Не так давно, проходя технический осмотр (ТО) своего автомобиля, на одной из диагностических станций я обратил внимание на глубину осмотровой канавы, из которой инженеры по ТО транспортных средств (ТС) оценивали техническое состояние моего «железного коня».
Осмотровая канава была глубиной около метра, и работающим в ней приходилось сгибаться в три погибели, перемещаясь под ТС.
Кроме того, канава дополнительно не была оборудована металлической лестницей или скобами, закрепленными в ее стенах, для запасного выхода. На полу канавы не были установлены прочные деревянные решетки.
Расположенная рядом другая осмотровая канава, которая явно не эксплуатировалась долгое время (судя по находящимся на дне канавы деталям, различным посторонним предметам и разобранному технологическому оборудованию), не была перекрыта прочными щитами.
На свою беду я обратил внимание начальника диагностической станции на эти факты, утверждая, что условия труда его подчиненных работников не соответствуют нормативным требованиям по охране труда. В ответ он попросил меня показать, где это написано, на что я легкомысленно согласился, будучи совершенно уверенным в своей правоте.
Однако на следующий день, пытаясь найти среди всего многообразия требований по охране труда нужные пункты в правовых актах, содержащих требования по охране труда при эксплуатации осмотровых канав, был неприятно поражен сложностью этого процесса.
Нормативные требования
Документ:
постановление Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31.12.1998 № 53 «О введении в действие санитарных правил и норм, гигиенических нормативов» (вместе с Санитарными правилами и нормами СанПиН 9-95 РБ 98 «По устройству и содержанию производственных баз на объектах сельского хозяйства»,… (далее – Санитарные правила и нормы СанПиН 9-95 РБ 98).
Документ:
технический кодекс установившейся практики «Станции технического обслуживания транспортных средств. Строительные нормы проектирования» (ТКП 45-3.02-241-2011 (02250), утвержденный приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 01.07.2011 № 228 (далее – ТКП).
Одним из документов, содержащих сведения о глубине осмотровой канавы, оказались СанПиН 9-95 РБ 98, в п. 5.5 которых прописано, что в гаражах должны быть оборудованы осмотровые канавы: «при параллельном расположении они должны быть соединены открытой траншеей или тоннелем шириной не менее 1 м и высотой не менее 1,8 м».
В п. 5.3.17 ТКП записано: «проездные осмотровые канавы, располагаемые параллельно друг другу, должны объединяться тоннелями (подземными переходами), а тупиковые канавы – открытыми траншеями. Высота тоннеля в свету должна быть не менее 2 м, ширина тоннеля – не менее 1 м».
Однако какая большая разница выявилась между селом и городом по высоте тоннеля – целых 20 см!
Но я же хотел знать именно глубину канавы, а не высоту туннеля и продолжил поиски.
Документ:
государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 960-2011 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. Общие требования безопасности», утвержденный постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 28.03.2011 № 14 (далее – СТБ 960-2011).
Справочно:
транспортные средства – автомобили, прицепы и полуприцепы к автомобилям, трамваи, троллейбусы (далее – ТС).
В п. 6.9 СТБ 960-2011 определено, что размеры осмотровых канав должны быть определены в зависимости от типа ТС, применяемого технологического оборудования и должны соответствовать [4].
Ссылка на [4] оказалась ссылкой на Межотраслевые правила, в которых, естественно, ничего про глубину осмотровых канав прописано не было.
Документ:
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты и Минтранса Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128 (далее –Межотраслевые правила).
Зато в п. 5.3.16 ТКП указано, что осмотровые канавы следует проектировать с учетом следующих требований:
– длина рабочей зоны осмотровой канавы должна быть не менее габаритной длины ТС;
– ширина осмотровой канавы должна устанавливаться исходя из размеров колеи ТС с учетом устройства наружных или внутренних реборд;
– глубину осмотровой канавы, обеспечивающей свободный доступ к агрегатам, узлам и деталям, расположенным снизу ТС, следует принимать (в метрах):
1,3–1,5 – для легковых автомобилей и автобусов особо малого класса;
1,1–1,2 – для грузовых автомобилей и автобусов;
0,5–1,2 – для внедорожных автомобилей-самосвалов.
На въездной части осмотровой канавы следует предусматривать рассекатель высотой 0,15 м для ТС классификаций М1, М2, N1 и высотой 0,20 м – для других ТС.
Где написано? Вопрос, конечно, интересный…
Требование начальника диагностической станции: «Покажи, где это написано» поставило передо мной совсем непростую задачу, возможно, не имеющую решения в отношении всех замеченных на диагностической станции нарушений.
Документ:
Правила безопасности при работе с механизмами, инструментом и приспособлениями (ПБМИП), утвержденные Минэнерго Республики Беларусь от 12.02.1996 (далее – Правила безопасности).
Некоторые требования к осмотровым канавам, мягко скажем, трудновыполнимы, например, требования п. 2.20.3 Правил безопасности: тиски на верстаках укрепляются так, чтобы их губки находились на уровне локтя работающего!
Сколько ни приходилось видеть рабочих мест с верстаками, оборудованными тисками, при моем росте 180 см ни на одном губки тисков не доходили до моего локтя.
Поэтому для меня остается одно из двух: либо приседать при выполнении работы, либо поднимать верстак до необходимой для меня высоты нахождения этих губок. А если за этим верстаком с тисками будут работать несколько работников разного роста?!
Вернемся обратно к нашей осмотровой канаве. По сути, выполнение работ рядом с неперекрытой канавой можно (и, наверное, нужно) квалифицировать как работу на высоте.
Документ:
Правила охраны труда при работе на высоте, утвержденные постановлением Минтруда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 52 (далее – Правила охраны труда при работе на высоте).
Судите сами, согласно требованиям Правил охраны труда при работе на высоте работы на высоте – это работы, при которых работник находится на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте 1,3 м и более.
Глубина осмотровой канавы, как мы выяснили, как правило, более 1,3 м, и при нахождении работающего на ее краю (на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов) получается в чистом виде работа на высоте!
Или в законодательстве есть некие исключения из правил по этому виду работ?! А если нет, то необходимо применять и соответствующие меры, т.е. устанавливать единый порядок организации и проведения работ на высоте.
Как избежать падения работников
Давайте попробуем определить причины падения работников с высоты (читай: в осмотровую канаву):
1) технические – отсутствие ограждений, предохранительных поясов, недостаточная прочность и устойчивость настилов (щитов), лестниц;
2) технологические – недостатки в проектах производства работ, неправильная технология ведения работ;
3) психологические – потеря самообладания, нарушение координации движений, неосторожные действия, небрежное выполнение своей работы.
Все эти причины возможного получения работающими производственных травм из-за падения с высоты являются неотъемлемой частью профессиональных рисков слесарей по ремонту автомобилей, инженеров по ТО ТС и других работающих в автотранспортных организациях, станциях технического обслуживания автомобилей, в организациях, в которых эксплуатируются осмотровые канавы.
И хотя п. 6.11 СТБ 960-2011 допускается перекрывать осмотровые канавы, траншеи или их части прочными щитами, переходными мостиками в случаях, если они не эксплуатируются более одной рабочей смены, я бы рекомендовал не рисковать и держать закрытыми прочными щитами осмотровые канавы постоянно, а снимать щиты только во время ремонта транспортного средства. Тем более, что большинство организаций, имеющих осмотровые канавы, используют их не постоянно, а по мере необходимости.
А если требований нет в правилах?
Когда отдельные требования по охране труда полностью отсутствуют или не конкретизированы в законодательных актах, работодателю не стоит расслабляться и убеждать себя в том, что если не написано, то и выполнять не обязательно.
Не так все просто, как кажется.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Если нет требований по охране труда в соответствующих нормативных актах, вступают в действие требования ст. 4 «Требования по охране труда» Закона об охране труда и ст. 55 «Обязанности нанимателей при организации труда работников» ТК, требующие от работодателей (нанимателей) при отсутствии в нормативных правовых актах, в т.ч. технических нормативных правовых актах, требований по охране труда принимать необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности.
Работодатели обязаны принимать необходимые меры, в частности закрывать осмотровые канавы щитами или другими способами создавать безопасные условия труда для своих работающих самим, без подсказки нормотворцев и ссылки на нормативные правовые акты и технические нормативные правовые акты.
Поэтому обязать подчиненных работников держать закрытыми прочными щитами осмотровые канавы постоянно, а снимать щиты только во время ремонта ТС можно, приняв в организации соответствующий локальный нормативный правовой акт.
Что нового?
Обратимся к обновленной редакции Межотраслевых правил, вступившей в силу с 13 марта 2015 г., проведем анализ изменений в названном документе в отношении осмотровых канав и укажем, в каких документах можно найти требования, применимые к канавам, в замещение исключенных в сравнительной таблице отмененных и действующих требований по охране труда к осмотровым канавам в соответствующих нормативных документах:
Как видно из таблицы, даже в отношении требований по охране труда, которые должны соблюдаться при работе в осмотровых канавах, Межотраслевые правила претерпели значительные изменения. После внесения изменений и дополнений из 1432 пунктов и 12 приложений в Межотраслевых правилах осталось только 212 пунктов и 0 приложений.
Вот почему не поеду я больше на это СТО техосмотр проходить, а вдруг встречу там начальника диагностической станции и он скажет: «А вот раньше в Межотраслевых правилах было записано, что в осмотровой канаве нельзя…», и снова поиск, и опять «прощай, выходные»…
Сергей Жартун, директор ОДО «ПрофиТруд»