Расскажем об изменениях и дополнениях в Правилах расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – Правила).
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.04.2018 № 286 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30 и от 30 июня 2014 г. № 637».
Документ:
Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30 (далее – Правила).
17 важных изменений
1. Правила теперь не распространяются на членов крестьянских (фермерских) хозяйств. Соответствующие нормы документа приведены в соответствие с п. 272 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности».
2. Конкретизировано определение понятия «организация». Под ней понимается организация, не являющаяся страхователем для потерпевшего, на территории которой произошел несчастный случай.
3. Обязанности работника перед началом работы и по ее окончании могут быть отражены не только в ПВТР, но и в других локальных нормативных правовых актах.
4. Подпункт 3.10 п. 3 Правил распространяется в т.ч. на случаи травмирования работника на ином транспорте, который использовался для следования к месту служебной командировки от места высадки из транспортных средств, на которых командированный работник прибыл в населенный пункт, и от места служебной командировки к месту посадки в транспортные средства для отправления из населенного пункта.
Исходя из используемой в Правилах классификации транспортных средств иным транспортом может быть транспорт организации, в которую командирован работник, личный транспорт работника данной организации, попутный транспорт. Ключевым в данном случае является цель использования транспорта – следование к месту командировки, возвращение из места командировки.
5. Установлено, что несчастные случи, происшедшие с работниками – гражданами Республики Беларусь при следовании их к месту служебной командировки и обратно по территории государств – участников СНГ, подлежат расследованию в соответствии с законодательством Республики Беларусь, т.е. Правилами.
6. С 20 апреля только специалисты медико-экспертной комиссии (МЭК) могут устанавливать профессиональный характер хронических заболеваний. Состав и положение о медико-экспертной комиссии будут утверждены Минздравом Республики Беларусь.
7. Изменены порядок и сроки обмена информацией, необходимой для расследования профессионального заболевания, между организациями здравоохранения.
8. Заключение МЭК может быть обжаловано пациентом (лицом, представляющим его интересы), страхователем и страховщиком только в суде.
9. Определены обязанности организации, не являющейся страхователем потерпевшего, на территории которой произошел несчастный случай, по организации его расследования (ранее такие обязанности Правилами были установлены только для страхователей). В подобной ситуации большинство действий расследования проводится непосредственно на территории такой организации: обследование состояния условий и охраны труда на месте происшествия несчастного случая, фотографирование места происшествия несчастного случая, поврежденного объекта, составление схем, эскизов, опрос потерпевших (по возможности), свидетелей, должностных и иных лиц, изучение необходимых документов.
Ранее в п. 11 Правил были регламентированы только обязанности страхователя по обеспечению проведения расследования несчастного случая. В связи с этим в новой редакции п. 11 Правил установлены аналогичные со страхователем обязанности и для организации, на территории которой произошел несчастный случай.
10. В ряде пунктов Правил (пп. 13, 22, 25, 50, 53, подп. 54.10 п. 54, пп. 65, 67, 78, 80) в словесной конструкции «законодательства о труде и об охране труда» исключены слова «о труде и об охране труда». Тем самым учтено, что несчастные случаи могут происходить не только из-за нарушения требований законодательства о труде и об охране труда, но и в результате нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, промышленной безопасности и иных требований.
Одновременно в текст указанных пунктов введены слова «обязательных для применения» в дополнение к словам «технических нормативных правовых актов», поскольку в силу Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» технические нормативные правовые акты могут быть как добровольными, так и обязательными для применения.
11. Супруг(га) смогут участвовать в расследовании несчастных случаев. Тем самым расширен список лиц, принимающих участие в расследовании несчастного случая или профессионального заболевания, если потерпевший работник погиб.
12. Важные изменения установлены для отнесения несчастных случаев к непроизводственным. Подпункт 24.1 п. 24 Правил изложен в новой редакции. Так, несчастный случай оформляется актом о непроизводственном несчастном случае формы НП, если повреждение здоровья, смерть потерпевшего произошли вследствие установленного судом либо подтвержденного органами прокуратуры, Следственного комитета или иным уполномоченным государственным органом:
– умысла потерпевшего;
– противоправного деяния потерпевшего;
– умышленного причинения потерпевшим вреда своему здоровью (попытка самоубийства, самоубийство, членовредительство и тому подобные деяния).
13. Представляется важным уточнение третьей части п. 24 Правил, исключающее составление акта формы НП, если имели место воздействовавшие на потерпевшего в момент несчастного случая вредные производственные факторы, приведшие к ухудшению здоровья потерпевшего.
14. Пунктом 25-1 вводится акт служебного расследования, который составляется, если в результате расследования установлено, что несчастный случай не подпадает под действие Правил, а также регламентированы соответствующие действия в случае его составления.
15. Устанавливается единый подход к расследованию несчастных случаев, произошедших при следовании на железнодорожном транспорте (посадке или высадки из него), для работников как поездной, так и локомотивной бригады, работники которой осуществляют управление и обслуживание локомотивов, а также моторвагонного подвижного состава.
Следовало бы в этом дополнении также указать и стрелков военизированной охраны государственного объединения «Белорусская железная дорога», которые осуществляют охрану грузов в пути следования поезда и находятся в таком же положении, как и работники поездных и локомотивных бригад.
16. Пункт 45 Правил дополнен положением, предусматривающим возможность расследования ряда групповых несчастных случаев организацией, страхователем. Это несчастные случаи, которые произошли при следующих обстоятельствах:
– в результате дорожно-транспортных происшествий;
– в результате противоправных действий других лиц;
– вследствие укусов и иных телесных повреждений, нанесенных дикими животными, насекомыми, другими представителями фауны и флоры;
– вследствие поражающего фактора опасного природного явления;
– при иных обстоятельствах с работающим во время пребывания за границей, за исключением государств – участников Содружества Независимых Государств.
17. Несколько изменяется порядок специального расследования несчастных случаев, происшедших на объектах, поднадзорных уполномоченных органам надзора. Участие представителей уполномоченных органов надзора в проведении специального расследования несчастного случая не является обязательным. Им предоставлено право принимать участие в таком расследовании. Вопрос участия решается по согласованию между главным государственным инспектором труда Республики Беларусь (лицом, исполняющим его обязанности) и руководителем (заместителем руководителя) данного уполномоченного органа надзора.
Представитель уполномоченного органа надзора должен по запросу ДГИТ дать акт (заключение):
– о технических причинах несчастного случая;
– лицах, допустивших нарушения требований технических нормативных правовых актов, обязательных для применения, локальных нормативных правовых актов;
– мерах по предупреждению аналогичных несчастных случаев.
В связи с этим возникают следующие вопросы:
– сможет ли указанный представитель составить акт (заключение) без посещения объекта?
Если представителю уполномоченного органа надзора для составления акта (заключения) необходимо посещение организации, в которой произошел несчастный случай, проведение осмотра места несчастного случая, опрос соответствующих лиц, изучение документов, то, по существу, состоится два расследования, последовательно проводимых представителем уполномоченного органа надзора и государственным инспектором труда или наоборот. Безусловно, это непродуктивно;
– какими должны быть действия государственного инспектора труда в случае его несогласия с указанным актом (заключением) представителя уполномоченного органа надзора?
Представляются возможными две ситуации.
Во-первых, если представитель уполномоченного органа надзора участвовал в специальном расследовании, и с его актом (заключением) не согласен государственный инспектор труда, то он может в своем заключении о несчастном случае изложить свою точку зрения, так как он проводит специальное расследование. В такой ситуации представитель уполномоченного органа надзора в силу требований п. 51 Правил вправе изложить свое особое мнение.
Во-вторых, если представитель уполномоченного органа надзора не участвовал в специальном расследовании, и с его актом (заключением), государственный инспектор труда не согласен, то, по мнению автора, он вправе запросить такой акт (заключение) у другого, вышестоящего представителя указанного органа.
Хотелось бы, чтобы при очередном пересмотре Правил изложенные соображения нашли разрешение.
Несомненно, изменение Правил обусловлено практикой их применения, а также изменениями, происшедшими в законодательстве.
Новая редакция Правил во многом устранила неясности в таком важном деле, как расследование несчастных случаев на производстве.
Владимир Семич, инженер, член Общественного объединения
«Сообщество трудового права»