В организации необходимо назначить ответственного за состояние электрохозяйства.
Какими должны быть у этого работника квалификация и группа по электробезопасности?
При назначении лица, ответственного за состояние электрохозяйства, необходимо руководствоваться следующими документами:
– ТКП 181-2009;
– ТКП 427-2012.
Документ:
ТКП 181-2009 «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденный постановлением Минэнерго Республики Беларусь от 20.05.2009 № 16 (далее – ТКП 181-2009).
Документ:
ТКП 427-2012 (02230) «Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок», утвержденный приказом Минэнерго Республики Беларусь от 28.11.2012 № 228 (далее – ТКП 427-2012).
В зависимости от структуры организации могут назначаться лица, ответственные за электрохозяйство структурных подразделений организации. В этом случае должны быть установлены границы ответственности лица, ответственного за электрохозяйство организации, и лиц, ответственных за электрохозяйство структурных подразделений организации.
Ответственное лицо назначается распорядительным документом – приказом, распоряжением (далее – приказ). Приказ следует издать после присвоения указанным лицам группы IV по электробезопасности для электроустановок напряжением до 1 000 В и группы V по электробезопасности для электроустановок напряжением выше 1 000 В с соблюдением указанных ТКП и после прохождения проверки знаний по вопросам охраны труда.
На периоды длительного отсутствия (отпуск, болезнь, командировка) лица, ответственного за состояние электрохозяйства, приказом исполнение его обязанностей возлагается на другое лицо с соблюдением требований, предусмотренных для назначения лица, ответственного за состояние электрохозяйства.
Лицо, ответственное за электрохозяйство, обязано:
– организовать разработку и ведение необходимой документации по вопросам организации эксплуатации электроустановок;
– организовать обучение, инструктирование, присвоение группы по электробезопасности, проверку знаний по вопросам охраны труда и допуск к самостоятельной работе электротехнического персонала;
– организовать безопасное проведение всех видов работ в электроустановках, в т.ч. с участием командированного персонала;
– обеспечить своевременное и качественное выполнение технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов и профилактических испытаний электроустановок;
– участвовать в разработке и внедрении мероприятий по рациональному потреблению электрической энергии;
– контролировать наличие, своевременность проверок и испытаний средств защиты в электроустановках, наличие средств пожаротушения и инструмента;
– обеспечить установленный порядок подключения новых и реконструированных электроустановок;
– организовать оперативное обслуживание электроустановок;
– осуществлять контроль исправности средств расчетного учета электрической энергии и (или) мощности, измерительных трансформаторов тока и напряжения, к вторичным цепям которых подключены средства расчетного учета, и их своевременной проверки;
– обеспечить организацию выполнения предписаний органов госэнергонадзора и энергоснабжающей организации в установленные сроки;
– контролировать или самостоятельно обеспечивать правильность допуска персонала строительно-монтажных и специализированных организаций к работам в действующих электроустановках и в охранной зоне линий электропередачи.
Взаимоотношения между энергетической службой и другими структурными подразделениями организации, разделение обязанностей между электротехническим и электротехнологическим персоналом устанавливаются руководством организации в должностных (рабочих) инструкциях и положениях по согласованию с лицом, ответственным за электрохозяйство.
Ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок несут:
– руководитель организации;
– лицо, ответственное за электрохозяйство;
– лица, их замещающие.
В организации 28 апреля будет проходить День охраны труда, приуроченный ко всемирному Дню охраны труда. Администрация организации распорядилась разработать и провести ряд мероприятий по охране труда, при этом уделить особое внимание оформлению наглядной агитации.
Каким образом организовать наглядную агитацию? Какие мероприятия необходимо в нее включить?
Наниматель обязан осуществлять пропаганду и внедрение передового опыта безопасных методов и приемов труда (ст. 226 ТК).
Справочно:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Задачи пропаганды охраны труда заключаются:
– в побуждении и постоянном поддерживании интереса к охране труда;
– убеждении работающих в необходимости того или иного мероприятия по охране труда;
– воспитании сознательного отношения к мероприятиям по охране труда;
– популяризации новых средств обеспечения безопасности труда, безопасных методов и приемов труда.
Можно выделить следующие мероприятия наглядной агитации:
– издание памяток, плакатов, демонстрация видеофильмов на тему безопасной организации труда;
– издание информационных листков, буклетов, брошюр и др.;
– проведение осмотров, конкурсов, дней декад, месячников охраны труда;
– практические занятия, семинары.
Главная цель пропаганды заключается в том, чтобы работающие знали о потенциально опасных и вредных производственных факторах на рабочих местах и о том, как следует вести себя, чтобы предупредить несчастный случай.
Что касается плакатов, то необходимо различать учебные, информационные, инструктивные и агитационно-пропагандист-
ские плакаты.
Предназначение первых заключается в обучении работающих по вопросам охраны труда. Такие плакаты используются в кабинетах охраны труда.
Информационные плакаты используют для сообщения конкретных сведений по охране труда.
Инструктивные плакаты предназначены для пропаганды правил и норм безопасной работы. Их размещают в уголках по охране труда, в коридорах и других доступных для ознакомления местах.
Также есть общие плакаты по охране труда, которые пропагандируют требования по охране труда, типичные для большинства производств.
Специфические плакаты посвящаются темам, связанным со спецификой данного производства.
Плакаты с учетом их назначения необходимо разместить в производственных помещениях, на рабочих местах, на территории организации.
День охраны труда – одно из мероприятий, проводимых в подразделениях организации с целью осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда путем проведения проверок состояния территории, зданий, сооружений, оборудования, санитарно-бытовых помещений, документации, надписей, плакатов (знаков) безопасности, защитных средств и приспособлений, обеспеченности ими, а также средствами индивидуальной защиты (СИЗ) работников организаций, соответствия их требованиям по охране труда, пожарной безопасности, дорожного движения.
В перечень вопросов, подлежащих проверке в период проведения Дня охраны труда, рекомендуем включить следующие:
– контроль за своевременным прохождением работающими медицинских осмотров;
– состояние и обеспеченность работающих спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ и приспособлениями (защитные каски, защитные очки, противогазы, респираторы, шлемы, щитки и т.п.), их применение, учет СИЗ, правильность их хранения, своевременность стирки и ремонта спецодежды;
– наличие аптечек с медикаментами и приспособлениями на рабочих местах, а также утвержденных перечней и журналов учета и содержания средств защиты, укомплектованность подразделений (участков) средствами защиты;
– соблюдение на рабочих местах нормативных показателей освещенности, шума, вибрации, загазованности и запыленности воздуха рабочей зоны;
– состояние производственных и вспомогательных зданий и сооружений, перекрытий, световых фонарей; правильность расположения и устройства входов, выходов, лестниц, переходов, ограждений и пр.;
– проведение инструктажей;
– обучение работающих безопасным методам и приемам работы, оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве;
– проработка с работниками обзоров несчастных случаев и мер по предупреждению несчастных случаев;
– наличие инструкций по охране труда, их качество и своевременность пересмотра;
– состояние организации безопасного движения транспорта и работников на территории предприятия; содержание рабочих мест, проходов и проездов, достаточность их освещения;
– состояние ограждения территории предприятия, опасных зон;
– наличие в необходимых местах предупредительных надписей, плакатов и знаков безопасности в помещениях и на территории;
– наличие на территории предприятия складских площадок и правильность складирования материалов;
– соблюдение нарядно-допускной системы;
– осмотр рабочих мест, на которых производятся ремонтные работы; наличие заземлений, вывешивание плакатов, запирание приводов, исправность применяемого инструмента и такелажа, организация работы на высоте, проверка опор на загнивание, их раскрепление, применение грузоподъемных механизмов, открытого огня, касок и т.д.;
– порядок обслуживания грузоподъемных машин и механизмов. Наличие приказов о назначении ответственных лиц. Своевременность проверки знаний ответственных лиц;
– учет, хранение, выдача, испытание слесарного инструмента, электро- и пневмоинструмента;
– выполнение правил охраны труда при работах на всех видах транспорта и при выполнении погрузочно-разгрузочных работ;
– предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей;
– организация технического обслуживания автомобилей и прицепов перед выездом их в рейс и по возвращении из рейса.
Владимир Семич, инженер, член Общественного объединения
«Сообщество трудового права»
Какие требования должен выполнить субъект промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта?
Документ:
Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 № 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности).
Вопросы обеспечения безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта изложены в положениях Закона о промышленной безопасности, иных нормативных правовых актах в области промышленной безопасности, в т.ч. обязательных для соблюдения требованиях технических нормативных правовых актов. В соответствии с этими требованиями организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
– иметь специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности в области промышленной безопасности (получить в Госпромнадзоре);
– иметь уполномоченное лицо или уполномоченный орган, осуществляющие производственный контроль за промышленной безопасностью (обучить соответствующих лиц в учреждениях образования или в учебных центрах);
– обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями (укомплектовать работниками соответствующих профессий, соответствующей квалификации, не имеющими медицинских противопоказаний к указанной работе);
– обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
– иметь на опасном производственном объекте акты законодательства Республики Беларусь, в т.ч. технические нормативные правовые акты, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте (Правила, ТКП, ГОСТы и т.д.);
– обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями (приборы безопасности, регистраторы параметров и т.д.);
– предотвращать проникновение на объект посторонних лиц;
– обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности, а также проводить техническое диагностирование, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию республиканского органа государственного управления в области промышленной безопасности;
– обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
– разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
– выполнять распоряжения и предписания республиканского органа государственного управления в области промышленной безопасности и его должностных лиц, отдаваемые в соответствии с их полномочиями;
– приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по предписанию республиканского органа государственного управления в области промышленной безопасности и его должностных лиц в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
– своевременно информировать в установленном порядке республиканский орган государственного управления в области промышленной безопасности, республиканские органы государственного управления в соответствии с их компетенцией, местные исполнительные и распорядительные органы и население об аварии на опасном производственном объекте;
– осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии, принимать участие в техническом расследовании причин аварии, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
– осуществлять технические меры, направленные на создание и развертывание инженерных систем контроля, наблюдения и поддержки действий при возможных авариях, систем оповещения, связи, средств и систем защиты, материальных, финансовых и иных ресурсов, а также предусматривающие создание и оснащение учебных полигонов, тренажеров для отработки практических навыков, связанных с действиями при авариях;
– принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии;
– анализировать причины возникновения инцидентов, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
– вести учет аварий и инцидентов (в соответствующих журналах);
– представлять в республиканский орган государственного управления в области промышленной безопасности информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Александр Жук, специалист по охране труда
Работник при очистке котлов получил травму правой руки, о чем сообщил нанимателю, но вместо обращения в лечебное учреждение 2 дня по разрешению нанимателя находился дома. После ухудшения состояния работник попал в стационар, где повреждение руки оформили как производственную травму. Выяснилось, что наниматель не оформил несчастный случай.
Какова ответственность работника и нанимателя в этом случае?
Ответственность работника законодательством не установлена, наниматель привлекается к административной ответственности.
Документ:
Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30 (далее – Правила расследования).
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Наниматель обязан своевременно и правильно проводить расследование несчастного случая на производстве (п. 6 части первой ст. 55 ТК). Расследование проводят в соответствии с Правилами расследования. Подчеркнем, что расследование проводится не по желанию работника или нанимателя, а в обязательном порядке в каждом конкретном случае получения травмы работником, которая в дальнейшем может быть квалифицирована как производственная или непроизводственная. По результатам расследования составляется акт, в котором в т.ч. указывается степень вины потерпевшего от несчастного случая.
Следовательно, если наниматель не инициировал расследование, его можно обвинить в сокрытии страхового случая. Ответственность за такое правонарушение предусмотрена ст. 9.20 КоАП.
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Кроме того, в Правилах расследования установлена обязанность потерпевшего (по возможности), а также других работников немедленно сообщить о несчастном случае (часть вторая п. 7 Правил расследования). При этом санкции за неисполнение этой обязанности законодательством не предусмотрены. Тем не менее каждый работник должен помнить о том, что сокрытие несчастного случая на производстве, а также отказ в проведении расследования (под давлением нанимателя или по собственной инициативе «из лучших побуждений») нередко оборачивается против самого работника, что приводит к передаче дела в суд. Но достоверно установить, что травма была связана именно с производством, а работник имеет право на законодательно установленную компенсацию, в таком случае будет довольно трудно. Таким образом, для того, чтобы не усугубить ситуацию еще больше, нанимателю рекомендуется всегда проводить расследование несчастного случая и оформлять необходимые документы в зависимости от его результатов.
Работник получил травму на производстве по собственной вине и не хочет, чтобы велось расследование, а также предъявлять какие-либо претензии к нанимателю.
Можно ли в этом случае не проводить расследование?
Нельзя.
Законодательством устанавливается обязанность нанимателя проводить расследования несчастных случаев на производстве, а работника (в т.ч. и пострадавшего) – сообщать о фактах возникновения таких случаев. Законодатель не оговаривает особых ситуаций, когда расследование может не проводиться. Именно во время расследования устанавливается степень вины самого потерпевшего в несчастном случае.
Когда потерпевший добровольно участвует в сокрытии несчастного случая, он тем самым лишает себя возможности претендовать на законную компенсацию. Сначала может показаться, что, умалчивая о несчастном случае, работник тем самым «не подставит» работодателя (нанимателя), а работодатель (наниматель) в благодарность предоставит ему какие-либо льготы и материальную помощь. Однако судебная практика знает множество дел, когда потерпевший в итоге узнал, что может по законодательству рассчитывать на лучшую компенсацию, но доказать, что несчастный случай связан с производством и подпадает под определенную категорию страховых случаев, уже невозможно или крайне затруднительно. Более того, любая травма, даже, на первый взгляд, легкая, может дать осложнения. Кроме того, наниматель, не оформивший несчастный случай, всегда рискует быть привлеченным к административной ответственности.
Однако если работник, получивший травму, не предъявил нанимателю листок по временной нетрудоспособности, справку или иной документ, подтверждающий потерю трудоспособности, а оформил, например, отпуск (трудовой, социальный), то в данном случае расследование не проводится.
Работник получил травму на производстве (перелом позвоночника, повреждены 4 позвонка, перелом ребер, задето легкое, сильный ушиб сердца). Были закуплены имплантаты для позвоночника (используемые при операции), а также дорогостоящие лекарственные препараты.
Обязана ли организация возместить денежные расходы? Как действовать в таком случае, если она откажется?
Затраченные средства возмещает страховщик, организация компенсирует моральный вред.
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности» (далее – Указ о страховой деятельности).
Наниматель обязан своевременно и правильно провести расследование несчастного случая на производстве (ст. 55 ТК). Работнику гарантировано обязательное страхование нанимателем от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 224 ТК). Cтраховые выплаты состоят в т.ч. из оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного:
– на репатриацию застрахованного к месту жительства или лечения, реабилитации на территории Республики Беларусь;
– медицинскую помощь и реабилитацию застрахованного, а также медицинскую помощь застрахованному, оказываемую на территории государств – участников Содружества Независимых Государств, в случае отсутствия возможности оказания ему необходимой медицинской помощи в Республике Беларусь;
– приобретение лекарственных средств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода;
– дополнительное питание застрахованного;
– посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным;
– санаторно-курортное лечение застрахованного на территории Республики Беларусь, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного, а в необходимых случаях оплату проживания и питания сопровождающего его лица, на весь период этого лечения;
– обеспечение застрахованного техническими средствами социальной реабилитации и сопутствующими им изделиями, их ремонт;
– проезд застрахованного, а в необходимых случаях проезд сопровождающего его лица для получения застрахованным медицинской помощи, освидетельствования (переосвидетельствования) на МРЭК, санаторно-курортного лечения, заказа, примерки, получения, ремонта, замены технических средств социальной реабилитации;
– получение образования;
– создание рабочего места для застрахованного, получившего инвалидность вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (подп. 292.6 п. 292 Указа о страховой деятельности).
Документ:
Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.12.2007 № 1722 (далее – Перечень № 1722).
В Перечне № 1722 указано, что к техническим средствам социальной реабилитации относятся в т.ч. и ортезы на позвоночник (корсеты, реклинаторы и другие изделия).
Следовательно, если установлено, что несчастный случай связан с производством (проведено расследование и оформлен акт формы Н-1), то страховщик обязан возместить их стоимость. Отметим, что страховщиком является Белгосстрах. При необходимости (например, при отказе страховщика) денежные средства могут быть взысканы через суд.
20 января работники ЖЭС-1893 работали на крыше дома и сбивали сосульки. Находясь уже на крыше, они попросили пенсионера, вышедшего на прогулку, постоять на углу дома и следить, чтобы люди не ходили около дома, пока идет сбой сосулек. Пенсионер согласился, пошел вдоль дома, но поскользнулся и упал, вследствие чего получил повреждение позвоночника и перелом ноги.
Нужно ли в таком случае составлять акт о несчастном случае? Кто понесет ответственность?
Не надо. Наниматель и его работники в данном случае ответственности не несут.
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
Действие Правил расследования распространяется только:
– на нанимателей;
– страхователей;
– страховщиков;
– граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства:
выполняющих (выполнявших) работу на основании трудового договора (контракта) (п. 2).
Пенсионер не являлся работником ЖЭС, следовательно, расследование несчастного случая не проводится.
Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником, установлена ст. 937 ГК. Но в данном случае вред причинен не по вине работников, поскольку пенсионер поскользнулся сам. Кроме того, он добровольно согласился помочь работникам, поэтому в возмещении вреда может быть отказано, так как вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя не нарушают нравственных принципов общества (часть вторая п. 3 ст. 933 ГК).
Работник получил травму правой руки на производстве в течение 1-го месяца работы. Впоследствии выяснилось, что из-за халатности работника отдела кадров он на момент получения травмы не был принят на работу официально.
Несет ли организация в таком случае ответственность?
Фактическое допущение уполномоченным должностным лицом нанимателя работника к работе является началом действия трудового договора независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен (ст. 25 ТК).
Кроме того, работники считаются застрахованными независимо от фактического выполнения страхователями своих обязанностей по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 277 Указа о страховой деятельности).
Следовательно, наниматель в данном случае обязан был возбудить расследование несчастного случая с последующим составлением акта и пр. Если наниматель откажется оформлять несчастный случай и компенсировать страховой случай, то дело можно передать в суд с доказательствами осуществления трудовой деятельности в течение месяца. В этой ситуации суд вынесет решение о том, что организация обязана компенсировать страховой случай, а также может признать ее виновной в административном правонарушении по ст. 9.20 КоАП.
Маргарита Полевая, юрист