Кем в организации может осуществляться общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, если нет профсоюза? Можно ли отказаться от проведения в организации общественного контроля на этом основании?
Если при организации не создана профсоюзная организация, то функции общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда могут осуществлять уполномоченные лица по охране труда. Однако на практике приходится сталкиваться с ошибочным мнением: избирать уполномоченных лиц совсем необязательно.
Обратимся к Инструкции о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 176 (далее – Инструкция № 176):
- инструкции по охране труда разрабатывают руководители структурных подразделений организации (цехов, участков, отделов, лабораторий, кафедр и др.) с участием профессиональных союзов (уполномоченных лиц по охране труда работников организации) (п. 14 Инструкции № 176);
- проект инструкции по охране труда рассматривают служба охраны труда (специалист по охране труда или специалист, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), аккредитованное на оказание услуг в области охраны труда, аварийно-спасательной службой, медицинской службой, другие заинтересованные структурные подразделения организации, а также профсоюз (уполномоченное лицо по охране труда работников организации) (п. 21 Инструкции № 176);
- проект инструкции по охране труда подписывается руководителем структурного подразделения организации и представляется на согласование профсоюзу (уполномоченному лицу по охране труда работников организации) (п. 24 Инструкции № 176).
Таким образом, участие уполномоченных лиц в принятии локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ при отсутствии в этих организациях профсоюзов обязательно.
Порядок осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда уполномоченными лицами по охране труда работников организации (далее – уполномоченные лица) определен Инструкцией № 179.
Назначение уполномоченных лиц происходит в следующем порядке: они избираются на общем собрании (конференции) работников организации на срок от 2 до 5 лет, при этом определяется их численность. По результатам общего собрания (конференции) работников организации составляется протокол. Уполномоченным лицам выдается выписка из протокола общего собрания (конференции).
Не реже 1 раза в год уполномоченные лица отчитываются на собрании (конференции) работников организации о выполнении возложенных на них функций.
Уполномоченные лица могут быть досрочно отозваны по решению избравшего их собрания (конференции), если они не выполняют возложенных на них функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.
В рамках своих функций уполномоченные лица вправе:
- осуществлять проверки соблюдения законодательства об охране труда, в т.ч. при проведении периодического контроля, в соответствии с Типовой инструкцией о проведении контроля, а также выполнения нанимателями, их должностными лицами условий соглашения;
- запрашивать и получать от нанимателя, органов государственного управления сведения о несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях и иную информацию по вопросам осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
- выдавать представления об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;
- осматривать рабочие места, требовать от нанимателя путем выдачи представления проведения экспертизы условий труда, производственных зданий (помещений), технологических процессов, оборудования и других объектов, создающих непосредственную опасность для жизни и здоровья работников и окружающих;
- принимать в установленном законодательством порядке участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- принимать в установленном законодательством порядке участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, законченных строительством и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых оборудования и инструментов в целях определения соответствия их требованиям по охране труда, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, в разработке инструкций по охране труда, мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;
- требовать от нанимателя, уполномоченных должностных лиц нанимателя путем выдачи представления устранения нарушений требований по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а в случае непосредственной угрозы для их жизни и здоровья – приостановления работ до устранения нарушений;
- информировать работников о выявленных нарушениях требований охраны труда, состоянии условий и охраны труда в организации (структурном подразделении организации);
- совершать другие действия, предусмотренные законодательством об охране труда, соглашениями.
Уполномоченное должностное лицо нанимателя, которому вручено представление, обязано рассмотреть его и в месячный срок со дня его получения и письменно уведомить о результатах этого рассмотрения уполномоченное лицо.
Документы:
Инструкция о порядке осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда уполномоченными лицами по охране труда работников организации, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 179 (Инструкция № 179).
Типовая инструкция о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 26.12.2003 № 159 (Типовая инструкция о проведении контроля).