Аттестация рабочих мест – специальная процедура, дающая точную информацию об условиях труда, вредных и опасных факторах производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, имеющихся на конкретных рабочих местах. Служба охраны труда организации принимает непосредственное участие в подготовке и проведении данного мероприятия.
В марте 2016 г. в редакцию журнала «Я – специалист по охране труда» поступило много вопросов по «горячей» теме: «Аттестация условий труда». На них ответила начальник государственной экспертизы условий труда и охраны труда Комитета по труду, занятости и социальной защите Минского облисполкома Оксана Николаевна Ковалева.
Документ:
Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 (далее – Положение № 253).
Документ:
Список производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005 № 536 (далее – Список № 1).
Документ:
Список производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005 № 536 (далее – Список № 2).
Документ:
Инструкция о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 14.07.2005 № 86 (далее – Инструкция № 86).
Документ:
Инструкция по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35 (далее – Инструкция № 35).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
В настоящее время работнику сельскохозяйственной организации (электрогазосварщику) оформляются документы для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда. Но в течение 3 лет, выполняя работы по данной профессии, он также работал водителем автомобиля. За совмещение профессий получал небольшую доплату. Сейчас период, когда происходило совмещение профессий, не хотят засчитывать в льготный стаж.
Правильно ли это?
Правильно.
Профессия электрогазосварщика предусмотрена Списком № 2, при условии занятости на резке и ручной сварке, на автоматических и полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3-го класса опасности.
Профессия водителя автомобиля также предусматривается Списком № 2, но с определенными условиями:
– транспортирование горной массы при ведении открытых горных работ и работ на поверхности карьеров, рудников, метрополитенов и других подземных сооружение;
– перемещение шлака на горячих работах в металлургическом производстве (черные металлы);
– сбор и перевозка трупов животных;
– вывозка леса;
– работы в технологическом процессе на вывозке шлама, породы и отходов обогащения руд.
Условия, приведенные в данном вопросе, Список № 2 не предусматривает.
В соответствии с Инструкцией № 86 пенсии по совмещаемым работам, профессиям и должностям рабочим и служащим, занятым в производствах, профессиях и должностях, предусмотренных Списком № 1 и Списком № 2, следует назначать на общих основаниях – если одна из выполняемых работ, профессий и должностей не предусмотрена Списком № 1 и Списком № 2.
Рабочее место подсобного рабочего аттестовано. По результатам аттестации условия труда оценены классом 3.1, но сокращенная продолжительность рабочего времени не предусмотрена. Для лиц, не достигших 18-летнего возраста, ТК предусматривает не более чем 35-часовую рабочую неделю.
Какой продолжительности должен быть рабочий день у несовершеннолетнего работника, принятого подсобным рабочим в строительную организацию?
Несовершеннолетний работник вообще не может быть занят на данном рабочем месте.
Итоговая оценка по результатам аттестации рабочего места классом 3 (от 3.1 до 3.4) относит условия труда на данном рабочем месте к вредным (Инструкция №35).
Привлечение лиц моложе 18 лет к выполнению тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда не допускается (ст. 16 «Охрана труда несовершеннолетних» Закона об охране труда).
По итогам проверки, проведенной специалистами государственной экспертизы условий труда, в нашей организации отменены компенсации в виде дополнительного отпуска и доплат, предоставляемые работникам по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Правомерно ли это?
Правомерно.
Органам государственной экспертизы условий труда предоставлено право осуществлять проверки работодателей по соблюдению законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и(или) опасными условиями труда (Положение об органах государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.05.2002 № 694).
Должностные лица органов государственной экспертизы условий труда при исполнении своих обязанностей имеют право отменять или изменять в установленном законодательством порядке результаты аттестации рабочих мест по условиям труда при выявлении нарушений в ее организации и проведении.
Отмена или изменение результатов аттестации рабочих мест влечет за собой соответственно отмену либо изменение размеров компенсаций, предоставляемых работникам по ее результатам.
Может ли работодатель самостоятельно, не дожидаясь проверки, внести изменения в результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, если им выявлены ошибки при ее проведении?
Может.
Выявленные нарушения и необходимость внесения изменений должны быть отражены в протоколе заседания аттестационной комиссии, которая создается в организации приказом нанимателя в соответствии с требованиями Положения № 253.
Следует отметить, что изменения в документы по аттестации рабочих мест по условиям труда вносятся только приказом нанимателя, исправление первичных документов не допускается.
При этом необходимо учесть, что если внесенные изменения повлекут уменьшение предоставляемых работнику компенсаций, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, то это будет являться также и изменением существенных условий труда. Отсюда вытекает обязанность нанимателя, предусмотренная ст. 32 ТК, о предупреждении работника и соответственно право работника на продолжение либо отказ от продолжения работы в данных условиях.
Работники, на рабочих местах которых проводилась аттестация, должны быть ознакомлены под роспись как с итоговыми документами по результатам аттестации, так и с документами о внесении изменений (в частности, с приказом нанимателя).
В каких случаях может быть проведена внеочередная аттестация рабочих мест по условиям труда? Возможно ли ее проведение в связи с временным переходом на неполную рабочую неделю?
Внеочередная аттестация рабочих мест по условиям труда проводится (п. 17 Положения № 253):
– в случае изменения законодательства, требующего ее проведение;
– при изменении условий труда в связи с заменой либо модернизацией производственного оборудования, заменой сырья и материалов, изменением технологического процесса и средств коллективной защиты;
– по требованию органов государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь;
– по инициативе нанимателя (при улучшении условий труда), профсоюза (профсоюзов).
Данный перечень оснований является исчерпывающим. Как видим, временный переход на неполную рабочую неделю сюда не входит. Следовательно, внеочередная аттестация рабочих мест по условиям труда в таком случае проведена быть не может.
Необходимо отметить, что компенсации по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы с вредными и (или) опасными условиями труда не менее 80 % от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством.
Учет фактической занятости работников в данных условиях должен нести наниматель.
При проверке технический инспектор труда профсоюзов отметил отсутствие в организации комиссии по охране труда.
Необходимо ли ее создание и каким документом это регламентировано?
Обязанности по созданию комиссии по охране труда в организации не существует.
По инициативе нанимателя и (или) по инициативе профсоюза может создаваться (а может и нет) комиссия по охране труда (ст. 24 Закона об охране труда). В ее состав на паритетной основе входят представители нанимателя и профсоюза.
Типовое положение о комиссии по охране труда утверждает Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь.
Комиссия по охране труда (если она создана) участвует в разработке системы управления охраной труда, раздела об охране труда коллективного договора, планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в совместных действиях нанимателя и работников по обеспечению требований по охране труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также в проведении проверок состояния условий труда, соблюдения требований по охране труда на рабочих местах и информировании работников об их результатах.
Комиссия по охране труда имеет право принимать решения, необходимые для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда, которые носят рекомендательный характер.
Наниматель обязан рассмотреть решение комиссии по охране труда и письменно информировать ее о принятых мерах в установленный в нем срок.
Документ:
Типовое положение о службе охраны труда организации, утвержденное постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.09.2013 № 98.
Во время усиления морозов, а также в период межсезонья (когда отопление еще не включено либо уже отключено) в наших офисных помещениях очень некомфортно находиться. Температура воздуха порой составляет не более 10 °С.
Положены ли работникам в таком случае перерывы для обогрева?
Не положены.
Работникам, выполняющим работы на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях зимой, а также отдельные виды работ, наряду с перерывом для отдыха и питания предоставляются дополнительные специальные перерывы в течение рабочего дня, включаемые в рабочее время (перерывы для обогревания, отдыха на погрузочно-разгрузочных и других работах) (ст. 29 Закона об охране труда). Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов определяются правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором.
Для указанных работников наниматель обязан устанавливать режим работы, исключающий причинение вреда их жизни и здоровью при сильной жаре и сильном морозе.
Как следует из сути вопроса, трудовая деятельность не осуществляется на открытом воздухе либо в закрытом неотапливаемом помещении. Следовательно, регламентированный перерыв для обогревания законодательно не предусмотрен.
Однако никто не освобождает нанимателя от выполнения требований Санитарных норм и правил.
В соответствии с Санитарными нормами и правилами в местах пребывания работников в течение смены в зависимости от характеристики выполняемых работ по интенсивности энергозатрат должны поддерживаться оптимальные или допустимые значения параметров микроклимата.
Оптимальные значения параметров микроклимата в холодный и теплый периоды года необходимо соблюдать также на рабочих местах производственных и офисных помещений, на которых выполняются работы, связанные с нервно-эмоциональным напряжением работника.
Документ:
Санитарные нормы и правила «Требования к микроклимату рабочих мест в производственных и офисных помещениях», утвержденные постановлением Минздрава Республики Беларусь от 30.04.2013 № 33 (далее – Санитарные нормы и правила).