Напряженный характер работы, а в отдельных случаях и неблагоприятные условия труда определяют повышенные требования к психофизиологическим характеристикам водителей. Одними из важнейших психофизиологических качеств для этой профессии являются устойчивость профессиональной деятельности в условиях крайне жесткого дефицита времени; принятие решения при недостатке или избытке противоречивой профессиональной информации; высокая социальная плата за неадекватно принятое решение; требования к профессиональной подготовке, долговременной и кратковременной памяти. Для водителей характерен также сменный график работы, предусматривающий необходимость работать в разное время суток. Работа в ночное время привносит свои особые трудности. Несовпадение ранее усвоенного и вновь навязываемого суточного ритма может быть причиной нарушения сна, появления усталости, понижения работоспособности и других проявлений, лишающих организм возможности выполнять работу на должном профессиональном уровне*.
С учетом того что от состояния среды движения автотранспорта зависит ряд производственных факторов, влияющих на водителей (информационные нагрузки, пыль, загазованность, вибрация, шум), при изучении условий их труда необходимо принимать во внимание характер и качество автомобильных дорог.
Шум
К числу неблагоприятных производственных факторов в кабинах автомобилей относится шум. Основными его источниками являются двигатель с вентилятором системы охлаждения и выпускным трубопроводом, ходовая часть, кузов и груз. Существенный вклад в общий уровень шума могут вносить прицеп и шумовой климат среды движения. Значимость последнего источника варьирует в очень широких пределах: практическое отсутствие – крайне высокие уровни, например, при взрывных работах в карьерах.
Результаты многочисленных исследований влияния шума на организм человека позволяют сделать заключение, что перечисленные выше уровни могут вызывать у водителей снижение слуховой чувствительности, изменения в сердечно-сосудистой, эндокринной, центральной и вегетативной нервных системах и т.д.
Не вызывает сомнений и существенная роль шума как одного из факторов, обусловливающих снижение работоспособности в реальных условиях деятельности и изменения в состоянии здоровья водителей.
В исследованиях отдельных авторов указано, что при воздействии шума 80 дБА развиваются тормозные процессы в коре головного мозга, по другим данным – при шуме 90 дБА у операторов уже со 2-го часа работы резко увеличивается время зрительно-двигательных реакций, снижаются функции опознавания, памяти и т.д.*
Относительно недавно по сравнению с другими производственными факторами описаны уровни инфразвука и характер его влияния на водителей. Основными источниками инфразвука являются сам автомобиль (в первую очередь кузов, ходовая часть, груз, прицеп) и среда движения. В кабинах грузовых автомобилей и автобусов на частотах 2–16 Гц уровень инфразвука составляет 107–113 дБ. В легковом автомобиле при скорости 100 км/ч наибольшие уровни инфразвука отмечаются на частотах 9–12 Гц. Относительно высокий уровень инфразвука обнаружен в кабинах движущихся автомобилей.
Влияние характерных для автотранспорта уровней инфразвука на организм водителя проявляется в угнетающем действии на центральную нервную, дыхательную, эндокринную и другие системы, от состояния которых во многом зависит его работоспособность и, следовательно, безопасность движения.
Поэтому снижение уровня инфразвука в кабинах автомобилей остается актуальной задачей в плане решения общей проблемы оптимизации условий труда водителей современных автомобилей.
Вибрация
Вибрация является одним из основных неблагоприятных производственных факторов, воздействующих на водителей автомобилей. Основными источниками локальной вибрации, передающейся через органы управления автомобилем, являются двигатель и трансмиссия. Уровень общей вибрации зависит от качества дорожного покрытия, скорости движения и конструктивных особенностей сиденья и ходовой части автомобиля.
Установлено, что вибрация на рабочих местах водителей автомобилей представляет собой широкополосный случайный процесс.
Анализ спектра вибраций показал, что максимум энергии вертикальных колебаний сосредоточен в третьоктаве 8 Гц, превышая нормативы для транспортно-технологического оборудования на 6 дБ и технологического на 15 дБ соответственно. Максимальный уровень энергии в низкочастотной части спектра в значительной степени определяет характер и выраженность изменений в организме человека.
Установлено существенное специфическое и неспецифическое влияние характерных для водителей вибронагрузок на организм человека. Кроме того, с помощью детальных исследований изменений показателей работоспособности в динамике рабочего дня было выявлено довольно значительное неспецифическое влияние вибрации на организм водителя.
Загрязнение воздушной среды кабины
Основными источниками загрязнения воздушной среды кабины автомобиля токсичными веществами являются двигатель, картер, карбюратор, бензобак, воздух придорожной зоны, реже груз и пассажиры. Безусловно, главный загрязнитель – отработавшие газы двигателя самого автомобиля и газы, попадающие в кабину из придорожной зоны.
Существенно загрязняют воздух кабин автомобиля испарения бензина из топливного бака и карбюратора, а также картерные газы. На эти источники приходится 5 % расходуемого топлива и 45 % выделяемых углеводородов.
Существенность влияния токсичных веществ на организм водителей обусловливает необходимость проведения мероприятий, направленных на снижение их концентраций в воздухе кабины.
Соответствующие мероприятия могут быть разделены на 4 основные группы:
– снижение токсичности отработавших газов;
– снижение загрязненности токсичными веществами придорожной зоны;
– предупреждение попадания токсичных веществ в кабину автомобиля из всех возможных источников;
– эффективное удаление токсичных веществ из кабины автомобиля.
Нормирование микроклимата кабин автомобилей
Одной из сложных проблем автодорожной медицины является нормирование микроклимата кабин автомобилей. Известно, что нормирование микроклимата на рабочих местах имеет свои особенности, в частности, необходимость учета совокупного влияния на организм нескольких факторов (температура, влажность, подвижность воздуха, температура ограждений), различных реакций организма в разные сезоны года, термического сопротивления одежды, тяжести и напряженности труда.
Микроклимат в кабине зависит от особенностей систем отопления, вентиляции, а также ряда конструктивных параметров самого автомобиля (герметичность кабины, расположение двигателя, его теплоизоляция, теплоемкость и теплопроводность материалов, степень остекления кабины и т.д.).
Микроклимат кабины должен соответствовать оптимальным характеристикам, т.е. оказывать такое воздействие на организм водителя, которое не только не вызывало бы нарушений в состоянии здоровья, самочувствии водителя, но и способствовало поддержанию его высокой работоспособности. Наиболее оптимален вариант в поддержании микроклимата с помощью установок кондиционирования воздуха.
В реальных условиях температура воздуха в кабинах грузовых автомобилей колеблется зимой от +2 до +29 °С, в легковых – от +7 до +15,2 °С, в автобусах – от +3 до +31 °С при относительной влажности от 16 до 78 %. Летом эти показатели варьировали соответственно от +18–23 до +35 °С (легковые), +48,8 °С (грузовые) при относительной влажности 20–86 %.
При исследовании современных автобусов летом температура в кабинах составляет +25,3–27,7 °С и превышает наружную на 5–6 °С, а зимой колеблется от +15,1 до +25,2 °С.
Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы, регламентирующие требования к условиям труда водителей
Документ:
постановление Минздрава Республики Беларусь от 14.06.2013 № 47 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к условиям труда водителей автомобильного транспорта», Гигиенического норматива «Оптимальные и допустимые значения параметров микроклимата на рабочих местах водителей автомобильного транспорта», внесении изменения в постановление Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31 декабря 1998 г. № 53 и признании утратившими силу Санитарных норм и правил № 11-10-94 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей», постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 сентября 2011 г. № 93» (далее – Санитарные нормы и правила; Гигиенический норматив).
Санитарные нормы и правила устанавливают требования к факторам производственной среды, режимам труда и отдыха, санитарно-бытовому обеспечению, личной гигиене водителей автомобильного транспорта, санитарному состоянию автомобильного транспорта.
Справочно:
Санитарные нормы и правила распространяются на водителей автомобилей, занятых внутриреспубликанскими и международными автомобильными перевозками пассажиров и багажа или автомобильными перевозками грузов общего назначения, за исключением грузов, перевозка которых регулируется Правилами по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденными постановлением МЧС Республики Беларусь от 08.12.2010 № 61.
Требования Санитарных норм и правил должны учитываться при разработке и производстве новых моделей автомобилей, в т.ч. специализированных грузовых автомобилей.
Требованиями к факторам производственной среды, организации контроля и методам их измерения, санитарному состоянию автомобилей установлено, что на рабочих местах водителей автомобилей должны обеспечиваться параметры факторов производственной среды в соответствии с Санитарными нормами и правилами, Гигиеническим нормативом, другими гигиеническими нормативами, регламентирующими требования к параметрам факторов производственной среды.
Системы вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха автомобиля должны обеспечивать:
– оптимальные или, при невозможности их достичь, допустимые значения параметров микроклимата не позднее чем через 30 мин после начала непрерывного движения автомобиля с прогретым двигателем в соответствии с требованиями Гигиенического норматива;
– организацию рассеянных воздушных потоков и возможность регулирования количества и направления поступающего в кабину воздуха, перепад температуры воздуха по высоте, температуру ограждающих поверхностей в кабине водителя и салоне автомобиля.
Для обеспечения параметров микроклимата на рабочем месте водителя в соответствии с Гигиеническим нормативом кабина автомобиля должна быть оборудована средствами защиты от тепла, поступающего из моторного отсека, а также инсоляции.
Автомобили, предназначенные для эксплуатации в условиях карьеров, должны быть оборудованы эффективными средствами отвода и очистки отработавших газов от двигателей внутреннего сгорания для обеспечения в воздушной среде на рабочих местах водителей (воздух рабочей зоны) и в воздушной среде салонов вредных веществ в концентрациях, не превышающих допустимых значений (атмосферный воздух).
Осветительные приборы должны равномерно освещать рабочее поле перед автомобилем. Светильники в кабине и салоне автомобиля должны обеспечивать равномерную освещенность рабочего пространства.
Измерение параметров факторов производственной среды на рабочих местах водителей в кабинах и салонах автомобилей должно осуществляться в транспортном режиме работы на номинальной скорости движения, указанной в технической документации. В кабинах специализированных грузовых автомобилей измерение параметров факторов производственной среды производится также и в эксплуатационном режиме при работе навесного оборудования.
Измерение параметров микроклимата должно производиться при движении автомобиля со скоростью 40–60 км/ч (для тихоходных транспортных средств – 15–25 км/ч) при закрытых окнах, форточках, фрамугах, потолочных люках.
Замеры должны проводиться с учетом факторов, влияющих на микроклимат рабочих мест (фазы технологического процесса, функционирование систем вентиляции и отопления автомобиля), не менее 3 раз за смену (в начале, середине и в конце смены) в соответствии с Санитарными нормами и правилами, устанавливающими требования к микроклимату рабочих мест в производственных и офисных помещениях.
Температура и скорость движения воздуха в автомобиле измеряется на высоте 0,1 м и 1,0 м, а относительная влажность воздуха − на высоте 1,0 м от пола.
Уровень инфракрасного излучения на рабочем месте водителя от агрегатов автомобиля, температура ограждающих поверхностей измеряется по общепринятой методике.
Измерения параметров шума и вибрации в автомобилях выполняются в транспортном и эксплуатационном (для специализированных грузовых автомобилей) режимах работы. Измерения шума проводятся при закрытых и открытых окнах кабин, салонов автомобилей, включенных вентиляторах, кондиционерах, отопительных приборах, других приборах, работающих на номинальном режиме. При проведении замеров микрофон должен располагаться у головы водителя. При измерении шума в кабине уровень звукового давления помех от внешних источников должен быть не менее чем на 10 дБА ниже уровня звукового давления общего шума, включающего шум исследуемого автомобиля и помех. В случае, когда это условие не соблюдается, вносится поправка, составляющая при разности между общим измеренным уровнем и уровнем звукового давления помех, равной от 9 до 6 дБ – 1 дБ, а при разности 4–5 дБ – 2 дБ.
Контроль вибрации должен осуществляться на поверхностях автомобиля в местах контакта с телом водителя или пассажиров (сиденье, пол, рулевое колесо, рычаги управления, педали). Для измерения выбирается не менее 3 точек контроля в местах наибольших колебаний. В местах высоких уровней вибрации измерения осуществляются с помощью вибродатчиков с большей механической устойчивостью, а в местах с низкими уровнями вибрации – с помощью высокочувствительных датчиков. В каждой точке контроля вибродатчик устанавливают на ровной, гладкой посадочной площадке, ориентируя ось датчика последовательно по трем взаимно перпендикулярным направлениям.
Для общей вибрации замеры производятся в вертикальной оси перпендикулярной опорной поверхности (ось Z); в горизонтальной оси (вперед-назад − ось X); в горизонтальной оси (влево-вправо − ось Y).
Для локальной вибрации осью Z является направление приложения силы нажатия или подачи, осью Х – ось рукоятки и ось Y – перпендикулярная 2 предыдущим направлениям. Общий уровень звукового давления инфразвука определяется по методике измерения шума на стадии разработки кабины автомобиля, а также при приемочных испытаниях.
Замеры освещенности рабочего поля перед автомобилем и освещенность рабочего пространства на рабочем месте и в салоне автомобиля должны производиться в темное время суток или при установке автомобиля в помещение без естественного освещения.
Контроль загрязнения воздушной среды в кабинах (воздух рабочей зоны) и салонах (атмосферный воздух) автомобилей должен осуществляться с учетом типа двигателя и вида используемого топлива с определением вредных химических веществ:
– автомобили с двигателями с искровым зажиганием и топливом бензин и (или) сжиженный нефтяной газ – углеводородов предельных С2–С10, углерода монооксида, азота оксида, азота диоксида;
– автомобили с двигателями с воспламенением от сжатия (дизели, газодизели) – углерода монооксида, азота оксида, азота диоксида, формальдегида, акролеина;
– автомобили с двигателем с искровым зажиганием и топливом – компримированный природный газ – метана, углерода монооксида, азота оксида, азота диоксида.
При гигиенической оценке автомобилей обязательно должен проводиться контроль атмосферного воздуха в месте проведения исследования.
Кабина автомобиля должна быть оборудована:
– устройством крепления аптечки первой медицинской помощи для оснащения транспортных средств;
– устройством для подвешивания верхней одежды;
– устройством для закрепления емкости (термоса) с водой.
Материалы, используемые для внутренней отделки кабины и салона автомобиля не должны выделять в воздушную среду химические вещества в концентрациях, превышающих предельно допустимые.
Запрещаются хранение и перевозка в кабине и салоне автомобиля смазочных материалов, технологических жидкостей, запасных частей, не предусмотренных технической документацией на автомобиль. В автомобилях-такси в багажном отделении запрещаются хранение и перевозка смазочных материалов, технологических жидкостей, запасных частей, не предусмотренных технической документацией на автомобиль.
Для исключения возможности загрязнения верхней одежды водителя, пассажиров, их багажа, кабина и салон автомобиля должны содержаться в чистоте. В автомобилях, предназначенных для перевозки пассажиров, курение запрещается, должны быть созданы необходимые условия для проведения регулярной чистки и уборки салона и багажного отделения по мере их загрязнения, обшивка салона и сидений не должны иметь механических повреждений и видимых загрязнений, воздух салона не должен иметь посторонних запахов.
В целях предотвращения возникновения и распространения сезонного подъема инфекционных заболеваний должны проводиться дезинфекционные мероприятия в салонах автомобилей, предназначенных для перевозки пассажиров.
Требованиями к психофизиологическим условиям выполнения трудового процесса, режимам труда и отдыха водителей определено, что организация рабочего места водителя должна обеспечивать максимальное восприятие профессионально значимой информации во время движения автомобиля, поддержание удобной рабочей позы, компоновка органов управления – возможность свободного доступа водителя ко всем устройствам и узлам автомобиля, подлежащим обслуживанию и контролю в процессе эксплуатации, а показатели тяжести и напряженности труда при работе с органами управления не должны превышать допустимых значений в соответствии с требованиями Санитарных норм и правил, устанавливающих гигиеническую классификацию условий труда.
Автомобильный перевозчик должен обеспечивать режимы труда и отдыха, направленные на снижение нервно-эмоционального напряжения и производственного утомления водителей (вводная гимнастика, физкультурная пауза, психологическая разгрузка, организация отдыха, пропаганда здорового образа жизни и др.).
Режим труда и отдыха водителей автомобилей, выполняющих внутриреспубликанские автомобильные перевозки, должен быть организован в соответствии с требованиями, установленными Положением о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденным постановлением Минтранса Республики Беларусь от 25.11.2010 № 82.
В отношении водителей автомобилей, занятых на международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов, применяются положения Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, заключенного в г. Женеве 1 июля 1970 г.
При продолжительности рейса более одной смены администрация автомобильного перевозчика должна сообщать водителям места ночного отдыха, на постоянных маршрутах − места расположения организаций здравоохранения по маршруту следования.
Требованиями к санитарно-бытовому обеспечению и личной гигиене водителей установлено, что водители автомобилей должны проходить обязательные медицинские осмотры в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Все диспетчерские пункты автомобильного перевозчика должны быть обеспечены аптечками первой медицинской помощи универсальными с перечнем вложений в соответствии с постановлением Минздрава Республики Беларусь от 15.01.2007 № 4.
Водители автомобилей должны своевременно обеспечиваться смывающими и обезвреживающими средствами согласно требованиям постановления Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 208 «О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами», средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 22.09.2006 № 110.
Водители, не прошедшие в установленном законодательством порядке обязательные медицинские осмотры, а также предрейсовые и иные медицинские обследования, к работе не допускаются.
Водителям автомобилей в предусмотренных законодательством случаях производится в профилактических целях выдача молока или равноценных продуктов на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.2002 № 260 «О бесплатном обеспечении работников молоком или равноценными пищевыми продуктами при работе с вредными веществами» и постановления Минтруда и соцзащиты и Минздрава Республики Беларусь от 19.03.2002 № 34/12 «Об утверждении перечня вредных веществ, при работе с которыми в профилактических целях показано употребление молока или равноценных пищевых продуктов».
Администрация автомобильного перевозчика должна обеспечивать создание условий для горячего питания водителей путем работы объекта общественного питания и (или) оборудования мест для приема пищи с полным набором санитарно-бытовых помещений.
Условия труда водителей автомобилей при выполнении ремонтных работ должны соответствовать Санитарным нормам и правилам, устанавливающим требования для организаций по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств.
В Гигиеническом нормативе приведены значения параметров микроклимата на рабочих местах водителей в кабинах автомобильного транспорта (см. таблицу):
Период года |
Тип автомобильного транспорта |
Температура воздуха, оС |
Относительная влажность, % |
Скорость движения воздуха, м/с |
Оптимальные значения параметров микроклимата |
||||
Холодный |
Легковые |
20–23 |
60–40 |
Не более 0,2 |
Грузовые и автобусы |
18–20 |
60–40 |
Не более 0,2 |
|
Теплый |
Легковые |
20–25 |
60–40 |
Не более 0,2 |
Грузовые и автобусы |
21–23 |
60–40 |
Не более 0,3 |
|
Допустимые значения параметров микроклимата |
||||
Холодный |
Легковые |
19–25 |
Не более 75 |
Не более 0,2 |
Грузовые и автобусы |
17–23 |
Не более 75 |
Не более 0,3 |
|
Теплый |
Легковые, грузовые и автобусы
|
Не более чем на 3 оС выше средней температуры наружного воздуха в 13 ч самого жаркого месяца, но не более 28 оС |
Не более 55 при 28 оС, не более 65 при 26 оС, не более 75 при 24 оС и ниже |
0,2-0,5
|
В примечаниях к Гигиеническому нормативу отражены установки при проведении исследований микроклимата в кабине водителя:
– в теплый период года в кабинах всех типов автомобильного транспорта нижние границы допустимых значений температуры воздуха не должны быть ниже допустимых величин, принятых для холодного периода года;
– перепад температуры воздуха по высоте кабины не должен превышать 3°С, а абсолютные величины температуры воздуха на разных уровнях кабины должны находиться в пределах оптимальных или допустимых значений параметров микроклимат;
– температура внутренних поверхностей кабины не должна отличаться от температуры воздуха в кабине более чем на 3 °С и не выходить за пределы допустимых значений;
– остаточная тепловая облученность водителя в кабине от стен кабины и двигателя – не более 35 Вт/м2, а от окон – не более 100 Вт/м2;
– для допустимых значений параметров микроклимата в кабинах водителей всех типов автомобильного транспорта большая скорость движения воздуха в теплый период года должна соответствовать максимальной температуре воздуха, меньшая − минимальной температуре.
Ирина Суворова, канд. мед. наук,
Республиканское унитарное предприятие
«Научно-практический центр гигиены»
* Вайсман, А.И. Гигиена труда водителей автомобилей / А.И. Вайсман. – М.: Медицина, 1988. – 192 с.
* Производственный шум / С.В. Алексеев [и др.]. – Л.: Медицина, 1991. –136 с.