Законом № 219-З внесены изменения в ТК, которые вступят в силу через 6 месяцев после официального опубликования Закона № 219-З.
Глава 16 «Охрана труда» ТК претерпела соответствующие изменения.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З «Об изменении законов» (далее – Закон № 219-З).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З (далее – Закон об охране труда).
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Какие статьи исключены из новой редакции ТК
Из новой редакции гл. 16 ТК изъяты статьи:
2211 «Государственное управление в области охраны труда»;
2212 «Соответствие продукции, объектов, предназначенных для выпуска продукции и оказания услуг, требованиям по охране труда»;
222 «Право работника на охрану труда»;
226 «Обязанности нанимателя по обеспечению охраны труда»;
227 «Служба охраны труда (специалист по охране труда)»;
229 «Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
230 «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами»;
231 «Обеспечение работников санитарно-бытовыми помещениями, устройствами, средствами»;
232 «Обязанности работника по охране труда».
Это сделано в целях исключения дублирования норм, закрепленных в Законе об охране труда.
Таким образом, гл. 16 ТК теперь содержит 5 статей, имеющих отсылки к действующему законодательству по охране труда, а также гарантии и компенсации работникам.
Правовой основой обеспечения охраны труда в республике является Конституция Республики Беларусь, которая гарантирует право на труд, здоровые и безопасные условия труда (ст. 41), право на отдых (ст. 43), на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 45), на социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности (ст. 47).
Основным законодательным актом, регулирующим сферу охраны труда в республике, является Закон об охране труда.
Правоотношения в области безопасности производства и охраны труда регламентируются рядом других законодательных актов.
Некоторые вопросы охраны труда и связанных с ней отношений регламентируются декретами, указами, директивами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, другими республиканскими органами государственного управления.
Но вернемся к ТК.
Какие главы и статьи ТК переименованы
Статья 221 ТК переименована в «Особенности охраны труда работников» и устанавливает, что охрана труда работников осуществляется в соответствии с законодательством об охране труда с учетом особенностей, установленных ТК.
В первой части ст. 223 «Гарантии права работника на охрану труда» слова «контроль (надзор)» заменены на слово «надзор». Таким образом, государство для реализации права работника на охрану труда осуществляет управление в области охраны труда, надзор за соблюдением законодательства об охране труда и устанавливает ответственность за нарушение законодательства об охране труда.
Глава 39 «Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде» переименована в «Надзор за соблюдением законодательства о труде. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде».
Напомним, общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют профсоюзы через их технических инспекторов труда, общественных инспекторов по охране труда, других уполномоченных представителей профсоюзов.
При отсутствии профсоюзов в организации общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда могут осуществлять уполномоченные лица по охране труда работников организации (ст. 42 Закона об охране труда).
Из наименования и содержания ст. 462 ТК исключено слово «контроль».
Термины «надзор» и «контроль» имеют как сходство, так и различия.
Надзор и контроль направлены на обеспечение соблюдения законодательства о труде и требований по охране труда. В этом их сходство.
Контроль является объективно необходимым элементом любой управленческой деятельности, и с этой точки зрения присущ всем управленческим структурам, которые осуществляют руководство деятельностью предприятий и организаций. Осуществляя контроль, управленческие структуры не только выявляют факты нарушений охраны труда, но и анализируют их причины, намечают пути их устранения и устранения других недостатков в работе подчиненных предприятий и организаций. При осуществлении контроля также накапливается, обобщается и распространяется опыт работы. Таким образом, при осуществлении функции контроля проверяется не только результативность работы, но и ее эффективность, т.е. устанавливается, какой ценой получены достигнутые результаты.
Надзор уже контроля по сфере воздействия. В сферу надзора входят задачи выявления нарушений и их пресечения путем применения предусмотренных санкций (предписание, приостановка деятельности, наложение штрафов и др.). В задачу надзорного органа или должностного лица не входит обязанность выяснять, насколько эффективно и рационально налажена работа на предприятии, и давать рекомендации.
Надзор и контроль отличаются и по формам реагирования на выявленные нарушения. Как указывалось выше, надзорные органы наделены определенными властными полномочиями. Однако и контрольные органы имеют средства воздействия на субъект хозяйствования в целях устранения выявленных нарушений, упущений и недостатков в работе по обеспечению охраны труда.
Обе функции (надзор и контроль) сопровождаются вмешательством в деятельность проверяемого субъекта, в т.ч. путем принятия мер государственного принуждения к выполнению установленных государством требований по охране труда.
Кроме специально уполномоченных государственных органов надзора согласно ст. 10 Закона об охране труда местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют надзор за соблюдением законодательства об охране труда, законодательства о труде по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории.
Статья 228 ТК переименована в «Гарантии при прохождении медицинских осмотров». Ее нормы предусматривают, что на время про-хождения предусмотренных законодательством медицинских осмотров за работником сохраняются его место работы, должность служащего (профессия рабочего) и средний заработок, но без детализации других вопросов прохождения предусмотренных законодательством других медицинских осмотров.
В некоторых видах производств для обеспечения повышенных требований к безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний необходимо проводить отбор работающих для выполнения таких работ. Такой отбор проводится в т.ч. по состоянию здоровья, при медицинских осмотрах: предварительных (при поступлении на работу), периодических (проводимых через установленные периоды работы) и внеочередных (при ухудшении состояния здоровья).
Отбор по состоянию здоровья осуществляется путем проведения медицинских осмотров в соответствии с Инструкцией № 47.
Инструкция № 47 определяет порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров лиц, поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе.
Документ:
Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47 (далее – Инструкция № 47).
Инструкцией № 47 определены перечни профессий и видов работ, по которым проводятся медицинские осмотры, периодичность осмотров, указаны специалисты-врачи, которым надлежит осматривать соответствующих работников, а также медицинские противопоказания для выполнения соответствующих работ.
Следует иметь в виду, что для отдельных категорий работников установлен специальный порядок проведения медицинских осмотров и освидетельствований, регламентированный специальными нормативными правовыми актами.
Лица, не прошедшие обязательный медицинский осмотр или признанные по состоянию здоровья непригодными к работам и контакту с вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами, к работе не допускаются, а вопрос об их дальнейшей работе решается в соответствии с законодательством о труде.
Какие нормы остались без изменений
Вторая и третья части ст. 223 ТК, устанавливающие гарантии работника на охрану труда, сохранены и не претерпели изменений.
Также не претерпели изменений ст. 224 и 225 ТК, предусматривающие обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также право на компенсацию по условиям труда.
Владимир Семич, инженер, член Общественного
объединения «Сообщество трудового права»