В течение 2015 г. на предприятиях (организациях) Республики Беларусь при эксплуатации грузоподъемных кранов произошло
5 несчастных случаев с тяжелыми исходами, 3 аварии и 2 инцидента, подлежащие учету в Госпромнадзоре.
Анализ материалов расследований несчастных случаев, аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией грузоподъемных кранов, показывает, что причины большинства из них носят организационный характер. Вместе с тем имеют место происшествия, причинами которых явились умышленное выведение из строя приборов и устройств безопасности грузоподъемных кранов, а также неудовлетворительное техническое состояние подъемных сооружений.
Травматизм работников при эксплуатации грузоподъемных кранов
Пример 1
12 января 2015 г. при разгрузке автотранспорта на объекте строительства на территории ОАО «Мозырский НПЗ» был тяжело травмирован монтажник строительных конструкций филиала СМУ «Белэнергомонтаж» РУП «Белэнергострой».
Травма получена при выгрузке стопки металлических листов из полуприцепа автомобиля с помощью стрелового самоходного крана ДЭК-321. Монтажник предприятия, не имеющий профессии «стропальщик», осуществил строповку груза и не покинул кузов автомобиля. Перемещаемым грузом его стало прижимать к заднему борту. Пытаясь отвести груз от себя, монтажник получил травму кисти правой руки.
Причины несчастного случая:
– невыполнение должностным лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами, обязанностей по организации ведения работ кранами в соответствии с технологическими регламентами;
– допуск к обслуживанию крана в качестве стропальщика работника, не обученного профессии «стропальщик»;
– отсутствие контроля за выполнением крановщиком и стропальщиками производственных инструкций и технологических регламентов;
– нарушение машинистом крана требований безопасности, выразившееся в осуществлении работ по разгрузке автомобиля при нахождении людей в кузове при выполнении строповки груза лицом, не имеющим удостоверения стропальщика.
Пример 2
12 января 2015 г. на строительстве многоквартирного жилого дома в г. Могилеве падающими с поддона кирпичами, подаваемыми башенным краном КБМ-401П, принадлежащим ОАО «Могилевский домостроительный комбинат», на 7-й этаж строящегося здания, был тяжело травмирован подсобный рабочий указанного предприятия.
Причины несчастного случая
Грузоподъемный кран эксплуатировался без разрешения на пуск в работу после монтажа, вызванного установкой на новом месте. Лицом, ответственным за безопасное производство работ краном, был назначен работник, не прошедший соответствующего обучения и проверки знаний. Проект производства работ не предусматривал применение специальных приемных площадок или специальных приспособлений в целях предупреждения опасности падения грузов с высоты при перемещении их грузоподъемным краном.
Данный несчастный случай не имеет причин технического характера. Основными причинами явились:
– подъем и перемещение мелкоштучных грузов (поддона с кирпичами) без специальной тары, исключающей возможность выпадения отдельных грузов, а также подача груза на плиту балкона 7-го этажа строящегося здания без специальной приемной площадки;
– нахождение людей в опасной зоне работы крана.
Пример 3
31 июля 2015 г. на участке сборки кранов производственного цеха ОАО «Строймаш» (г. Минск) при производстве работ по кантованию металлоконструкции фермы с использованием мостового крана КМ-15 произошел обрыв стропа, грузоподъемность которого не соответствовала массе поднимаемого груза. В результате обрыва стропа ферма качнулась и отбросила находящегося в непосредственной близости слесаря механосборочных работ (стропальщика), который при падении получил травму, относящуюся к числу тяжелых производственных травм.
Причины несчастного случая:
– невыполнение должностным лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами, обязанностей по организации ведения работ кранами в соответствии с технологическими регламентами;
– отсутствие контроля за выполнением крановщиком и стропальщиками производственных инструкций и технологических регламентов;
– нарушение машинистом крана требований безопасности, выразившееся в осуществлении работ по подъему и перемещению груза, масса которого превышала грузоподъемность строп;
– нарушение требований безопасности стропальщиком, выразившееся в подборе и применении грузозахватных приспособлений (строп), не соответствующих массе и характеру поднимаемого груза, неприменении специальных подкладок для предотвращения повреждений строп, нахождении во время подъема груза на опасном от него расстоянии.
Аварии при эксплуатации грузоподъемных кранов
Пример 4
23 марта 2015 г. на опасном производственном объекте Ельского леспромхоза, который является филиалом ГП «Мозырский ДОК», при погрузке в железнодорожный полувагон пиломатериалов отработавшим нормативный срок службы башенным краном КБ-572А (1986 г.в.) произошло разрушение соединения корневой и промежуточной секции стрелы, что привело к ее падению.
Основные причины аварии:
– формальное проведение главным инженером предприятия частичного технического освидетельствования крана и выдача разрешения на его дальнейшую эксплуатацию при наличии трещин в металлоконструкциях и сварных соединениях и других неисправностей (отсутствие концевого выключателя ограничения сматывания грузового каната с барабана грузовой лебедки);
– наличие трещин в накладках тормоза грузовой лебедки, подходящих к отверстиям под заклепки отключенных от электрической цепи тормоза одного из двух механизмов поворота крана, одного тормоза механизма передвижения крана.
Пример 5
28 сентября 2015 г. при строительстве жилого дома в квартале улиц Грушевской и Щорса в г. Минске произошло падение башенного крана КБ-503Б, принадлежащего ОАО «УМ № 79». В результате падения был тяжело травмирован машинист крана и поврежден частный одноквартирный жилой дом.
В ходе расследования установлено, что падение башенного крана произошло вследствие схода крана с рельсов кранового пути из-за несрабатывания ограничителя передвижения крана и сдвига тупиковых упоров.
Причины аварии:
– технические:
неудовлетворительное состояние концевого выключателя механизма передвижения крана и взаимной установки его и штыря копира;
недостаточное тормозящее усилие, создаваемое клиньями тупиковых упоров;
– организационные: необеспечение содержания кранового пути в исправном состоянии, в т.ч. тупиковых упоров и ограничителя передвижения крана, не выполнивших свое функциональное предназначение.
Пример 6
6 ноября 2015 г. на строительном объекте «Многоквартирный жилой дом ГП-13 по бульвару Приберезинскому, 53, в г. Бобруйске» при перемещении груза (консоли строительной люльки) башенным краном КБМ-401П, принадлежащим ОАО «Бобруйский завод крупнопанельного домостроения», произошло падение башни крана на строящийся дом.
Причиной падения явилось разрушение болтов крепления опорно-поворотного устройства к поворотной платформе.
Инциденты
Пример 7
31 января 2015 г. при перемещении бадьи с бетоном массой около 2 т произошло опрокидывание автокрана КС-55727-7, принадлежащего филиалу «Передвижная механизированная колонна № 17» ОАО «Полесьежилстрой» (г. Брест).
Причины инцидента:
– умышленное отключение прибора безопасности машинистом крана, что позволяло работать крану с превышением грузовых характеристик;
– использование неинвентарного деревянного щита и стопки арматурных сеток в качестве подкладок под опору крана, чем нарушены требования безопасности по установке грузоподъемных кранов.
Пример 8
21 февраля 2015 г. на строительном объекте, расположенном на территории ОАО «Мозырский НПЗ», при перемещении (без груза) стрелы гусеничного крана МКГС-100, принадлежащего ОАО «Союзпроммонтаж» (г. Гродно), произошло запрокидывание гуська и стрелы на находящуюся в непосредственной близости эстакаду.
Причины инцидента:
– самовольное проникновение в кабину крана работника, не имеющего допуска к управлению кранами данного типа, и его ошибочные действия при выполнении манипуляций по отводу стрелы крана в сторону;
– невыполнение должностным лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами, обязанностей по недопущению к управлению краном работника, не имеющего прямого отношения к выполняемой работе.