Работник был принят на работу с вредными условиями труда после прохождения предварительного медицинского осмотра на основании медицинского заключения о годности выполнять работу по данной профессии. Через 2 месяца после приема на работу он представил нанимателю медицинскую справку о состоянии здоровья, в которой рекомендовано ограничение работы в условиях труда на данном рабочем месте сроком на 1 месяц. Справка выдана и подписана врачом-терапевтом и заверена личной печатью врача.
Вместе со справкой работник подал нанимателю заявление о досрочном расторжении контракта в соответствии со ст. 41 ТК в связи с болезнью, препятствующей дальнейшему продолжению работы. Однако наниматель не заинтересован в увольнении работника, но другая работа, на которую наниматель мог бы перевести работника, отсутствует. В связи с этим он предложил работнику отпуск с частичным сохранением заработной платы, от чего последний отказался и настаивает на увольнении.
1. Обязан ли наниматель руководствоваться данным медицинским заключением, поскольку оно вынесено не коллегиально, а отдельным специалистом?
2. Вправе ли наниматель направить работника на внеочередной медицинский осмотр для получения заключения ВКК?
3. Обязан ли наниматель уволить работника?
4. Вправе ли наниматель в соответствии со ст. 49 ТК отстранить в данном случае работника от работы, как появившегося на рабочем месте в состоянии, связанном с болезнью?
1. Обязан.
2. Не вправе.
3. Не обязан.
4. Вправе.
Обязанность нанимателя не допустить к работе (отстранить) работника, если он находится в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы, закреплена в п. 1 части второй ст. 49 Трудового кодекса РБ (далее – ТК).
Указанное основание соответствует норме, закрепленной в абз. 10 части первой ст. 13 Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда». Аналогичная норма закреплена в подп. 1.3 п. 1 Указа Президента РБ от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам».
В данном случае основанием для отстранения от работы будет являться медицинская справка, выданная врачом-терапевтом, независимо от того, выдавался ли работнику листок нетрудоспособности. Отстранение от работы производится приказом (распоряжением) нанимателя.
Проведение внеочередных медосмотров согласно п. 23 Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 28.04.2010 № 47 «Об утверждении и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь», осуществляется в следующих случаях:
– в случае изменений условий труда работающего;
– при заболевании (травме) работающего с временной утратой трудоспособности свыше 3 месяцев;
– по окончании отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
– по инициативе организации здравоохранения:
– при вновь возникшем заболевании и (или) его последствиях, препятствующих продолжению работы;
– при угрозе возникновения или распространения групповых инфекционных заболеваний;
– по инициативе работающего при ухудшении состояния его здоровья.
Указанный перечень является исчерпывающим. Таким образом, направление на внеочередной медицинский осмотр работника в данном случае может быть произведено по инициативе организации здравоохранения или по инициативе самого работника. У нанимателя такое право применительно к данному случаю отсутствует.
Наниматель также не вправе непосредственно направить работника на врачебно-консультационную комиссию, поскольку согласно п. 9 Положения о деятельности врачебно-консультационной комиссии государственной, в том числе ведомственной, организации здравоохранения, утвержденного приказом Минздрава РБ от 11.07.2012 № 799 «О некоторых вопросах деятельности врачебно-консультационной комиссии», пациенты направляются на ВКК лечащим врачом либо заведующим структурным подразделением организации здравоохранения.
Вместе с тем наниматель может обратиться в учреждение здравоохранения по месту медицинского обслуживания работника с ходатайством о направлении его на внеочередной медицинский осмотр или на ВКК.
Таким образом, в данном случае наниматель обязан отстранить работника от работы на весь срок, указанный в медицинской справке о состоянии здоровья, так как работа, на которую мог бы быть переведен работник, отсутствует.
Отстранение от работы на основании п. 1 части второй ст. 49 ТК имеет место, когда состояние, связанное с болезнью, препятствует выполнению работы. При этом оно не обязательно влечет расторжение трудового договора по п. 2 ст. 42 ТК.
Расторжение трудового договора по названному основанию может иметь место в случае, если состояние здоровья препятствует продолжению данной работы и в будущем, что подтверждается соответствующим медицинским заключением. В данном случае после окончания срока ограничения, установленного медицинским заключением, работник должен быть допущен к работе.
Что касается досрочного расторжения контракта по требованию работника по ст. 41 ТК, то, по мнению автора, наниматель не обязан расторгнуть досрочно контракт с работником по указанному основанию, так как согласно медицинскому заключению состояние здоровья работника, препятствующее продолжению данной работы, согласно медицинскому заключению не является устойчивым.
Вместе с тем в случае возникновения спора работник имеет право обратиться в суд.
Так, согласно п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 26.06.2008 № 4 «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников» при оценке уважительности причин расторжения контракта по требованию работника суд должен учитывать, что указанные истцом причины препятствовали ему выполнять работу по заключенному контракту. К таким причинам может относиться, например, состояние здоровья. Доказательства уважительности причин досрочного расторжения контракта представляет истец.
Вадим Браташ, юрист
Просим дать пояснения о минимальном составе службы главного энергетика и квалификации работников для эксплуатации котельных свыше 100 кВт с котлами до 1150С и давлением не выше 0,7 МПа.
Возможно ли совмещение одними и теми же работниками различных обязанностей при условии прохождения обучения и проверки знаний?
Документ:
Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 (далее – Положение о лицензировании отдельных видов деятельности).
Работы по эксплуатации подконтрольных Госпромнадзору опасных производственных объектов, подлежащих регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (за исключением крышных котельных жилых зданий, объектов газораспределения и газопотребления, где установлено газопотребляющее оборудование с тепловой мощностью единичного устройства менее 100 кВт и суммарной мощностью не более 200 кВт, обслуживаемых специализированными организациями), лицензируются в соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности.
Лицензионные требования, предъявляемые к персоналу соискателя специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности, определены гл. 14 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности. Так, необходимо наличие в штате не менее 3 работников (технических руководителей, специалистов и рабочих), соответствующих следующим условиям:
– работа у данного нанимателя для них является основным местом работы;
– они имеют квалификацию, соответствующую требованиям, установленным законодательством в области промышленной безопасности;
– они прошли подготовку и оценку знаний нормативных правовых актов, в т.ч. технических нормативных правовых актов, содержащих требования по организации безопасного выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в порядке, установленном МЧС РБ.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 33 «Об утверждении выпуска 1 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС)» (требования к оператору котельной) (далее – постановление № 33).
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 29.06.2005 № 75 «Об утверждении выпуска 2 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих для всех видов производств» (требования к главному энергетику) (далее – постановление № 75).
Требования к квалификации и образованию специалистов, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности в части выполнения работ и услуг по эксплуатации опасных производственных объектов, включающих в себя паровые котлы с давлением пара не более 0,07 МПа и водогрейные котлы с температурой нагрева воды не выше 115 °С, установлены Правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа и водогрейных котлов с температурой нагрева воды не выше 1150С, утвержденными постановлением МЧС РБ от 31.12.2013 № 79 (далее – Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов), постановлениями № 33 и № 75, другими нормативными правовыми актами, техническими нормативными правовыми актами и локальными нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности.
Запрещается поручать оператору котельной, находящемуся на дежурстве, выполнение во время работы котла каких-либо других работ, не предусмотренных инструкциями (п. 379 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов).
Какие документы необходимо представить в Госпромнадзор для внесения изменений в лицензию в области промышленной безопасности?
Для внесения изменений в лицензию лицензиат или его уполномоченный представитель должен представить в лицензирующий орган заявление установленной формы с приложением к нему:
– документа об уплате государственной пошлины за внесение изменений в специальное разрешение (лицензию) с оригинальной отметкой банка о его исполнении;
– документа, удостоверяющего личность, и доверенности – уполномоченным представителем лицензиата;
– документа, подтверждающего необходимость внесения изменений в специальное разрешение (лицензию);
– копии специального разрешения (лицензии), в которое вносится изменение.
Документы подаются лицензиатом или его уполномоченным представителем в папке-скоросшивателе по описи, копия которой вручается представителю лицензиата или его уполномоченному представителю с отметкой о дате приема этих документов.
Справочно:
сведения о порядке подачи документов размещены на сайте Госпромнадзора (www.gospromnadzor.by) в рубрике «Лицензирование».
Организация нуждается в обновлении СГП для производства погрузочно-разгрузочных работ на площадках предприятия.
Необходимо ли получение специального разрешения на изготовление своими силами для своих нужд захватов для отгрузки кирпича и блоков по имеющимся утвержденным проектам?
Работы и услуги по изготовлению технических устройств лицензированию в области промышленной безопасности не подлежат.
Документ:
Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 (далее – Единый перечень административных процедур).
Госпромнадзор осуществляет выдачу разрешений на право изготовления технических устройств и оборудования для поднадзорных объектов и производств (п. 20.1.1 Единого перечня административных процедур).
Перечень технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих экспертизе (далее – Перечень), определен Инструкцией о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденной постановлением МЧС РБ от 16.12.2004 № 47.
Поскольку такие технические устройства, как захваты, в указанный Перечень не включены, на их изготовление разрешение (свидетельство) Госпромнадзора не требуется. В то же время в него включены траверсы, конструктивно во многом схожие с захватами.
Однако для окончательного решения вопроса о необходимости получения вышеуказанного разрешения необходимо представить в Госпромнадзор техническую документацию на изготавливаемые вами захваты для отгрузки кирпича и блоков.
Необходимо ли получение лицензии на разработку проектов строительства нефте- и газодобывающих скважин, разработку проектов сетей размыва каверн при строительстве подземных газовых хранилищ?
Не требуется.
Для выполнения работ по разработке проектов строительства нефте- и газодобывающих скважин и по разработке проектов сетей размыва каверн при строительстве подземных газовых хранилищ наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности и (или) разрешения (свидетельства) Госпромнадзора не требуется (Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, Единый перечень административных процедур).
Какие требования предъявляются к лицензиату при проведении экспертизы на право проектирования (конструирования) технических устройств, а именно: грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений и тары?
Какие документы организационного и технического порядка должны быть представлены, какой штат работников должен быть, какие требования, кроме образования и проверки знаний, предъявляются непосредственно к проектировщикам?
Лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии на деятельность в области промышленной безопасности, изложены в п. 138 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности.
Общие требования к процедуре проектирования (конструирования), в т.ч. таких технических устройств, как грузоподъемные краны, съемные грузозахватные приспособления и тара, а также видам и комплектности конструкторских документов, стадиям разработки, учету и хранению, нормоконтролю конструкторской документации и др., изложены в стандартах единой системы конструкторской документации (далее – ЕСКД).
Соискатель лицензии должен подтвердить организационно-распорядительными документами (приказами, распоряжениями, стандартами предприятия, инструкциями и т.п.) соответствие организации работ по заявленному к экспертизе виду деятельности требованиям ЕСКД, а также регламентировать обеспечение качества работ по проектированию (конструированию), организации и ведению архива.
В качестве технических документов, подтверждающих готовность предприятия к выполнению работ по проектированию, рассматривается достаточность учтенных экземпляров ТНПА, документов в электронном виде от официально уполномоченных на их распространение организаций, действующего договора на пополнение и своевременную актуализацию имеющихся баз данных ТНПА.
Документ:
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением МЧС РБ от 28.06.2012 № 37 (далее – Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов).
Специалисты, выполняющие работы по проектированию, должны иметь соответствующую квалификацию и пройти проверку знаний согласно требованиям п. 16 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
Квалификационные требования к специалистам, осуществляющим проектирование, изложены в квалификационном справочнике, утвержденном постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.03.2002 № 49 «Об утверждении квалификационного справочника «Должности служащих, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях».
На котельной установлен котел КБНГ-2.5, хотим произвести замену котла той же марки.
Нужен ли проект для данной операции?
Разработка дополнительного проекта не требуется.
Реконструкция котельной (в т.ч. замена котла на аналогичный) должна выполняться специализированными организациями, располагающими техническими средствами, необходимыми для качественного выполнения работ (п. 103 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов).
Какие требования необходимо выполнить для получения разрешения Госпромнадзора на проведение внутритрубной диагностики на территории Республики Беларусь?
Для выполнения работ (услуг) по внутритрубной диагностике на территории Республики Беларусь в соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности необходимо иметь специальное разрешение (лицензию) на деятельность в области промышленной безопасности.
Лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии, определены в п. 138 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности. К ним отнесены в т.ч.:
– наличие в штате не менее 3 работников (технических руководителей, специалистов и рабочих), для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы, имеющих квалификацию, соответствующую требованиям, установленным законодательством в области промышленной безопасности, а также прошедших подготовку и оценку знаний нормативных правовых актов, в т.ч. технических нормативных правовых актов, содержащих требования по организации безопасного выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в порядке, установленном МЧС РБ;
– наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании, необходимого для осуществления заявленной деятельности инженерно-технического обеспечения, производственной базы (помещения, оборудование), соответствующих государственным стандартам, нормам и правилам в области промышленной безопасности;
– наличие собственной аккредитованной в установленном порядке лаборатории контроля металла и сварных соединений при выполнении работ и (или) оказании услуг по диагностированию технических устройств, если нормативными правовыми актами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами, установлена необходимость проведения испытаний таких технических устройств соответствующими методами контроля;
– наличие соответствующих систем контроля за качеством осуществления лицензируемой деятельности и подготовки (переподготовки) работников.
Единым перечнем административных процедур не предусмотрена выдача разрешений по внутритрубной диагностике.
Подпадает ли под лицензирование проектирование объектов химической подготовки воды для мини-ТЭЦ с использованием концентрированной соляной кислоты?
Работы по проектированию объектов, обеспечивающих требования к химическому составу питательной воды для мини-ТЭЦ (в т.ч. с применением в технологии водоподготовки концентрированной соляной кислоты), являются в соответствии со СНиП ІІ-35-76 «Котельные установки» неотъемлемой частью работ по проектированию (разработке технологического раздела) котельных.
Работы по проектированию (разработке технологического раздела) котельных подлежат лицензированию и могут выполняться при наличии лицензии на деятельность в области промышленной безопасности (п. 6.2.4 Перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, (приложение 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности)).
Организация должна получить указанную лицензию до начала выполнения таких работ.
Порядок получения специального разрешения (лицензии) и основные лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии, изложены в п. 138 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности.
Формы заявлений и порядок подачи документов на получение лицензии указаны на сайте Госпромнадзора.
Николай Богдан, начальник организационно-аналитического
управления Госпромнадзора