Что делать с рисками, когда их оценили? Что делать, в частности, с неприемлемыми рисками?
Результаты оценки рисков оформляют в виде карт рисков произвольной формы с обязательным отражением в них:
- вида деятельности;
- идентифицированной опасности;
- дополнительных лиц, подвергающихся риску (подрядчик, посетитель, персонал);
- имеющейся системы контроля и реагирования;
- рекомендуемых действий;
- срока выполнения.
В «Методических рекомендациях. Системы управления охраной труда. Порядок проведения работ по оценке рисков в области охраны труда», утвержденных Государственным комитетом по стандартизации РБ от 19.06.2006, описана классификация рисков по уровню значимости.
Исходя из значений P (вероятность возникновения опасности) и S (серьезность последствий воздействия опасности) определяется уровень значимости рисков по матрице классификации рисков, где R (риск) имеет значение от 1 до 25. Риски по уровню значимости классифицируются на:
- низкие;
- умеренные;
- существенные.
К низким рискам (R<6) относят потенциальные риски при ежедневной работе на рабочем месте. Риски с таким уровнем рассматривают как приемлемые при наличии мер по управлению ими.
К умеренным рискам (R=6 – 12) относят риски, при которых присутствует потенциальная угроза здоровью персонала и/или нанесение ущерба имуществу предприятия. Риски с таким уровнем рассматривают как приемлемые при наличии достаточных мер по управлению ими и требуют постоянного контроля и анализа.
К существенным рискам (R>12) относят риски, при которых присутствует потенциальная угроза жизни и здоровью персонала и/или нанесение значительного ущерба имуществу предприятия. Риски с таким уровнем рассматривают как неприемлемые и требуют дальнейшего обязательного управления ими.
Для существенных рисков в обязательном порядке разрабатываются мероприятия по их управлению.
Данные мероприятия могут быть связаны с:
- производственным оборудованием (модернизация оборудования, механизмов и устройств, транспортных средств, приспособлений и других объектов производственного назначения и т.п.);
- осведомленностью и обучением персонала (обучение, повышение квалификации, переподготовка и т.п.);
- процедурами по обеспечению безопасной эксплуатации оборудования, ликвидации аварийных ситуаций, предотвращения несчастных случаев и др.
ВАЖНО!
Карты рисков хоть и оформляются в произвольной форме, но должны содержать: вид деятельности; идентифицированную опасность; лиц, подвергающихся риску (в т.ч. дополнительных подрядчик, посетитель, персонал); систему контроля и реагирования; рекомендуемые действия; срок выполнения.
После выполнения разработанных мероприятий проводится повторная оценка рисков с учетом предпринятых действий и анализ эффективности мероприятий по управлению рисками.