Контрольный список вопросов, подлежащих проверке (чек-лист), направляется нанимателю вместе с уведомлением о проведении плановой проверки. В этой статье мы рассмотрим 4 вопроса, подлежащих проверке в сфере соблюдения законодательства об охране труда в организациях малого предпринимательства, проводимой Департаментом государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь.
Осуществление подготовки (обучения), инструктажа, переподготовки, стажировки, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством или уполномоченным им органом
Документ:
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Такая обязанность нанимателя установлена п. 4 части первой ст. 54 ТК, п. 11 части первой ст. 55 ТК, п. 4 части первой ст. 17 Закона об охране труда.
Прежде чем требовать от работающего соблюдения законодательства об охране труда нанимателю необходимо обучить его нормам и правилам по охране труда.
Обучение по вопросам охраны труда проводится при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на обучающих курсах.
Перед проверкой знаний по вопросам охраны труда работодатель для работающих при необходимости организует информационные мероприятия (семинары, лекции, консультации и др.) по вопросам охраны труда.
О дате и месте проведения проверки знаний по вопросам охраны труда работники уведомляются не позднее чем за 15 дней, для остальных работающих дата и место проведения указанной проверки знаний устанавливаются по договоренности сторон до начала выполнения работ (оказания услуг).
Порядок обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда установлен Инструкцией № 175.
Нанимателю необходимо учитывать, что лица, совмещающие несколько профессий (должностей), проходят обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда по основной и совмещаемым профессиям (должностям).
Лица, замещающие временно отсутствующих работников, дополнительно проходят обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в объеме требований по замещаемым должностям (профессиям).
Работающие проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда, созданных в порядке, установленном законодательством, в индивидуальном порядке путем устного опроса или с применением компьютерной техники в объеме требований нормативных правовых актов (НПА), технических нормативных правовых актов (ТНПА), локальных нормативных правовых актов (ЛНПА), соблюдение которых входит в обязанности работающего.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда» (далее – постановление № 210).
Комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда создаются и работают в порядке, предусмотренном постановлением № 210.
До истечения действия результатов предыдущей проверки знаний по вопросам охраны труда работающие, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях (показавшие неудовлетворительные знания, не явившиеся на проверку знаний без уважительной причины), подлежат повторной проверке знаний по вопросам охраны труда в месячный срок.
Вопрос о работе по профессии (соответствии занимаемой должности) работника, не прошедшего проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, рассматривается нанимателем в соответствии с законодательством.
Справочно:
работающие, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, не допускаются к выполнению работ (оказанию услуг).
Информирование работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующих рисках повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты (СИЗ), компенсациях по условиям труда
Работник имеет право на получение от нанимателя достоверной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, а также о средствах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов (п. 4 ст. 222 ТК).
Работодатель обязан информировать работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся СИЗ, компенсациях по условиям труда (п. 5 части первой ст. 17 Закона об охране труда).
Наниматель обязан проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. Работники, на рабочих местах которых проводилась аттестация, должны быть ознакомлены с итоговыми документами по результатам аттестации (карта аттестации рабочего места по условиям труда, приказ) под роспись.
Таким образом, работник будет уведомлен о вредных и опасных производственных факторах, способных оказывать воздействие на его здоровье в ходе трудового процесса.
Работник, занятый на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеет право на следующие виды компенсаций по условиям труда:
– оплату труда в повышенном размере;
– бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием;
– бесплатное обеспечение молоком или равноценными пищевыми
продуктами;
– оплачиваемые перерывы по условиям труда;
– сокращенный рабочий день;
– дополнительный отпуск;
– другие компенсации.
Размеры (объемы) и порядок предоставления компенсаций по условиям труда устанавливает Правительство Республики Беларусь (ст. 225 ТК).
Порядок выплаты и размер доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предусмотрен постановлением № 575.
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2014 № 575 «О некоторых вопросах предоставления компенсаций по условиям труда» (далее – постановление № 575).
Право на компенсацию в виде оплаты труда в повышенном размере путем установления доплат имеют работники, занятые полный рабочий день на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, подтвержденными результатами аттестации рабочих мест по условиям труда (подп. 2.1 п. 2 постановления № 575).
При этом указанная компенсация предоставляется работникам за дни занятости выполнением этих работ в течение не менее 80 % ежедневной продолжительности работы (смены), установленной в соответствии с законодательством.
Размер доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда определяется согласно приложению к постановлению № 575 в зависимости от класса и степени вредности этих условий труда, установленных при аттестации.
Справочно:
работникам, которым в соответствии с актами законодательства установлена повышенная оплата труда за особый характер работ, доплата за работу в этих условиях по результатам аттестации не устанавливается.
Порядок предоставления и определения объемов компенсации в виде бесплатного обеспечения лечебно-профилактическим питанием работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установлен Положением № 491.
Документ:
Положение о порядке предоставления и определения объемов компенсации в виде бесплатного обеспечения лечебно-профилактическим питанием работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2014 № 491 (далее – Положение № 491).
Справочно:
Положение № 491 распространяется на всех нанимателей независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм.
Бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников наниматели осуществляют в соответствии с утверждаемыми Минтруда и соцзащиты и Минздравом:
1) перечнем производств, работ, профессий и должностей, дающих право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания;
2) рационами лечебно-профилактического питания, выдаваемого бесплатно работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (п. 3 Положения № 491).
Лечебно-профилактическим питанием обеспечиваются работники, фактически занятые не менее половины рабочего дня (смены):
– на производствах, работах, по профессиям или в должностях, предусмотренных в перечне;
– чисткой, обслуживанием, ремонтом, демонтажем или консервацией оборудования (подготовкой к этим операциям) на производствах, работники которых получают лечебно-профилактическое питание. Данные работники обеспечиваются лечебно-профилактическим питанием независимо от того, предусмотрена ли его выдача в структурном подразделении организации, в которое они приняты на работу;
– выполняющие строительные, строительно-монтажные, ремонтно-строительные и пусконаладочные работы на производствах иных организаций, если работники этих производств, включая занятых на ремонтных работах, получают лечебно-профилактическое питание.
Справочно:
готовые блюда, приготовленные на основе рациона, и (или) витаминные препараты выдаются разово перед началом рабочего дня (смены) независимо от его продолжительности в объектах общественного питания.
Справочно:
допускается выдача лечебно-профилактического питания в иное время, но не позднее чем в обеденный перерыв.
Документ:
Правила бесплатного обеспечения работников молоком или равноценными пищевыми продуктами при работе с вредными веществами, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.2002 № 260 «О бесплатном обеспечении работников молоком или равноценными пищевыми продуктами при работе с вредными веществами» (далее – Правила № 260).
Правила № 260 устанавливают порядок определения перечня профессий и категорий работников, имеющих право на компенсацию по условиям труда – бесплатное обеспечение молоком или равноценными пищевыми продуктами, их виды и объемы.
Справочно:
Правила № 260 распространяются на нанимателей независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
Молоко выдается работникам при работе с вредными веществами, предусмотренными в перечне вредных веществ, при работе с которыми в профилактических целях показано употребление молока или равноценных пищевых продуктов.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты и Минздрава Республики Беларусь от 19.03.2002 № 34/12 «Об утверждении перечня вредных веществ, при работе с которыми в профилактических целях показано употребление молока или равноценных пищевых продуктов» (далее – постановление № 34/12).
Перечень вредных веществ, при работе с которыми в профилактических целях показано употребление молока или равноценных пищевых продуктов, утвержден постановлением № 34/12.
При решении вопросов бесплатного обеспечения работников молоком к работе с вредными веществами относится любая профессиональная деятельность, обуславливающая контакт работника с данными веществами, в т.ч. при их производстве, применении, хранении, транспортировке, эксплуатации, ремонте и очистке технологического оборудования, тары, инвентаря, средств защиты и других производственных процессах, а также работа с открытыми радионуклидными источниками с активностью на рабочем месте, соответствующей работам I и II класса.
Наниматель или уполномоченный им представитель с участием профсоюза(-ов) или иного представительного органа работников определяет перечень профессий и категорий работников, занятых в производствах, цехах, участках, иных структурных подразделениях, на работах, дающих право на обеспечение молоком (далее – перечень организации), который включается по соглашению сторон в коллективный договор, а при его отсутствии утверждается нанимателем или уполномоченным им представителем по согласованию с профсоюзом(-ами) или иным представительным органом работников (Правила № 260).
Молоко выдается работнику по 0,5 л за рабочий день (смену) независимо от его продолжительности при фактической занятости в производствах, цехах, участках, иных структурных подразделениях, на работах согласно перечню организации не менее половины продолжительности рабочего дня (смены), установленной законодательством.
Справочно:
выдача и употребление молока должны осуществляться в буфетах, столовых или в специально оборудованных в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями помещениях. При невозможности приобретения молока в расфасованном виде оно должно предварительно подвергаться пастеризации или кипячению.
Не допускаются:
– замена молока товарами и продуктами (кроме равноценных молоку пищевых продуктов);
– выдача молока за одну или несколько смен вперед, а также за прошедшие смены и отпуск на дом.
Справочно:
работникам, получающим бесплатно лечебно-профилактическое питание в связи с особо вредными условиями труда, молоко не выдается.
Работникам, выполняющим работы на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях зимой, а также отдельные виды работ, наряду с перерывом для отдыха и питания, предоставляются дополнительные специальные перерывы в течение рабочего дня, включаемые в рабочее время (перерывы для кормления ребенка, перерывы для обогревания, перерывы для отдыха на погрузочно-разгрузочных и других работах) (ст. 135 ТК и ст. 29 Закона об охране труда).
Виды таких работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов определяются правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором.
Наниматель обязан установить для перечисленных категорий работников режим работы, исключающий причинение вреда их жизни и здоровью при сильной жаре и сильном морозе.
Так как эти перерывы включаются в рабочее время, они оплачиваются нанимателем.
Сокращенная продолжительность рабочего времени для работников на работах с вредными и (или) опасными условиями труда установлена ст. 113 ТК.
На основании аттестации рабочих мест по условиям труда, работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 35 ч в неделю (часть первая ст. 113 ТК).
С учетом времени доставки работников к месту работы под землю и обратно на ее поверхность общая продолжительность рабочего времени не может превышать 37 ч 45 мин в неделю.
Документ:
Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, Инструкция о порядке предоставления работникам компенсации по условиям труда в виде сокращенной продолжительности рабочего времени, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 07.07.2014 № 57.
Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании аттестации рабочих мест по условиям труда предоставляется дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (часть первая ст. 157 ТК).
Порядок предоставления и продолжительность дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда определяются на основании аттестации рабочих мест по условиям труда в зависимости от класса (степени) вредности или опасности условий труда согласно приложению 1 к постановлению № 73.
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2008 № 73 «О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы» (далее – постановление № 73).
Обеспечение в установленном законодательством порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, разработка и реализация мер по их профилактике.
Профилактика и недопущение несчастных случаев на производстве является одной из основных целей обеспечения охраны труда работодателем.
Обязанность работодателя по обеспечению в установленном законодательством порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве установлена п. 6 части первой ст. 55 и ст. 229 ТК, п. 6 части первой ст. 17 Закона об охране труда.
Документ:
Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30 (далее – Правила расследования).
Расследуются несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, указанными в подп 2.4 п. 2 Правил расследования, повлекшие за собой необходимость перевода потерпевшего на другую работу, временную (не менее 1 дня) утрату им трудоспособности либо трудовое увечье, происшедшие в течение рабочего времени, во время дополнительных специальных перерывов и перерывов для отдыха и питания, в периоды времени до начала и после окончания работ, необходимые для следования по территории организации, нанимателя, страхователя к рабочему месту и обратно, для приведения в порядок оборудования, инструментов, приспособлений и средств индивидуальной защиты, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, при выполнении работ в сверхурочное время, в выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, в ситуациях, перечисленных в подп. 3.1–3.10 п. 3 Правил расследования.
При несчастном случае на производстве работники принимают меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказанию ему первой помощи, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения.
О каждом несчастном случае на производстве потерпевший (при возможности), другие работники немедленно сообщают должностному лицу организации, нанимателя, страхователя.
Расследование несчастного случая на производстве (кроме группового, со смертельным или тяжелым исходом) проводит уполномоченное должностное лицо организации, нанимателя, страхователя с участием уполномоченного представителя профсоюза (иного представительного органа работников), специалиста по охране труда или другого специалиста, на которого возложены эти обязанности (заместителя руководителя организации, ответственного за организацию охраны труда), а также, по их требованию, страховщик, потерпевший или лицо, представляющее его интересы.
Справочно:
при необходимости для участия в расследовании могут привлекаться соответствующие специалисты иных организаций.
Участие в расследовании несчастного случая на производстве руководителя, на которого непосредственно возложены организация работы по охране труда и обеспечение безопасности труда потерпевшего (за исключением руководителя организации), не допускается.
Расследование несчастного случая на производстве должно быть проведено в срок не более 3 рабочих дней. В указанный срок не включается время, необходимое для проведения экспертиз, получения заключений правоохранительных органов, организаций здравоохранения и других органов и организаций.
При расследовании несчастного случая на производстве:
– проводится обследование состояния условий и охраны труда на месте происшествия несчастного случая;
– при необходимости организуется фотографирование места происшествия несчастного случая, поврежденного объекта, составление схем, эскизов, проведение технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, экспертиз и других мероприятий;
– берутся объяснения, опрашиваются потерпевшие (при возможности), свидетели, должностные и иные лица;
– изучаются необходимые документы;
– устанавливаются обстоятельства, причины несчастного случая, лица, допустившие нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, ТНПА, ЛНПА, разрабатываются мероприятия по устранению причин несчастного случая и предупреждению подобных происшествий.
После завершения расследования уполномоченное должностное лицо организации, нанимателя, страхователя с участием лиц, указанных в п. 18 Правил расследования, оформляет акт о несчастном случае на производстве формы Н-1 (далее – акт формы Н-1) в четырех экземплярах.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты и Минздрава Республики Беларусь от 27.01.2004 № 5/3 «Об установлении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – постановление № 5/3).
Формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждены постановлением № 5/3.
Несчастный случай оформляется актом о непроизводственном несчастном случае формы НП, если повреждение здоровья, смерть потерпевшего наступили при обстоятельствах, указанных в подп. 24.1–24.4 п. 24 Правил расследования.
В течение 2 рабочих дней по окончании расследования наниматель рассматривает материалы расследования, утверждает акт формы Н-1 или акт формы НП и регистрирует его в журнале регистрации несчастных случаев.
Справочно:
акт формы Н-1 или акт формы НП с документами расследования хранится в течение 45 лет у нанимателя, страхователя, организации, у которых взят на учет несчастный случай. При прекращении деятельности нанимателя, страхователя, организации акты формы Н-1 или формы НП передаются правопреемнику, а при отсутствии правопреемника – в вышестоящую организацию или по месту регистрации.
Специальное расследование несчастных случаев на производстве производится в порядке, установленном гл. 3 Правил расследования.
На основании актов формы Н-1, формы Н-1АС и формы ПЗ-1 организация, наниматель, страхователь составляет отчет о потерпевших при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях по установленной форме.
Организации, наниматели, страхователи обеспечивают систематическое проведение анализа причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассмотрение их в коллективах работников, разработку и осуществление мероприятий по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Справочно:
в целях обеспечения единого подхода к применению норм Правил расследования, Минтруда и соцзащиты разработало письмо от 21.02.2011 № 21/478 «О применении отдельных норм Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Планирование и разработка мероприятий осуществляются на основе требований актов законодательства в сфере охраны труда, а также на основе анализа причин производственного травматизма, профессиональной заболеваемости (п. 8 Инструкции № 111).
Документ:
Инструкция о порядке планирования и разработки мероприятий по охране труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2013 № 111 (далее – Инструкция № 111).
При планировании и разработке мероприятий по охране труда предусматривается профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Отстранение от работы работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не прошедших инструктаж, проверку знаний по охране труда, не использующих требуемые СИЗ, обеспечивающие безопасность труда, не прошедших медицинский осмотр в случаях, предусмотренных законодательством
Обязанность нанимателя отстранить работника от работы в случаях, предусмотренных законодательством, установлена ст. 49 ТК, а также п. 9 части первой п. 5 части второй ст. 17 Закона об охране труда.
Наниматель обязан отстранить работника от работы по требованию уполномоченных государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством (ст. 49 ТК).
Помимо случаев, предусмотренных законодательством, наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника:
1) появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы;
2) не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда;
3) не использующего СИЗ, непосредственно обеспечивающие безопасность труда;
4) не прошедшего медицинский осмотр, освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
Справочно:
отстранение от работы – это временное недопущение работника к исполнению своих трудовых обязанностей. Отстранение от работы не является прекращением трудового договора с работником, а влечет временное, как правило, краткосрочное недопущение к выполнению своих трудовых обязанностей.
На период отстранения от работы работник не выполняет свои обязанности, установленные трудовым договором.
Отстранение от работы носит временный характер. Оно отменяется после того как, разрешится ситуация, послужившая основанием для отстранения.
Справочно:
за период отстранения от работы заработная плата не начисляется. При отстранении от работы работника, который не прошел инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, не по своей вине ему производится оплата за все время отстранения от работы в соответствии с частью первой ст. 71 ТК.
Отстранение работника от работы в предусмотренных законодательством случаях будет являться обязанностью (за исключением случая хищения имущества нанимателя), а не правом нанимателя.
Отстранение от работы оформляется приказом (распоряжением) нанимателя.
Отстранение от работы работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения
Работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, наниматель обязан отстранить от работы (п. 1 части второй ст. 49 ТК). При этом не имеет значения, в какое время рабочего дня (смены) работник появился в таком состоянии.
Справочно:
доказывание факта нахождения работника в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения относится к обязанностям нанимателя. Кроме того, такой факт должен быть оформлен документально, при необходимости в присутствии свидетелей.
Справочно:
алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение могут быть подтверждены медицинским заключением и другими видами доказательств, в т.ч. актом, свидетельскими показаниями (п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде»).
Наниматель имеет право расторгнуть трудовой договор с работником, появившимся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, на основании п. 7 ст. 42 ТК.
Увольнение работника по п. 7 ст. 42 ТК может иметь место вне зависимости от того, отстранялся ли работник от работы в связи с указанными обстоятельствами.
При обнаружении работника в состоянии какого-либо из видов опьянения наниматель должен предложить такому работнику пройти медицинское освидетельствование на предмет нахождения в состоянии опьянения. Положительный результат медицинского освидетельствования на предмет нахождения в состоянии опьянения будет являться практически неоспоримым фактом нахождения работника в состоянии опьянения.
Если работник отказывается от прохождения медицинского освидетельствования либо провести медицинское освидетельствование не представляется возможным (например, в связи с удаленностью учреждения здравоохранения), нанимателю необходимо составить акт о нахождении работника в состоянии опьянения с указанием присутствующих свидетелей.
Наниматель составляет акт в произвольной форме. При этом в акте обязательно нужно указать дату, время, место его составления, должность, Ф.И.О. лица, его составившего, а также должности и Ф.И.О. присутствующих при составлении акта свидетелей.
В акте обязательно необходимо указать время и конкретное место обнаружения работника в состоянии опьянения, указать признаки состояния опьянения, предлагалось ли работнику пройти медицинское освидетельствование, причины, по которым освидетельствование не было проведено.
Свидетелей должно быть не менее 2. Исходя из практики рассмотрения трудовых споров рекомендуется при составлении акта привлекать свидетелей из числа работников организации, непосредственно работающих с лицом, предположительно допустившим дисциплинарный проступок, а не из числа руководителей.
В случаях, установленных законодательными актами, наниматель обязан проводить контроль состояния водителей механических транспортных средств на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.
Справочно:
в целях обеспечения безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, самоходные машины, обязаны организовывать проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей принадлежащих им механических транспортных средств, самоходных машин (ст. 34 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении»).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специального разрешения (лицензии), обязаны организовывать проведение контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в порядке, установленном Минтрансом и Минсельхозпродом по согласованию с Минздравом Республики Беларусь.
Порядок проведения контроля юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специального разрешения (лицензии), состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержден Инструкцией № 25/28.
Документ:
Инструкция о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденная постановлением Минтранса и Минсельхозпрода Республики Беларусь от 09.07.2013 № 25/28 (далее – Инструкция № 25/28).
Порядок проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей колесных тракторов и самоходных машин установлен Инструкцией № 87.
Документ:
Инструкция о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей колесных тракторов и самоходных машин, утвержденная постановлением Минздрава Республики Беларусь от 08.05.2008 № 87 (далее – Инструкция № 87).
Порядок проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов) установлен Инструкцией № 84.
Документ:
Инструкция о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденная постановлением Минздрава Республики Беларусь от 03.12.2002 № 84 (далее – Инструкция № 84).
Отстранение от работы работающих, не прошедших инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда
Наниматель обязан не допустить к работе отстранению от работы в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда (п. 5 части второй ст. 17 Закона об охране труда).
Работник (работающий) обязан проходить в установленном законодательством порядке обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда (п. 4 ст. 232 ТК и п. 3 части первой ст. 19 Закона об охране труда).
Порядок обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда установлен Инструкцией № 175.
Обучение по вопросам охраны труда при подготовке, переподготовке, повышении квалификации работников, на обучающих курсах организуют кадровые службы или инженер по подготовке кадров, или соответствующие структурные подразделения, созданные для этих целей в организациях.
Перед проверкой знаний по вопросам охраны труда работодатель для работающих при необходимости организует информационные мероприятия (семинары, лекции, консультации и др.) по вопросам охраны труда.
Проверка знаний по вопросам охраны труда проводится в соответствующих комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда, созданных в порядке, установленном законодательством, в индивидуальном порядке путем устного опроса или с применением компьютерной техники в объеме требований НПА, ТНПА, ЛНПА, соблюдение которых входит в обязанности работающего.
Вопрос о работе по профессии (соответствии занимаемой должности) работника, не прошедшего проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, наниматель рассматривает в соответствии с законодательством.
Работающие, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, не допускаются к выполнению работ (оказанию услуг).
Отстранение от работы работающих, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда, производится в порядке, установленном ст. 49 ТК.
Справочно:
проверка знаний по вопросам охраны труда работающих, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда в установленный срок вследствие болезни, отпуска или по другой уважительной причине, осуществляется в течение месяца со дня выхода на работу.
Отстранение от работы работающих, не использующих требуемые СИЗ, обеспечивающие безопасность труда
Работники обязаны пользоваться СИЗ (п. 5 части первой ст. 53 ТК).
Работающий обязан использовать и правильно применять СИЗ и средства коллективной защиты (п. 2 части первой ст. 19 Закона об охране труда).
Наниматель обязан отстранить от работы работающего, не использующего СИЗ (п. 3 части второй ст. 49 ТК и п. 5 части второй ст. 17 Закона об охране труда).
Порядок обеспечения СИЗ работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, определен Инструкцией № 209.
Документ:
Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 (далее – Инструкция № 209).
Работники обязаны использовать и правильно применять предоставленные им СИЗ, а в случаях их отсутствия или неисправности – немедленно уведомлять об этом непосредственного руководителя (п. 54 Инструкции № 209).
Наниматель обязан не допускать выполнения работ без применения работниками необходимых СИЗ (п. 55 Инструкции № 209).
Ответственность за своевременное и в полном объеме обеспечение работников СИЗ, организацию контроля за правильностью их применения работниками возлагается на нанимателя в установленном законодательством порядке.
Отстранение от работы работающих, не прошедших медицинский осмотр в случаях, предусмотренных законодательством
Наниматель обязан отстранить от работы работающего, не прошедшего в установленном порядке медицинский осмотр (п. 4 части второй ст. 49 ТК и п. 5 части второй ст. 17 Закона об охране труда).
Но прежде всего наниматель обязан организовать проведение обязательных медицинских осмотров (п. 13 ст. 226 ТК).
Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров лиц, поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, установлен Инструкцией № 47.
Документ:
Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановление Минздрава Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47 (далее – Инструкция № 47).
Справочно:
медосмотры лиц, поступающих на работу и работающих, проводят государственные организации здравоохранения, имеющие специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности с указанием составляющих лицензируемый вид деятельности работ и услуг – экспертная медицинская деятельность.
Если работающий не прошел в установленном порядке медицинский осмотр, то наниматель обязан отстранить его от работы до прохождения такого осмотра.
Алексей Штейнер, юрист, специалист в сфере
трудового законодательства
и законодательства об охране труда