Документ:
Закон Республики Беларусь от 05.01.2016 № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон № 354-З).
Справочно:
Закон № 354-З вступает в силу через 6 месяцев после официального опубликования, за исключением ст. 41 и 42, вступивших в силу после официального опубликования (опубликован в НЦПИ Республики Беларусь 14 января 2016 г.). Начало действия Закона № 354-З – 15 июля 2016 г.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 № 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 363-З).
Терминология Закона № 354-З
Термин «промышленная безопасность» определен в Законе № 354-З как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от возникновения аварий и инцидентов, обеспеченное комплексом организационных и технических мероприятий, установленных самим Законом № 354-З и иными актами законодательства.
Согласно Закону № 354-З:
– авария – разрушение опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов, в т.ч. эксплуатируемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;
– инцидент – отказ в работе или повреждение потенциально опасных объектов, эксплуатируемых на опасном производственном объекте, технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасном объекте, разрушение технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасном объекте, отклонение от параметров, обеспечивающих безопасность ведения технологического процесса, не приводящие к аварии.
Термин «инцидент» не содержит такой составляющей, как нарушение установленных требований промышленной безопасности.
Законом № 354-З установлены 3 категории, являющиеся предметом регулирования:
1) опасные производственные объекты;
2) потенциально опасные объекты;
3) технические устройства.
Термин «технические устройства» включает в себя оборудование, конструктивные элементы трубопроводов, машин, механизмов, изделий или их совокупность, которые могут применяться при эксплуатации опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта и техническое состояние которых оказывает непосредственное влияние на состояние промышленной безопасности. Данный термин носит более узкий характер в сравнении с таким же термином, установленным в настоящее время.
Термины «опасные производственные объекты» и «потенциально опасные объекты» подобным лаконичным образом не определены. Перечни указанных объектов содержатся в приложении 1, табл. 1, 2 (опасные производственные объекты) и в приложении 2 (потенциально опасные объекты) к Закону № 354-З.
Потенциально опасные объекты могут эксплуатироваться в составе опасных производственных объектов.
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2008 № 2056 «О некоторых вопросах осуществления государственного надзора в области промышленной безопасности, обеспечения ядерной и радиационной безопасности» (в редакции от 30.06.2012 № 615) (далее – постановление № 2056).
В настоящее время установлены:
– перечень потенциально опасных объектов, производств и связанных с ними видов деятельности, подлежащих государственному надзору в области промышленной безопасности, утвержденный постановлением № 2056;
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.01.2012 № 66 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 26 июля 2012 г. № 332» (далее – постановление № 66).
– перечень потенциально опасных объектов, производств и связанных с ними видов деятельности, имеющих специфику военного применения, подлежащих надзору, утвержденный постановлением № 66.
Указанные перечни подлежат пересмотру.
Удостоверения на право обслуживания потенциально опасных объектов
Постановлением МЧС Республики Беларусь от 04.03.2013 № 13 утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверения на право обслуживания потенциально опасных объектов.
Ранее в Инструкции о порядке выдачи удостоверений о допуске к работе на опасных производственных объектах, объектах перевозки опасных грузов, объектах, на которых ведутся работы, связанные с использованием и охраной недр, и на иных потенциально опасных объектах, утвержденной постановлением МЧС Республики Беларусь от 26.05.2008 № 45 (утратила силу в соответствии с постановлением от 29.08.2012 № 43), применялись термины «опасные производственные объекты» и «потенциально опасные объекты».
Таким образом, различия между указанными объектами не делается.
Другие республиканские органы государственного управления в издаваемых нормативных правовых актах также используют термин «потенциально опасные объекты», например:
– перечень потенциально опасных объектов, на которых требуется обеспечение антитеррористической защищенности, утвержденный постановлением Минстройархитектуры Республики Беларусь от 20.07.2011 № 40;
– перечень работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, утвержденный постановлением Минздрава Республики Беларусь от 17.07.2012 № 104;
– Инструкция по определению объектов, представляющих повышенную техногенную и экологическую опасность, условно уязвимых в диверсионном отношении, утвержденная постановлением МЧС Республики Беларусь от 21.07.2003 № 29.
В постановлениях Совета Министров Республики Беларусь от 10.04.2001 № 495 «О Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и от 09.12.2013 № 1051 «Об утверждении Основных направлений реализации государственной политики в области гражданской обороны» также применяется термин «потенциально опасные объекты».
Государственная регистрация опасных производственных объектов
По Закону № 354-З опасные производственные объекты подлежат государственной регистрации (как и в настоящее время).
Порядок регистрации опасных производственных объектов, а также форму свидетельства о регистрации опасного производственного объекта, порядок выдачи свидетельства о регистрации опасного производственного объекта, внесения в него изменений и (или) дополнений устанавливает Совет Министров.
Таким образом, вместо Инструкции о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденной постановлением МЧС Республики Беларусь от 11.04.2003 № 22, будет разработан и утвержден другой нормативный правовой акт.
Следует отметить, что структура, признаки, критерии для отнесения опасного производственного объекта к соответствующему типу опасности по Закону № 354-З и действующей Инструкции, упомянутой выше, не тождественны.
Действующий Закон № 363-З не предусматривает такой категории, как «потенциально опасные объекты» и соответственно не устанавливает порядка их государственной регистрации.
Таким образом, в Республике Беларусь будет вестись 2 регистрации объектов – опасных производственных и потенциально опасных.
Однако предусмотрено ведение только одного государственного реестра опасных производственных объектов.
Как указывалось выше, потенциально опасные объекты могут эксплуатироваться на опасных производственных объектах. Поэтому возможна такая ситуация, когда отдельный потенциально опасный объект будет зарегистрирован дважды.
Согласно Закону № 354-З деятельность в области промышленной безопасности Минобороны, МВД, Госпогранкомитета, КГБ, Государственного комитета судебных экспертиз осуществляется автономным образом. Они должны представлять в Госпромнадзор информацию об угрозе возникновения или о возникновении аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах, которые им принадлежат.
Гласность в области промышленной безопасности согласно Закону № 354-З обеспечивается только распространением информации, в т.ч. с использованием СМИ, Интернета, об угрозе возникновения или о возникновении аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах.
Справочно:
порядок представления информации, содержащейся в реестре опасных производственных объектов, устанавливает Совет Министров.
Справочно:
сведения, содержащиеся в декларации промышленной безопасности, относятся к служебной информации ограниченного распространения. Субъект промышленной безопасности обязан обеспечить сохранность декларации промышленной безопасности и исключить доступ к ней посторонних лиц.
Общественного контроля не предусмотрено
Закон № 354-З не содержит норм, предусматривающих участие общественности в деятельности в области промышленной безопасности. По мнению автора, профсоюзы должны осуществлять общественный контроль за промышленной безопасностью.
Экспертизу промышленной безопасности проводят только эксперты в области промышленной безопасности – работники Госпромнадзора в отношении всех объектов экспертизы промышленной безопасности, а также эксперты МВД, КГБ, Госпогранкомитета, Государственного комитета судебных экспертиз, управления государственного надзора главной военной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь – в определенных Законом № 354-З сферах их правомочности.
Надзор в области промышленной безопасности
Надзор в области промышленной безопасности осуществляется в двух формах:
1) государственный надзор, осуществляемый Госпромнадзором, а также областными и Минским городским управлениями Госпромнадзора;
2) надзор, осуществляемый управлением государственного надзора главной военной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь, МВД.
Полномочия всех органов государственного управления области промышленной безопасности определены в Законе № 354-З.
Техническое расследование
Почему расследование названо «техническим»? Совершенно очевидно, что при расследовании будут выявляться и анализироваться причины организационного, правового, экономического характера возникновения аварии, инцидента.
В ст. 36 «Локализация и ликвидация аварий и инцидентов, их последствий» не раскрывается содержание данной деятельности.
Производственный контроль в области промышленной безопасности будет осуществляться на основании примерного положения об организации и осуществлении производственного контроля в области промышленной безопасности, которое будет утверждено МЧС Республики Беларусь.
По мнению автора, необходимо регламентировать требование о разработке Системы управления промышленной и определить разработку указанной Системы в качестве одной из обязанностей субъекта хозяйствования.
С учетом современных тенденций Система управления промышленной безопасностью наряду с системой управления качеством продукции, работ, услуг, системой управления экологической безопасностью, системой управления охраной труда должна стать составной частью интегрированной системы управления организацией.
В Законе № 354-З лишь упоминается о государственной политике в области промышленной безопасности.
Однако в отличие от Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда», в котором объявлена государственная политика в области охраны труда, в Законе № 354-З аналогичная политика не только не объявлена, но и не предусмотрено поручений о ее подготовке. Полагаю, что этот недочет будет восполнен.
Нововведением стала ст. 30 «Полномочия работников службы промышленной безопасности (инженера по промышленной безопасности, ответственного лица, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности)» Закона № 354-З. Поручение о разработке положения о службе промышленной безопасности не предусмотрено, однако такая необходимость возникнет.
Какова роль инженера по промышленной безопасности
Подлежит корректировке и квалификационная характеристика инженера по промышленной безопасности, определенная постановлением Минтруда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159, так как, в частности, данный специалист не вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований промышленной безопасности.
Инженер по промышленной безопасности должен организовывать проведение организационно-разъяснительной работы с работниками по вопросам промышленной безопасности. Возникает вопрос: кого он должен организовывать и как он это сделает, если соответствующие лица ему не подчинены?
Существенным образом изменяются нормативные предписания Закона № 354-З, касающиеся обязательной разработки декларации промышленной безопасности.
Сопоставление ныне действующих требований к обязательному составлению декларации промышленной безопасности и вводимых Законом № 354-З требований показывает, что число субъектов хозяйствования, которые будут обязаны составлять и представлять декларации, возрастет.
По Закону № 354-З декларации оформляются для опасных производственных объектов I и II типов опасности, а не только для тех объектов, где превышаются предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности.
Будут приняты новые документы
В 6-месячный срок в связи с принятием Закона № 354-З должны быть установлены:
– порядок проведения идентификации опасных производственных объектов, форма карты учета опасного производственного объекта;
– порядок регистрации опасных производственных объектов, форма свидетельства о регистрации опасного производственного объекта, порядок выдачи свидетельства о регистрации опасного производственного объекта, внесения в него изменений и (или) дополнений;
– порядок ведения государственного реестра опасных производственных объектов, порядок и случаи внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов, и исключения сведений об опасных производственных объектах из этого реестра;
– порядок предоставления информации, содержащейся в реестре опасных производственных объектов;
– порядок и случаи регистрации потенциально опасных объектов, внесения изменений в документы, связанные с регистрацией потенциально опасных объектов, форма журнала регистрации потенциально опасных объектов;
– порядок аттестации экспертов в области промышленной безопасности;
– случаи, порядок и сроки проведения экспертизы промышленной безопасности, требования к форме заключения экспертизы промышленной безопасности;
– порядок разработки, оформления и представления декларации промышленной безопасности, внесения в нее изменений и (или) дополнений, порядок учета таких деклараций;
– порядок выдачи разрешений (свидетельств) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности.
В этот же срок Совет Министров Республики Беларусь должен утвердить:
а) перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности;
б) перечень разрешений (свидетельств) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности,
В свою очередь в эти же сроки МЧС должно установить:
– порядок технического расследования причин аварий и инцидентов, их учета;
– форму акта технического расследования причин аварии и акта технического расследования причин инцидента;
– форму журнала учета аварий и инцидентов;
– случаи, порядок подготовки по вопросам промышленной безопасности и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, периодичность такой проверки, порядок создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, форму протокола проверки знаний по вопросам промышленной безопасности;
– требования к содержанию учебно-программной документации при проведении подготовки по вопросам промышленной безопасности руководителей и специалистов субъектов промышленной безопасности, осуществляющих эксплуатацию опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта, являющихся в соответствии с требованиями правил по обеспечению промышленной безопасности лицами, ответственными за организацию и обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации этих объектов;
– порядок выдачи и форму удостоверения на право обслуживания потенциально опасных объектов.
Закон № 354-З совместно с указанными выше подзаконными актами создадут правовую основу для осуществления деятельности в области промышленной безопасности.
Владимир Семич, инженер,
член Общественного объединения
«Сообщество трудового права»