Вождение в нетрезвом виде – одно из нарушений ПДД, которое обычно приводит к самым печальным последствиям.
В случае, когда транспорт используется в личных целях, ответственность за безопасность вождения лежит исключительно на физлице. А вот когда за рулем профессиональный водитель, ответственность придется разделить и его руководителю.
Так, 24 июля в Минске опрокинулся самоходный каток, серьезно пострадал водитель. Прибывшие на ул. Придорожную спасатели обнаружили, что из-за наезда на бордюр опрокинулся пневмошинный самоходный каток «Амкодор-6641». Машина принадлежит УП «Ремавтодор Советского района». Работники МЧС с использованием аварийно-спасательного инструмента достали из салона водителя 1956 года рождения. По предварительным данным, водитель был в состоянии алкогольного опьянения.
23 июня ночью в Минске инспекторы ГАИ задержали пьяного водителя на угнанном с автомойки автомобиле. Мужчине грозит до 5 лет лишения свободы. Двое 20-летних парней, работавших на автомойке в пер. Козлова, решили выпить, а потом взяли Renault, который клиент пригнал для химчистки и оставил на два дня, и поехали кататься.
Не будем в этой статье рассуждать о том, что является причиной нахождения пьяных работников за рулем служебных автомобилей. Мы расскажем о том, какие последствия наступят для профессионального водителя и его нанимателя в случае совершения административного правонарушения на территории другой страны на конкретном примере.
Ситуация
Водитель фуры, принадлежащей белорусской транспортной компании, на территории Польши был задержан за вождение в нетрезвом виде и привлечен по решению польского суда к ответственности в виде 10 суток административного ареста условно и 1 года лишения права управления транспортным средством. Водительское удостоверение у него было изъято польской полицией и передано в органы внутренних дел Республики Беларусь по месту выдачи.
Какие правовые последствия возможны на территории Республики Беларусь для водителя и для организации, в которой он работает?
Административная ответственность на территории другой страны
Привлечение гражданина Республики Беларусь к административной ответственности на территории другого государства обоснованно, если деяние, которое он совершил, является наказуемым по административному законодательству той страны. Гражданин Республики Беларусь, управляя транспортным средством за ее пределами, подчиняется правилам дорожного движения, действующим в той стране на территории которой он находится. В большинстве стран вождение в нетрезвом виде является административно наказуемым деянием. Например, в Польше за вождение в состоянии алкогольного опьянения предусмотрено наказание в виде ареста или штрафа, а также лишение водительских прав (Art. 87, Kodeks wykroczeń).
Справочно:
Kodeks wykroczeń (Кодекс правонарушений) находится по адресу: http://dokumenty.e-prawnik.pl/kodeksy/kodeks-wykroczen/.
В данном случае водитель – гражданин Беларуси уже привлечен к административной ответственности на территории Польши, поэтому второй раз на территории Беларуси он к административной ответственности за это же правонарушение привлекаться не будет. Этот принцип вытекает из нормы ч. 5 ст. 1.4 КоАП.
Если бы водитель, совершивший административно наказуемое деяние на территории Польши, не был привлечен к административной ответственности на территории Польши, то он подлежал бы ответственности на территории Республики Беларуси, поскольку в нашей стране его действия также признаются административным правонарушением (ч. 5 ст. 1.4 КоАП). В этом случае назначается административное взыскание в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части КоАП, но не выше верхнего предела санкции, предусмотренной законом Польши за соответствующее правонарушение.
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Справочно:
управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, чем влечет наложение штрафа в размере 50 до 100 базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком на 3 года (ст. 18.16 КоАП).
Ответственность перед нанимателем
Поскольку к административной ответственности на территории Беларуси водитель привлекаться не будет, он сможет получить водительские права в подразделении ГАИ по месту их выдачи (если они переданы на основании ст. 42 Венской конвенции о дорожном движении) и управлять транспортным средством на территории Республики Беларусь без ограничений. Однако водитель не сможет управлять транспортным средством на территории Польши в течение 1 года, поскольку там действует срок наказания.
Документ:
Конвенция о дорожном движении (Вена, 08.11.1968) (далее – Венская конвенция о дорожном движении).
Транспортная организация, где работает водитель, может обязать его возместить ущерб, причиненный по его вине нанимателю, по правилам гл. 37 ТК. В данном случае имеются все признаки, предусмотренные п. 1 ст. 400 ТК:
– наличие ущерба, выразившегося в расходах нанимателя по организации доставки транспортного средства и груза на территорию Республики Беларусь, а также возможные выплаты клиентам в связи с задержкой доставки груза;
– противоправность поведения самого работника (водителя);
– связь между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом;
– вина работника в причинении ущерба.
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
У нанимателя (транспортной организации) есть основания привлечь работника (водителя) к дисциплинарной ответственности, так как его действия являются дисциплинарным проступком (ст. 197 ТК). К работнику могут быть применены все меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные ст. 198 ТК, включая и увольнение, поскольку его действия подпадают под норму п. 7 ст. 42 ТК.
Преюдициальное значение привлечения к административной ответственности за рубежом
Повторное задержание за вождение в нетрезвом виде в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение порождает уголовно наказуемое преступление по ст. 317¹ УК. В рассматриваемой нами ситуации, если водитель еще раз будет уличен в управлении автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, но уже в Республике Беларусь, возникнет проблема с квалификацией его правонарушения в качестве первоначального или повторного.
Документ:
Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК).
Исходя из нормы ст. 8 УК преюдициальное значение преступления, совершенного на территории иностранного государства, имеющее уголовно-правовое значение для решения вопроса об уголовной ответственности этого лица за преступление, совершенное на территории Республики Беларусь, определяется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Иными словами, если международным договором Республики Беларусь предусмотрена обязательность решений иностранных государственных органов о наложении на гражданина Республики Беларусь уголовных, а равно и административных взысканий, для наших государственных органов, то такие решения будут иметь преюдициальное значение.
Справочно:
преюдициальное решение – это решение суда, содержащее уже установленные факты, которые не надо вновь доказывать.
Республика Беларусь не имеет договоров с Республикой Польша, устанавливающих обязательность решений государственных органов (должностных лиц) о наложении административных взысканий за нарушения правил дорожного движения. Таким образом, считаем, что решение польского суда о привлечении гражданина Беларуси к административной ответственности не будет приниматься во внимание при квалификации правонарушения в качестве первоначального или повторного.
Для сравнения: согласно ст. 2 Конвенции СНГ страны – участницы признают решения компетентных органов, вынесенные за нарушения правил дорожного движения в отношении лиц, проживающих на территории одной из стран – участниц, а материалы по делам об административных нарушениях правил дорожного движения страны места совершения правонарушения имеют в стране проживания такую же юридическую силу и не требуют их легализации.
Конвенция СНГ действует для Республики Беларусь, Республики Армения, Республики Казахстан, Республики Таджикистан и Российской Федерации.
Таким образом, если гражданин Беларуси будет привлечен к административной ответственности за управление транспортным средством в нетрезвом виде на территории одной из перечисленных стран, то соответствующее решение будет иметь преюдициальное значение на территории Республики Беларусь, и аналогичное правонарушение, совершенное тем же лицом уже в Беларуси, будет считаться повторным.
Документ:
Конвенция Содружества Независимых Государств о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения (Москва, 28.03.1997) (далее – Конвенция СНГ).
Юлия Кудрявец, юрист