Законодательством Республики Беларусь предусмотрено, что к работам на высоте относятся работы, при которых работник находится на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте 1,3 м и более. Как показывает практика, такое ограничение по высоте при проведении отдельных видов работ приводит к определенным трудностям, а также вызывает ряд вопросов. В статье автор попытался найти ответы, на сложные вопросы, обращаясь к разным нормативным правовым актам, в т.ч. и техническим.
Высота высоте рознь
Как-то в парке культуры и отдыха рабочие, стоя в кузове грузового автомобиля, лопатами выгружали из него землю. Обычная картина, кто ее не видел…
Но я сразу вспомнил про ситуацию, о которой прочитал на одном из форумов по охране труда в Интернете.
Суть обсуждаемой на форуме проблемы заключалась в том, что некая организация использовала в хозяйственной деятельности грузовой бортовой автомобиль МАЗ 630308 для доставки продукции на склад и все было хорошо, пока не произошел несчастный случай с водителем этого автомобиля.
Ситуация такова: после загрузки автомобиля водитель поднялся в кузов, чтобы очистить его от остатков перевозимого груза, но при выполнении работы потерял равновесие и упал на землю.
Началось расследование, установление причин, ответственных и так далее по процедуре.
Выводы по итогам специального расследования
Выводы по итогам расследования сделали следующие: водитель автомобиля, находясь в кузове автомобиля, выполнял работы на высоте, при этом он не проходил медосмотр, инструктаж, стажировку, проверку знаний при выполнении работ на высоте, он не был обеспечен предохранительным поясом и т.д.
Почему пришли к такому выводу? Потому что высота «пустого», не загруженного грузом автомобиля, т.е. расстояние от земли до пола кузова, составляет 1,36 м, высота бортов 0,7 м (по данным с форума).
При стечении определенных обстоятельств, которые, возможно, привели к несчастному случаю и о которых автор, обратившийся на форум, умалчивает, возникла ситуация, когда остро встал вопрос: нахождение в кузове автомобиля водителя автомобиля – это работа на высоте или нет?
Что такое работа на высоте?
Документ:
Правила охраны труда при работе на высоте, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.04.2001 № 52 (далее – Правила работы на высоте).
Работы на высоте – это работы, при которых работник находится на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте 1,3 м и более.
Если борт не загруженного кузова автомобиля открыт, а водитель находится в кузове на расстоянии менее 2 м от перепада по высоте (напоминаю, высота, на которой находился водитель, – 1,36 м), то по формальному признаку работы на высоте водитель вроде как выполняет. Постоянно действующий опасный фактор присутствует.
Следовательно, выполняя требования п. 944 Правил работы на высоте, работодатель должен учитывать, что работы водителя в кузове автомобиля относятся к работам с повышенной опасностью (работа на высоте) и включаются в соответствующий перечень видов работ, к которым предъявляются повышенные требования по охране труда.
Документ:
постановление Минздрава Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работников и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь» (далее – постановление № 47).
К выполнению таких работ согласно этому же пункту Правил работы на высоте работодатель обязан допускать лиц не моложе 18 лет, прошедших медицинский осмотр (предварительный при приеме на работу, в дальнейшем периодический 1 раз в 2 года) без противопоказаний к выполнению работ на высоте, (хотя в постановлении № 47 указывается, что медосмотр при работе на высоте – раз в год, без всяких условий), имеющих профессиональные навыки, прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам работ, инструктажи и проверку знаний по вопросам охраны труда и получивших соответствующее удостоверение.
Также надо помнить, что работы, выполняемые на высоте без защитных ограждений, производятся с применением предохранительного пояса (п. 696 Правил работы на высоте), а места закрепления карабина предохранительного пояса и страховочных канатов надо указывать в проекте производства работ (п. 697 Правил работы на высоте).
Борта кузова – ограждение?
Высота бортов, как заявлено на форуме, составляет 0,7 м. Поверим на слово и будем рассматривать борта кузова как ограждения.
Какой высоты должны быть борта кузова транспортного средства и выполняет ли работник работу на высоте, находясь в кузове с закрытыми бортами?
Высота защитных и страховочных ограждений устанавливается не менее 1,1 м, для сигнальных – от 0,8 до 1,1 м включительно (п. 217 Правил работы на высоте). Но это ограждения в основном для всякого рода строительных вариантов.
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (далее – Указ № 551).
В Указе № 551 также не определяется высота бортов транспортных средств, но в п. 198 упоминаются грузовые автомобили с бортовой платформой, используемые для перевозки пассажиров, которые должны оборудоваться сиденьями, закрепленными на высоте не менее 0,3 м от верхнего края борта вниз к полу. Следовательно, нахождение людей в кузове транспортного средства вполне допустимо и может не считаться работой на высоте.
Видимо, высота бортов является индивидуальной для разного вида транспортных средств и обусловлена исключительно характеристиками перевозимых грузов. Так что автору не удалось найти ответ на вопрос, какая же высота бортов является приемлемой для исключения понятия «выполнение работ на высоте» применительно к работникам, находящимся в кузове транспортного средства.
Так является ли высота бортов транспортного средства в 0,7 м достаточной или ее надо наращивать до 1,1 м? Вопрос остается открытым.
Документ:
ТКП 45-1.03-40-2006 (02250) «Безопасность труда в строительстве. Общие требования», утвержденный приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.11.2006 № 334 (далее – ТКП 45-1.03-40-2006).
Проводя аналогии и обращаясь опять к строительным нормам, можем прочитать в ТКП 45-1.03-40-2006, что требования безопасности в строительстве допускают при достижении кладки стен здания на высоту до 0,7 м от рабочего настила и расстоянии от уровня кладки с внешней стороны стены до поверхности земли (перекрытия) более 1,3 м не применять ограждающие устройства или предохранительные пояса (п. 751 ТКП 45-1.03-40-2006). Там же в п. 51 указывается, что проемы в стенах при одностороннем примыкании к ним настила (перекрытия) должны ограждаться, если расстояние от уровня настила до нижнего края проема менее 0,7 м.
Таким образом, получается, что ограждения 0,7 м могут рассматриваться как достаточные… или нет?
Тем не менее подобные работы, когда работники находятся в кузове транспортного средства, выполняются у нас сплошь и рядом. Возьмем уборку территории, погрузку листьев в кузов, когда одни работники подают мешки с листьями, а другие принимают стоя в кузове с открытым бортом на высоте, как правило, более 1,3 м. Что делать в подобных ситуациях? Допускать работающих к выполнению этих работ как к работам на высоте? Конечно, да! Другого варианта быть не может, раз условия выполнения работ не противоречат требованиям правил: высота более 1,3 м, перепад менее 2 м.
А что у соседей?
Если мы обратимся к опыту наших соседей, например Российской Федерации, с которыми мы, кстати, ежегодно пытаемся гармонизировать законодательство об охране труда, то сможем увидеть в определении понятия «работы на высоте» небольшие различия.
Документ:
Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные приказом Минтруда и соцзащиты Российской Федерации от 28.03.2014 № 155н (далее – Правила РФ).
К работам на высоте относятся работы, когда:
а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более;
б) работник осуществляет подъем, превышающий по высоте 5 м, или спуск, превышающий по высоте 5 м, по вертикальной лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности более 75°;
в) работы производятся на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также если высота ограждения этих площадок менее 1,1 м;
г) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м, если работа проводится над машинами или механизмами, водной поверхностью или выступающими предметами (п. 3 Правил РФ).
Надеюсь, никто не будет возражать, что разница в 0,5 м очень существенно упрощает россиянам процесс работы в кузове автомобиля и т.п.
Сергей Жартун, директор центра поддержки
предпринимательства ОДО «ПрофиТруд»