Действие или бездействие руководителя, противоречащее требованиям законодательства и представляющее опасность для жизни и здоровья граждан, может повлечь за собой административную или даже уголовную ответственность.
За нарушение требований пожарной безопасности установлена в т.ч. административная ответственность.
Пожарную безопасность обеспечивают приведением объектов и населенных пунктов в такое состояние, при котором исключается возможность возникновения пожара либо обеспечивается защита людей и материальных ценностей от пожара.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 15.06.1993 № 2403-XII «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности),
Справочно:
обеспечение пожарной безопасности является обязанностью руководителей и соответствующих должностных лиц организаций (ст. 14 Закона о пожарной безопасности).
Обязанности руководителей и должностных лиц
Обязанности руководителей и должностных лиц организаций перечислены в ст. 17 Закона о пожарной безопасности и должны быть отражены в соответствующих должностных инструкциях.
Руководители и другие должностные лица организаций:
1) обеспечивают пожарную безопасность и противопожарный режим в соответствующих организациях;
2) предусматривают организационные и инженерно-технические мероприятия по пожарной безопасности в планах экономического и социального развития организаций, создают при необходимости организационно-штатную структуру, разрабатывают обязанности и систему контроля, обеспечивающие пожарную безопасность во всех технологических звеньях и на этапах производственной деятельности;
3) обеспечивают своевременное выполнение противопожарных мероприятий по предписаниям, рекомендациям, требованиям и заключениям органов государственного пожарного надзора;
4) внедряют научно-технические достижения в противопожарную защиту объектов, проводят работу по изобретательству и рационализации, направленную на обеспечение безопасности людей и снижение пожарной опасности технологических процессов производств;
5) обеспечивают выполнение и соблюдение требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом переоснащении и ремонте подведомственных им объектов, а также при изготовлении, транспортировке и использовании выпускаемых веществ, материалов, продукции, машин, приборов и оборудования;
6) создают внештатные пожарные формирования и организуют их работу;
7) содержат в исправном состоянии пожарную технику, оборудование и инвентарь, не допускают их использования не по прямому назначению;
8) организуют обучение работников правилам пожарной безопасности и обеспечивают их участие в предупреждении и тушении пожаров, не допускают к работе лиц, не прошедших противопожарный инструктаж;
9) обеспечивают разработку плана действий работников на случай возникновения пожара и проводят практические тренировки по его отработке;
10) представляют по требованию органов государственного пожарного надзора документы о пожарах и их последствиях, сведения, характеризующие состояние пожарной безопасности объектов и выпускаемой продукции;
11) принимают меры к нарушителям противопожарных требований, взыскивают в установленном законодательством порядке материальный ущерб с виновников пожара;
12) предоставляют в установленном порядке в необходимых случаях органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь технику, горюче-смазочные материалы, продукты питания и места отдыха для личного состава при тушении пожаров.
Справочно:
за нарушение требований пожарной безопасности в организациях персональную ответственность несут их руководители (часть первая ст. 46 Закона о пожарной безопасности).
Обязанности руководителя объекта перечислены в п. 4 ППБ Беларуси 01-2014. Так, он обязан предусмотреть в положениях о структурных подразделениях и в должностных инструкциях работников объекта обязанности по обеспечению пожарной безопасности, а также назначить приказом лиц, ответственных:
– за пожарную безопасность подразделений объекта;
– исправное техническое состояние и эксплуатацию технологического оборудования, вентиляционных и отопительных систем, электроустановок, молниезащитных и заземляющих устройств, средств связи, оповещения, ТСППЗ объекта.
Документ:
Правила пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ Беларуси 01-2014, утвержденные постановлением МЧС Республики Беларусь от 14.03.2014 № 3 (далее – ППБ Беларуси 01-2014).
Справочно:
в ППБ Беларуси 01-2014 используется более широкий термин «руководитель объекта». Согласно гл. 2 ППБ Беларуси 01-2014 объект – территория, здание, сооружение, помещение, наружная установка, инженерная, технологическая и иная система, оборудование и другое имущество и (или) их совокупность, находящиеся в собственности, владении, пользовании, распоряжении физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц или их обособленных подразделений.
Справочно:
обязанности руководителей и должностных лиц структурных подразделений объекта установлены в п. 5 ППБ Беларуси 01-2014.
Ответственность за нарушения
Лица, в т.ч. руководители организаций, нарушающие или не выполняющие Закон о пожарной безопасности, требования технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, предписания, рекомендации, требования и заключения органов государственного пожарного надзора, а также лица, виновные в возникновении пожаров, несут дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Ответственность устанавливается в зависимости от допущенных нарушений и последствий, к которым они привели.
Административная ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности установлена ст. 23.56 КоАП.
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Так, нарушение законодательства о пожарной безопасности, в т.ч. обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на юридическое лицо – предупреждение или наложение штрафа в размере до 200 базовых величин.
Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, повлекшее возникновение пожара, влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин.
Субъектом правонарушения может выступать как физическое, так и юридическое лицо.
Справочно:
согласно КоАП административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.
Важно!
Обязательными условиями для привлечения к административной ответственности являются наличие противоправного деяния, а также наличие вины конкретного лица и иные условия, предусмотренные КоАП.
Справочно:
вина физического лица – это психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности. Виновным в совершении административного правонарушения может быть признано лишь вменяемое физическое лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (ст. 3.1 КоАП).
Важно!
Обязанность доказывать виновность лица в нарушении законодательства возлагается на должностное лицо, ведущее административный процесс. Лицо не может быть привлечено к административной ответственности, пока не будет установлена его виновность в совершении правонарушения.
Государственный надзор
Проводить проверки деятельности государственных органов, других организаций в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны и обеспечения пожарной безопасности, а также выносить обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны и обеспечения пожарной безопасности имеют право органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям (ст. 15 Закона № 45-З).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 16.07.2009 № 45-З «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» (далее – Закон № 45-З).
В ходе проверки они изучают соблюдение требований законодательства в области пожарной безопасности, в т.ч. противопожарных требований технических нормативных правовых актов.
В случае обнаружения нарушений требований законодательства должностное лицо выдает проверяемому субъекту предписание на устранение выявленных в ходе проверки нарушений. В предписании установлены сроки устранения выявленных нарушений, а также срок, в который проверяемый субъект должен уведомить проверяющего о выполнении выданного предписания.
В случае неисполнения, ненадлежащего или несвоевременного исполнения требования (предписания) должностного лица, осуществляющего государственный контроль и (или) надзор, либо непринятия мер к устранению указанных в них нарушений, руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности на основании ст. 23.1 КоАП.
Справочно:
лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 23.56 КоАП, являются уполномоченные должностные лица органов государственного пожарного надзора МЧС Республики Беларусь и органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (пп. 36 и 37 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП).
Документ:
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 23.56 КоАП, рассматриваются судом.
Также административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 23.56 КоАП, рассматривают органы государственного пожарного надзора МЧС Республики Беларусь, в случае, если протоколы об административных правонарушениях составлены должностными лицами таких органов (ч. 1 ст. 3.9 ПИКоАП).
От имени органов государственного пожарного надзора МЧС дела об административных правонарушениях вправе рассматривать:
– Главный государственный инспектор Республики Беларусь по пожарному надзору и его заместители;
– старшие государственные инспекторы Республики Беларусь по пожарному надзору;
– главные государственные инспекторы областей и г. Минска по пожарному надзору и их заместители;
– старшие государственные инспекторы областей и г. Минска по пожарному надзору;
– главные государственные инспекторы городов и районов по пожарному надзору;
– государственные инспекторы городов и районов по пожарному надзору.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 23.56 КоАП, рассматривает административная комиссия районного (городского) исполнительного комитета или администрация района в городе (ст. 3.4 ПИКоАП).
Обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, их представителями, защитником (ст. 12.1 ПИКоАП).
В жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должны быть указаны сведения, перечисленные в ч. 1 ст. 12-1 ПИКоАП.
Жалобу обязательно подписывает лицо, подающее жалобу, либо его представитель. К жалобе, поданной защитником или представителем, прилагается документ, подтверждающий их полномочия. К жалобе, поданной в суд, прилагается документ, подтверждающий уплату в установленных порядке и размере государственной пошлины.
Жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня объявления постановления, а лицом, в отношении которого вынесено постановление, отсутствовавшим при рассмотрении дела, – не позднее 10 суток со дня получения копии постановления.
Справочно:
в случае пропуска назначенного срока жалоба считается неподанной.
Жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом, уполномоченными рассматривать жалобу (протест), в месячный срок со дня ее поступления (ст. 12.7 ПИКоАП).
Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, потерпевший, их представители, защитник вправе присутствовать при рассмотрении жалобы (протеста), давать объяснения и представлять дополнительные материалы в обоснование своих требований.
По результатам рассмотрения жалобы (протеста) выносится постановление.
Алексей Штейнер, юрист