Документ:
Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее – соглашение ДОПОГ). Вступило в силу для Республики Беларусь 5 мая 1993 г.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 06.06.2001 № 32-З «О перевозке опасных грузов» (далее – Закон).
Документ:
Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденные постановлением МЧС Республики Беларусь от 08.12.2010 № 61 (далее – Правила № 61).
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, то применяются правила международного договора (ст. 3 Закона).
Международные перевозки опасных грузов между странами – членами соглашения ДОПОГ, включая транзитные перевозки по территории Республики Беларусь, экспорт и импорт, осуществляются с соблюдением требований соглашения ДОПОГ. Это способствует увеличению транзитного потенциала Беларуси, а также благоприятствует развитию национальных автомобильных перевозчиков.
Проверки цистерн, изготовленных в соответствии с требованиями соглашения ДОПОГ, проводят, руководствуясь гл. 1.8, 6.8–6.10, 6.12 приложения А соглашения ДОПОГ (п. 381 Правил № 61).
По правилам соглашения ДОПОГ завод-изготовитель до начала эксплуатации цистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов, должен провести первоначальную проверку. Такая проверка включает:
– экспертизу документации;
– проверку соответствия цистерны проекту;
– внутренний и наружный осмотр;
– испытание на гидравлическое давление с применением испытательного давления, указанного на коррозионностойкой металлической табличке;
– испытание на герметичность и проверку удовлетворительного функционирования оборудования;
– определение вместимости по воде;
– проверку сервисного оборудования;
– проверку рамы или другого конструкционного оборудования переносных цистерн.
В процессе эксплуатации цистерны после первоначальной проверки и каждой периодической проверки через установленные периоды времени проводятся промежуточные проверки. Промежуточные проверки могут проводиться в течение 3 месяцев до или после проведенной проверки.
Промежуточные проверки включают:
– экспертизу документов;
– внутренний осмотр цистерны в случае, если это предусмотрено;
– внешний осмотр цистерны;
– испытание на герметичность корпуса вместе с его оборудованием;
– проверку сервисного оборудования;
– проверку рамы или другого конструкционного оборудования переносных цистерн в случае, если это предусмотрено.
Испытание на герметичность должно проводиться отдельно на каждой секции корпусов, разделенных на секции.
Периодические проверки проводятся в процессе эксплуатации цистерны через установленные промежутки времени.
Периодические проверки включают:
– экспертизу документов;
– внутренний осмотр цистерны;
– внешний осмотр цистерны;
– гидравлическое испытание под давлением;
– испытание на герметичность;
– проверку сервисного оборудования;
– проверку рамы или другого конструкционного оборудования переносных цистерн.
Если в результате ремонта, изменения конструкции или дорожно-транспортного происшествия надежность цистерны или ее оборудования могла снизиться, должна быть проведена внеплановая проверка. Если внеплановая проверка была проведена в объеме периодической проверки, то эта внеплановая проверка может считаться периодической. Если внеплановая проверка была проведена в объеме промежуточной проверки, то эта внеплановая проверка может считаться промежуточной проверка.
По результатам проверок должны выдаваться свидетельства с указанием результатов проверки, в т.ч. при отрицательных ее результатах. В свидетельствах должны быть ссылки на перечень веществ, допущенных к перевозке в данной цистерне, или код цистерны и буквенно-цифровые коды специальных положений.
Копии этих свидетельств должны прилагаться к комплекту технической документации на каждую испытанную цистерну. Рекомендованная форма свидетельства установлена приложением В к стандарту EN 12972:2007 «Цистерны для перевозки опасных грузов – Испытания, проверка и маркировка металлических цистерн», использование которого обязательно при проведении проверок и испытаний цистерн согласно п. 6.8.2.6.2 соглашения ДОПОГ.
Каждая цистерна должна быть снабжена коррозионностойкой металлической табличкой, прочно прикрепленной к цистерне в месте, легкодоступном для контроля (п. 6.8.2.5.1 соглашения ДОПОГ).
На табличку наносятся с применением метода штамповки или другого аналогичного метода следующие сведения (эти сведения могут быть выгравированы непосредственно на стенках самого корпуса, если стенки усилены таким образом, что это не приведет к уменьшению прочности корпуса):
– номер официального утверждения;
– название или знак изготовителя;
– серийный номер, присвоенный изготовителем;
– год изготовления;
– испытательное давление (манометрическое давление);
– внешнее расчетное давление;
– вместимость корпуса; в случае многосекционного корпуса – вместимость каждой секции, а также символ «S», когда корпус или секция разделены с помощью волноуспокоителей на отсеки вместимостью не более 7 500 л;
– расчетная температура (только если выше +50 °C или ниже –20 °C);
– дата и вид последней проверки цистерны: «месяц, год», за которыми следует буква «P», если эта проверка является первоначальной проверкой или периодической проверкой в соответствии с пп. 6.8.2.4.1 и 6.8.2.4.2, или «месяц, год», за которыми следует буква «L», если эта проверка является промежуточной проверкой на герметичность в соответствии с п. 6.8.2.4.3 соглашения ДОПОГ;
– клеймо эксперта, проводившего проверку;
– материал, из которого изготовлены корпус и в случае необходимости защитная облицовка, а также стандарты на материалы, если таковые имеются;
– испытательное давление корпуса в целом и испытательное давление секций в МПа или барах (манометрическое давление), если давление отсеков меньше давления корпуса. Кроме того, на цистернах, наполняемых или опорожняемых под давлением, должно быть указано максимально допустимое рабочее давление.
Документ:
Правила по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденные постановлением МЧС Республики Беларусь от 28.01.2016 № 7 (далее – Правила № 7).
Эксплуатация цистерн должна осуществляться в соответствии с требованиями эксплуатационных документов организации-изготовителя. Например, если эксплуатационные документы свидетельствуют, что цистерны (сосуды), изготовлены согласно Правилам № 7, то проверки цистерн (сосудов) должны проводиться по Правилам № 7, с отметкой в эксплуатационных документах без выдачи свидетельства о проверке цистерны. Если эксплуатационные документы свидетельствуют, что цистерны изготовлены в соответствии с соглашением ДОПОГ, то проверки цистерн должны проводиться по соглашению ДОПОГ.
Свидетельство о проверке цистерны для перевозки опасных грузов в Республике Беларусь должно выдаваться специализированными организациями, которые аккредитованы на СТБ ИСО/МЭК 17025-2007 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», а для цистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов класса 2, на СТБ ИСО/МЭК 17020-2013 «Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов, проводящих инспекции».
В настоящее время в Республике Беларусь проводится работа по аккредитации специализированных организаций на СТБ ИСО/МЭК 17020-2013.
Ремонт, замена специального оборудования, дооборудование, модернизация транспортных средств, занятых перевозкой опасных грузов, должны проводиться в соответствии с требованиями эксплуатационной документации организации-изготовителя или дубликатов эксплуатационных документов, разработанных специализированной организацией. В эксплуатационных документах должны быть изложены сведения о значениях основных параметров и характеристиках (свойствах) изделия, отражающие техническое состояние данного изделия и данные о процессе эксплуатации (длительности и условиях работы, данные о проведении ТО, ремонта и др.). ТО должна проводить организация-собственник в соответствии с инструкцией организации-изготовителя.
Справочно:
ТО – техническое обслуживание.
Записи о проведении ТО, ремонта, замены специального оборудования, дооборудовании, модернизации, проверок и испытаний должны заноситься в эксплуатационные документы транспортного средства (пп. 330, 331 и 355 Правил № 61).
Для каждой модели специализированных транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, в организациях должны быть разработаны графики проведения ТО и ремонта. Допускается использование электронных средств.
Для хранения, обслуживания и ремонта транспортных средств в организации должны быть оборудованы гаражи, стоянки, ремонтные зоны (пп. 332, 333 Правил № 61).
В случае отсутствия условий проведения ТО и ремонта организация должна заключить договор на ТО и ремонт, а также ежедневный технический осмотр перед выездом на линию с организацией, имеющей соответствующее технологическое оборудование.
Ремонт цистерн должен проводиться с обязательным применением пооперационного неразрушающего контроля специализированной организацией, а сварочные работы – аттестованным персоналом (пп. 336, 346 и 347 Правил № 61).
Работники, непосредственно связанные с ремонтом и проведением проверок транспортных средств для перевозки опасных грузов, должны проходить обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с Инструкцией № 175 и Положением о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденным постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210 (п. 419 Правил № 61).
Документ:
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175).
Олег Ментюк, главный государственный инспектор
управления надзора за безопасностью
при перевозке опасных грузов
Департамента по надзору
за безопасным ведением работ
в промышленности МЧС Республики Беларусь