Изменения, внесенные Указом № 475 в правила лицензирования, коснулись в т.ч. и деятельности по автомобильным перевозкам пассажиров, причем затронули интересы как организаций, осуществляющих такие перевозки, так и водителей. В частности, и тех, и других волнуют изменения в отношении предрейсового медицинского осмотра.
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 № 475 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 475).
Справочно:
с 1 марта 2016 г. вступили в силу основные положения Указа № 475 (отдельные положения Указа № 475 вступили в силу 29 ноября 2015 г.).
Грубое нарушение правил лицензирования
Обеспечение проведения предрейсовых и иных медицинских осмотров водителей механических транспортных средств является одним из обязательных лицензионных требований.
Выполнение перевозок пассажиров водителями механических транспортных средств, не прошедшими предрейсовые и иные медицинские осмотры, и в прежней редакции Положения о лицензировании относилось к грубым нарушениям законодательства о лицензировании. Теперь грубым нарушением считается повторное (т.е. в течение 12 месяцев подряд) выполнение автомобильной перевозки пассажиров водителем, не прошедшим предрейсового медицинского осмотра. Для организации, как видим, правила сильно не изменились, просто стали более четкими: теперь при обнаружении единственного факта непрохождения водителем предрейсового медицинского осмотра организация обязана устранить нарушения, но лицензией не рискует. Но если в течение 12 месяцев после обнаружения данного факта будет зафиксирован аналогичный факт, то в отношении такой организации лицензирующим органом может быть принято решение о прекращении действия лицензии (п. 83 Положения о лицензировании).
Пример 1
Лицензия ООО «С» на право осуществления перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом была аннулирована приказом лицензирующего органа по причине того, что при проверке водителя ООО «С» инспекторами транспортной инспекции был зафиксирован факт отсутствия отметки о прохождении водителем предрейсового медицинского осмотра. ООО «С» подало заявление в суд о признании данного приказа недействительным. Суд удовлетворил требование заявителя, поскольку водитель ООО «С» Иванов В.В. в момент проверки только прибыл в учреждение «МедГид» для прохождения медицинского освидетельствования, о чем имелась отметка в путевом листе. В момент проверки он находился на начальном остановочном пункте, лицензируемый вид деятельности не осуществлял и ранее в течение календарного года аналогичных нарушений законодательства не допускал.
Внимание!
Все вышесказанное относится к лицензируемой деятельности по перевозкам пассажиров. Для организаций, имеющих лицензию на международные перевозки грузов (подп. 4.5 п. 4 приложения 1 к Положению о лицензировании), грубым нарушением, за которое они могут лишиться лицензии, является просто выполнение перевозок водителями, не прошедшими предрейсовые и иные медицинские осмотры.
Таким образом, случаи грубого нарушения лицензионных требований и соответственно количество прекращенных лицензий, станут более редкими, так как организации предоставлена возможность еще в случае выявления первого факта непрохождения водителем предрейсового медицинского осмотра устранить данное нарушение и не допускать его возникновения впредь.
Документ:
Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (далее – Положение о лицензировании).
Требования к медицинскому персоналу
Со вступлением в силу Указа № 475 изменились требования к квалификации медицинских работников, в т.ч. осуществляющих медицинские осмотры и освидетельствования. Так, если ранее высшая или 1-я категория должна была быть как минимум у одного работника на каждую медицинскую работу или услугу, составляющую лицензируемую деятельность, то теперь все медицинские работники, работающие в медицинских организациях частной формы собственности, должны иметь 1-ю либо высшую квалификационную категорию (даже работники со средним специальным медицинским образованием, не являющиеся врачами) (подп. 322.2 п. 322 Положения о лицензировании). Это означает, что если предрейсовое или иное освидетельствование водителя проводится частной медицинской организацией, то ее работники, выполняющие такое освидетельствование или осмотр, должны иметь 1-ю или высшую категорию.
Справочно:
освидетельствование для установления факта употребления алкоголя, наркотических и токсикоманических средств и состояния опьянения, а также освидетельствование на пригодность к управлению автотранспортом относятся к лицензируемым видам деятельности (подп. 26.1.49 п. 26 приложения 1 к Положению лицензировании).
Напомним, что предрейсовые и иные медицинские обследования водителей проводятся средним медицинским персоналом (подп. 2.1 п. 2 Инструкции № 84):
– либо состоящим в штате организации, имеющей специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности, включающее работы и услуги по освидетельствованию на допуск к работе;
– либо не состоящим в штате такой организации, – на договорной основе между данной организацией и организацией здравоохранения, имеющей специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности, включающее работы и услуги по освидетельствованию на допуск к работе;
– либо индивидуальным предпринимателем, имеющим специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности, включающее работы и услуги по освидетельствованию на допуск к работе.
Медосмотры лиц, поступающих на работу и работающих, проводятся государственными организациями здравоохранения, имеющими специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности с указанием составляющих лицензируемый вид деятельности работ и услуг – экспертная медицинская деятельность (освидетельствование на профпригодность), выданное в порядке, установленном законодательством (далее, если не установлено иное, – организация здравоохранения) (п. 5 Инструкции № 47).
Таким образом, повышение требований к квалификации медицинских работников, осуществляющих освидетельствование и медицинский осмотр, фактически распространяется на все случаи осуществления такой деятельности: даже если медицинский работник привлечен на договорной основе для выполнения такой деятельности, он, будучи работником медицинской организации, подпадающей под данные требования, обязан иметь высокую категорию. Исключение теперь составляют работники государственных учреждений здравоохранения, так как на них не распространяются лицензионные требования.
Документ:
Инструкция о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденная постановлением Минздрава Республики Беларусь от 03.12.2002 № 84 (далее – Инструкция № 84).
Документ:
Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47 (далее – Инструкция № 47).
Какая категория должна быть у медицинского персонала, проводящего предрейсовое обследование
Все юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее – ИП), эксплуатирующие транспортные средства, самоходные машины, обязаны организовывать проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей принадлежащих им механических транспортных средств, самоходных машин (ст. 34 Закона о дорожном движении). Но реализация данной обязанности разная в зависимости от того, осуществляет ли эта организация или ИП лицензируемую или не лицензируемую транспортную деятельность.
Юридическое лицо или ИП осуществляет лицензируемую транспортную деятельность. Для таких субъектов хозяйствования проведение предрейсового медицинского осмотра водителей является обязательным и проводится по Инструкции о предсменном медицинском осмотре. Такой предсменный медицинский осмотр проводится только медицинским работником организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности (п. 4 Инструкции о предсменном медицинском осмотре). Соответственно и квалификация медицинского работника частной организации, осуществляющей медицинские услуги на основе лицензии, должна быть не ниже 1-й или высшей категории.
Важно!
Организация, осуществляющая лицензируемую транспортную деятельность, не вправе поручить своему штатному работнику, пусть даже имеющему медицинское образование, проведение предрейсового медицинского осмотра.
Юридическое лицо или ИП осуществляет нелицензируемую транспортную деятельность. Если организация или ИП используют собственный транспорт для доставки своих работников, или доставки заказов клиентам, или в иных целях, не подпадающих под лицензирование, то они обязаны просто обеспечить проведение контроля состояния водителей на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических, психотропных или других одурманивающих веществ. Порядок проведения такого контроля определен Инструкцией о порядке освидетельствования и представляет собой не медицинский осмотр, а приборный контроль.
Приборный контроль проводится работником, уполномоченным на проведение такого освидетельствования, вне зависимости от его квалификации (п. 5 Инструкции о порядке освидетельствования). Таким образом, требование о квалификационной категории медицинского работника (подп. 322.2 п. 322 Положения о лицензировании) на такое освидетельствование не распространяется. Освидетельствование водителя на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических, психотропных или других одурманивающих веществ, по-прежнему может проводиться работником самой организации, осуществляющей нелицензируемую транспортную деятельность.
Освидетельствование проводится путем приборного контроля, т.е. с использованием таких приборов и средств как алкотестеры, тест-полоски, экспресс-пластины и др. Такой контроль должны проходить все водители, управляющие и легковыми, и грузовыми автомобилями, и автобусами, без исключения.
В случае невозможности самостоятельно обеспечить надлежащее проведение освидетельствования организация должна обеспечить прохождение водителем такого освидетельствования в организации здравоохранения, в иной организации или у ИП, осуществляющих медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, на основании заключенного гражданско-правового договора между работодателем и соответствующей организаций или ИП (п. 13 Инструкции о порядке освидетельствования).
Таким образом, субъект хозяйствования – лицензиат проводит предрейсовый медосмотр водителей, соответственно медицинский персонал подпадает под изменившиеся требования Указа № 475, а субъект хозяйствования – не лицензиат проводит приборный контроль состояния водителей, и на работников, осуществляющих такой контроль, не распространяются требования Указа № 475.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении» (далее – Закон о дорожном движении).
Документ:
Инструкция о порядке проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты и Минздрава Республики Беларусь от 02.12.2013 № 116/119 (далее – Инструкция о предсменном медицинском осмотре).
Документ:
Инструкция о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты и Минздрава Республики Беларусь от 02.12.2013 № 116/119 (далее – Инструкция о порядке освидетельствования).
Пример 2
Водитель, являющийся штатным работником автотранспортной организации, на автобусе, принадлежащем этой же организации, развозит других водителей к местам работы.
Должна ли автотранспортная организация соблюдать требование об уровне квалификации медицинского работника, проводящего предрейсовый медицинский осмотр?
Не должна, если водитель занимается перевозками только работников своей же организации.
Указанный в примере вид перевозки относится к внутриреспубликанским автомобильным перевозкам пассажиров для собственных нужд, для которого не требуется получения лицензии (абзац третий п. 120 Положения о лицензировании). Следовательно, в этой организации допускается приборный контроль состояния водителя, который осуществляется уполномоченным работником вне зависимости от квалификации (п. 5 Инструкции о порядке освидетельствования).
Пример 3
Предприятие осуществляет как лицензируемый (международные транспортные перевозки) так и нелицензируемый (внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд) вид деятельности.
Можно ли предрейсовые медосмотры при осуществлении нелицензируемого вида перевозок проводить собственными силами или нужно это делать у врача, поскольку у предприятия имеется лицензия на перевозки?
В такой организации должен проводиться предрейсовый медицинский осмотр, который осуществляется медицинским работником организации здравоохранения, на основании заключенного гражданско-правового договора между работодателем и организацией здравоохранения (п. 4 Инструкции о предсменном медицинском осмотре). Полагаем, что если в организации созданы условия для регулярного предрейсового медицинского осмотра, то его будут проходить все водители: и те, которые осуществляют лицензируемые виды транспортной деятельности, и те, которые используют транспортное средство в иных целях. Но теоретически возможно разделение: медицинский осмотр – для водителей, выполняющих лицензируемые перевозки, приборный контроль – для иных.
Пример 4
В организации имеется служебный легковой автомобиль, на котором ездит только директор без водителя по служебным делам.
Нужно ли в таком случае директору проходить обязательные предрейсовые медицинские осмотры?
Директор организации, осуществляющей деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специального разрешения (лицензии), управляющий механическим транспортным средством, может не проходить предрейсовые медицинские осмотры, но он обязан пройти контроль состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, т.е. приборный контроль. Следовательно, в организации должен быть уполномоченный на проведение такого контроля работник, а в случае невозможности назначить такого работника директор должен проходить освидетельствование в организации здравоохранения, в иной организации или у ИП, осуществляющих медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (пп. 5 и 13 Инструкции о порядке освидетельствования).
Маргарита Полевая, юрист