Организация планирует покупку башенного крана КБ-406М для проведения погрузочно-разгрузочных работ на своей территории.
Какой перечень документов, лицензий, разрешений необходимо собрать для регистрации крана в Госпромнадзоре и допуска его к работе?
Регистрация грузоподъемных кранов в Госпромнадзоре проводится по заявлению заинтересованного лица (владельца крана) с представлением документов и сведений, указанных в подп. 20.18.2 п. 20 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее – Перечень).
Документ:
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением МЧС Республики Беларусь от 28.06.2012 № 37 (далее – Правила).
Порядок регистрации грузоподъемных кранов и требования к предоставляемым документам при регистрации указаны в гл. 28 Правил.
Допуск к эксплуатации (пуск в работу) грузоподъемных кранов должен быть получен в следующих случаях:
– перед пуском в работу вновь зарегистрированного грузоподъемного крана;
– после монтажа, вызванного установкой грузоподъемного крана на новом месте (кроме стреловых самоходных и быстромонтируемых башенных кранов);
– после реконструкции грузоподъемного крана;
– после капитального ремонта и (или) ремонта с заменой расчетных элементов или узлов металлоконструкций грузоподъемного крана с применением сварки;
– после приостановления (запрета) эксплуатации грузоподъемного крана должностным лицом Госпромнадзора.
В случаях, указанных в части первой п. 342 Правил, допуск к эксплуатации (пуск в работу) грузоподъемных кранов, подлежащих регистрации в Госпромнадзоре, осуществляет должностное лицо Госпромнадзора. Допуск осуществляется на основании результатов полного технического освидетельствования, проверки соответствия организации надзора, обслуживания и производства работ краном требованиям Правил.
После приостановления (запрета) эксплуатации допуск к эксплуатации (пуск в работу) грузоподъемного крана осуществляется на основании результатов оценки полноты и качества устранения причин, повлекших приостановление (запрет) эксплуатации.
Допуск к эксплуатации (пуск в работу) вновь изготовленного грузоподъемного крана, поставленного владельцу в собранном виде, осуществляет должностное лицо Госпромнадзора на основании результатов испытания крана в организации-изготовителе и частичного технического освидетельствования, проведенного владельцем.
За исключением случаев, указанных в п. 342 Правил, допуск к эксплуатации (пуск в работу) грузоподъемного крана после очередного или внеочередного полного технического освидетельствования осуществляет эксперт, проводивший техническое освидетельствование в соответствии с п. 354 Правил.
Справочно:
допуск к эксплуатации (пуск в работу) гусеничных и пневмоколесных кранов после перестановки их на новый объект осуществляет владелец кранов (специалист по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, назначенный владельцем) после оценки состояния кранов и обеспечения безопасных условий их работы.
Справочно:
допуск к эксплуатации (пуск в работу) грузоподъемных кранов, не подлежащих регистрации в Госпромнадзоре, осуществляет владелец кранов (специалист по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, назначенный владельцем).
Для получения допуска к эксплуатации (пуска в работу), осуществляемого должностным лицом Госпромнадзора, владелец грузоподъемного крана не менее чем за 10 дней должен письменно уведомить территориальное подразделение Госпромнадзора, в котором кран зарегистрирован или на территории которого он будет эксплуатироваться.
Допуск к эксплуатации (пуск в работу) грузоподъемного крана оформляется записью в паспорте крана лицом, его осуществившим.
Документ:
Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (далее – Положение № 450).
Лицензированию подлежит деятельность в области промышленной безопасности, которая включает работы и услуги по эксплуатации подконтрольных Госпромнадзору технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих экспертизе промышленной безопасности (Положение № 450).
Опасным производственным объектом является объект, на котором используется стационарно установленный башенный кран КБ-406М. Для эксплуатации указанного опасного производственного объекта требуется получение лицензии в области промышленной безопасности (приложение 2 к Инструкции о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденной постановлением МЧС Республики Беларусь от 11.04.2003 № 22).
Порядок получения лицензии в области промышленной безопасности установлен п. 140 Положения.
Дополнительно информируем, что постановлением МЧС Республики Беларусь от 15.05.2015 № 23 внесены изменения в Правила, касающиеся регистрации, допуска (пуска) в работу поднадзорных Госпромнадзору грузоподъемных кранов, которые вступили в силу с 1 июня 2015 г.
Требуется ли получение специального разрешения (лицензия) на право осуществления деятельности по укладке (монтажу) газопровода-ввода в жилом доме в случае, когда жилой дом относится к 5-й категории сложности по СТБ 2331-2014?
В случае выполнения работ (услуг) по монтажу технических устройств, применяемых на подконтрольных Госпромнадзору опасных производственных объектах газораспределительной системы и газопотребления, требуется наличие специального разрешения (лицензии) на деятельность в области промышленной безопасности (Положение № 450).
Деятельность, связанная с монтажом газового оборудования бытовых потребителей объектов жилищного фонда (вводного газопровода (наружный газопровод после отключающего устройства на газопроводе-вводе в жилой дом) и внутреннего газопровода жилого дома в соответствии с терминами и определениями ТКП 45-4.03-267-2012 «Газораспределение и газопотребление. Строительные нормы проектирования»), не входит в компетенцию Госпромнадзора и лицензированию в области промышленной безопасности не подлежит (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.01.2013 № 66 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 26 июля 2012 г. № 332»).
Для начала строительства опасного производственного объекта необходимо наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденного республиканским органом государственного управления в области промышленной безопасности (Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 № 363-3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).
Какой орган государственного управления проводит экспертизу на соответствие нормам промышленной безопасности проектной документации на строительство опасного производственного объекта?
Какой орган дает заключение экспертизы промышленной безопасности проектной документации?
Какая проектная документация (архитектурный или строительный проект) подлежит экспертизе?
До начала строительства опасного производственного объекта необходимо наличие заключения Главгосстройэкспертизы строительного проекта.
Государственную экспертизу проектной документации, в т.ч. по вопросам промышленной безопасности, проводят республиканское унитарное предприятие «Главгосстройэкспертиза» или дочерние республиканские унитарные предприятия «Госстройэкспертиза» по областям и г. Минску (далее – Главгосстройэкспертиза) с выдачей заключения государственной экспертизы в соответствии с Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476.
Татьяна Заневская, заместитель начальника управления,
начальник отдела планирования
и информационного обеспечения Госпромнадзора
Какие требования пожарной безопасности необходимо выполнить для проведения огневых работ на постоянных рабочих местах?
Документ:
Правила пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ Беларуси 01-2014, утвержденные постановлением МЧС Республики Беларусь от 14.03.2014 № 3 (в редакции от 01.06.2015) (далее – ППБ Беларуси 01-2014).
Постоянные места проведения огневых работ на открытых площадках и в производственных помещениях определяются приказом руководителя объекта.
При устройстве постоянных мест для проведения огневых работ необходимо:
– отведение отдельного помещения или выгораживание несгораемыми перегородками высотой не ниже 1,8 м производственной площади цехов или других помещений. При этом не допускается размещать указанные места в зданиях общественного назначения, а также в помещениях категорий А, Б, В1–В4 по взрывопожарной и пожарной опасности;
– наличие вытяжной вентиляции из помещения (при необходимости из выгороженного участка);
– устройство специального контура заземления.
В помещении или на участке, отведенном для проведения постоянных огневых работ, должны быть:
– перечень видов разрешенных огневых работ (утверждает руководитель);
– инструкция о мерах пожарной безопасности в данном структурном подразделении и инструкция по безопасному проведению огневых работ;
– первичные средства пожаротушения: не менее 2 огнетушителей (предпочтение при выборе огнетушителя должно отдаваться более универсальному по области применения огнетушителю), противопожарное полотнище и емкость с водой (в т.ч. и на открытых площадках).
Огневые работы на постоянных стационарных сварочных постах (площадках) могут проводиться без оформления наряда-допуска.
Запрещается организация постоянных мест проведения огневых работ более чем на 10 постах (сварочные, резательные мастерские), если не предусмотрено централизованное электро- и газоснабжение.
Важно!
Не допускается организовывать постоянное хранение газовых баллонов в местах проведения огневых работ.
В сварочной мастерской при наличии не более 10 сварочных постов для каждого поста необходимо иметь по одному запасному баллону с кислородом и ГГ.
Устанавливаемые в помещении баллоны с ГГ должны быть защищены от действия солнечных лучей и других источников тепла.
Газовые баллоны, устанавливаемые при проведении работ в помещении, должны располагаться на расстоянии 1 м от проходов, отопительных приборов и 5 м от источников с открытым огнем (горелки, паяльные лампы и т.п.).
Запасные и пустые баллоны должны храниться в несгораемых проветриваемых пристройках к зданиям или под специальными навесами для защиты от солнечных лучей.
В местах проведения постоянных огневых работ разрешается иметь в небьющейся емкости и в металлических шкафах суточный запас ГЖ, необходимый для производства паяльных работ.
Запрещается совместное размещение в помещении с кислородными баллонами и баллонами с ГГ карбида кальция, красок, масел и жиров.
После окончания работы или перерывах в работе на постоянных местах газовое оборудование должно быть отключено, а шланги отсоединены и освобождены от ГЖ и ГГ.
Баллоны с кислородом и ацетиленом для подачи газа в сварочную мастерскую должны устанавливаться в отдельных, изолированных друг от друга помещениях с отдельным выходом наружу.
По окончании огневых работ ответственный за проведение работ расписывается в п. 15 наряда-допуска и передает его для приемки оборудования старшему по смене (начальнику смены, установки, отделения) или начальнику структурного подразделения объекта. Лицо, принявшее оборудование после огневых работ, расписывается в п. 15 наряда-допуска и в течение 3 часов обеспечивает наблюдение за местом, где проводились огневые работы.
Наряд-допуск и распоряжение на подготовительные работы должны храниться в подразделении не менее 10 дней.
Кем в организации может осуществляться общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, если нет профсоюза? Можно ли отказаться от проведения в организации общественного контроля на этом основании?
Если при организации не создана профсоюзная организация, то функции общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда могут осуществлять уполномоченные лица по охране труда. Однако на практике приходится сталкиваться с ошибочным мнением: избирать уполномоченных лиц совсем необязательно.
Обратимся к Инструкции о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 176 (далее – Инструкция № 176):
– инструкции по охране труда разрабатывают руководители структурных подразделений организации (цехов, участков, отделов, лабораторий, кафедр и др.) с участием профессиональных союзов (уполномоченных лиц по охране труда работников организации) (п. 14 Инструкции № 176);
– проект инструкции по охране труда рассматривают служба охраны труда (специалист по охране труда или специалист, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), аккредитованное на оказание услуг в области охраны труда, аварийно-спасательной службой, медицинской службой, другие заинтересованные структурные подразделения организации, а также профсоюз (уполномоченное лицо по охране труда работников организации) (п. 21 Инструкции № 176);
– проект инструкции по охране труда подписывается руководителем структурного подразделения организации и представляется на согласование профсоюзу (уполномоченному лицу по охране труда работников организации) (п. 24 Инструкции № 176).
Таким образом, участие уполномоченных лиц в принятии локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ при отсутствии в этих организациях профсоюзов обязательно.
Документ:
Инструкция о порядке осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда уполномоченными лицами по охране труда работников организации, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 179 (далее – Инструкция № 179).
Порядок осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда уполномоченными лицами по охране труда работников организации (далее – уполномоченные лица) определен Инструкцией № 179.
Назначение уполномоченных лиц происходит в следующем порядке: они избираются на общем собрании (конференции) работников организации на срок от 2 до 5 лет, при этом определяется их численность. По результатам общего собрания (конференции) работников организации составляется протокол. Уполномоченным лицам выдается выписка из протокола общего собрания (конференции).
Не реже 1 раза в год уполномоченные лица отчитываются на собрании (конференции) работников организации о выполнении возложенных на них функций.
Уполномоченные лица могут быть досрочно отозваны по решению избравшего их собрания (конференции), если они не выполняют возложенных на них функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.
Документ:
Типовая инструкция о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 26.12.2003 № 159 (далее – Типовая инструкция о проведении контроля).
В рамках своих функций уполномоченные лица вправе:
– осуществлять проверки соблюдения законодательства об охране труда, в т.ч. при проведении периодического контроля, в соответствии с Типовой инструкцией о проведении контроля, а также выполнения нанимателями, их должностными лицами условий соглашения;
– запрашивать и получать от нанимателя, органов государственного управления сведения о несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях и иную информацию по вопросам осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
– выдавать представления об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;
– осматривать рабочие места, требовать от нанимателя путем выдачи представления проведения экспертизы условий труда, производственных зданий (помещений), технологических процессов, оборудования и других объектов, создающих непосредственную опасность для жизни и здоровья работников и окружающих;
– принимать в установленном законодательством порядке участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– принимать в установленном законодательством порядке участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, законченных строительством и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых оборудования и инструментов в целях определения соответствия их требованиям по охране труда, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, в разработке инструкций по охране труда, мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;
– требовать от нанимателя, уполномоченных должностных лиц нанимателя путем выдачи представления устранения нарушений требований по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а в случае непосредственной угрозы для их жизни и здоровья – приостановления работ до устранения нарушений;
– информировать работников о выявленных нарушениях требований охраны труда, состоянии условий и охраны труда в организации (структурном подразделении организации);
– совершать другие действия, предусмотренные законодательством об охране труда, соглашениями.
Уполномоченное должностное лицо нанимателя, которому вручено представление, обязано рассмотреть его и в месячный срок со дня его получения и письменно уведомить о результатах этого рассмотрения уполномоченное лицо.
Владимир Семич, инженер,
член общественного объединения
«Сообщество трудового права»