предписания, касающиеся этого вопроса, вполне понятны, и нет необходимости на них останавливаться.
Расследование несчастного случая организацией, в которой произошел несчастный случай, страхователем потерпевшего проводится уполномоченным должностным лицом организации, страхователя с участием:
– уполномоченного представителя профсоюза (иного представительного органа работников);
– специалиста по охране труда организации, страхователя или другого специалиста, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда, либо руководителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда;
– страховщика, потерпевшего и (или) лица, представляющего его интересы на основании доверенности, оформленной в установленном законодательством порядке (по их требованию).
Если страхователь потерпевшего – физическое лицо, то несчастный случай он расследует лично с участием уполномоченного представителя профсоюза (иного представительного органа работников), а также страховщика, потерпевшего и (или) лица, представляющего его интересы на основании доверенности, оформленной в установленном законодательством порядке (по их требованию).
Справочно:
при необходимости к участия в расследовании привлекаются соответствующие специалисты иных организаций.
Участие в расследовании несчастного случая на производстве руководителя, на которого непосредственно возложены организация работы по охране труда и обеспечение безопасности труда потерпевшего (за исключением руководителя организации и страхователя – физического лица), не допускается, поскольку он прямо или косвенно заинтересован в результатах расследования и зачастую несет ответственность за происшедший несчастный случай. Поэтому его участие может затруднять и даже мешать проведению объективного расследования.
Пример
Организация придорожного питания состоит из 5 человек: руководитель организации и 4 подчиненных ему работника. В организации нет профсоюза и нет специалиста по охране труда. Обязанности по охране труда исполняет сам руководитель.
В этом случае расследует несчастный случай руководитель организации без участия других лиц.
Создание каких-либо комиссий председателем, членами комиссии, среди которых потерпевший, решение вопросов голосованием и др. для проведения расследования несчастного случая не предусмотрены.
Еще раз подчеркнем – расследует несчастный случай уполномоченное должностное лицо организации, страхователя либо физическое лицо, являющееся страхователем потерпевшего.
Справочно:
лицам, расследующим несчастный случай, целесообразно составить примерный план проведения расследования, в котором определить основные свои действия.
В проведении расследования важно участие потерпевшего работника, а в случае невозможности его личного участия, – лица, представляющего его интересы, на основании доверенности, оформленной в установленном законодательством порядке.
Участие потерпевшего (лица, представляющего его интересы) в расследовании не обязательно. Однако оно позволит добиться полноты и объективности проведения расследования и исключить в будущем обращение с жалобами на необъективное проведение расследование несчастного случая.
Справочно:
в случае отказа потерпевшего (лица, представляющего его интересы) от участия в проведении расследования, не будет лишним взять письменное подтверждение их отказа, что исключит в последующем недоразумения и разногласия по данному поводу.
Сроки расследования
Правилами установлен срок для проведения расследования – не более 3 рабочих дней.
В указанный срок не включается время, необходимое для проведения экспертиз, получения заключений правоохранительных органов, организаций здравоохранения и других органов и организаций. Поэтому нужно иметь подтверждения дат направления соответствующих запросов и дат получения ответов на них.
Важно!
Невозможность участия в расследовании потерпевшего не изменяет срока проведения расследования.
Владимир Семич, инженер, член общественного
объединения «Сообщество трудового права»
(Продолжение следует.)