Прошло 4 месяца после вступления в силу новых Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением МЧС Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66 (далее – Правила). Какие же вопросы возникли в процессе применения Правил на практике?
1. Как и в предыдущих вариантах Правил, в новой версии полностью отсутствуют понятия «кран автомобильный» и «машинист крана автомобильного», хотя краны автомобильные составляют абсолютное большинство в составе грузоподъемных кранов Республики Беларусь. В соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Занятия» (ОКРБ 014-2017) имеются 2 различные профессии: машинист крана (крановщик) (8343-013) и машинист крана автомобильного (8343-012), – и хотелось бы в нормативных документах видеть требования к работникам по этим двум профессиям.
Документ:
постановление МЧС Республики Беларусь от 15.07.2016 № 37 «Об утверждении Примерного положения об организации и осуществлении производственного контроля в области промышленной безопасности» (далее – постановление № 37).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 05.01.2016 № 354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон № 354-З).
2. Содержание первого абзаца п. 348: «Управление грузоподъемным краном на колесном ходу, краном-манипулятором на колесном ходу, а также грузоподъемным краном, установленным на ином шасси, должно быть поручено водителю транспортного средства, имеющему водительское удостоверение на право управления соответствующим транспортным средством, и после получения им профессии машинист крана (крановщик)», – на взгляд автора, противоречит положениям ЕТКС.
В характеристике работ для машиниста крана (крановщика) по всем разрядам отсутствуют положения об управлении краном-манипулятором или краном на колесном ходу. Машинист крана (крановщик) не обучается по профессии с таким названием, а обучается по какой-то из специализаций. Разработчикам Правил нужно было определиться с тем, какую специализацию должны были получить водители транспортного средства, управляющие кранами в соответствии с п. 348 Правил.
3. Согласно п. 336 гл. 21 Правил в субъекте промышленной безопасности для организации и осуществления производственного контроля в области промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов, указанных в подп. 3.1 и 3.2 п. 3 Правил, должно быть разработано Положение о порядке организации и осуществления производственного контроля в области промышленной безопасности (далее – Положение о производственном контроле).
Положение о производственном контроле разрабатывается на основании Примерного положения об организации и осуществлении производственного контроля в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением № 37.
В п. 357 Правил содержится требование к инженеру по промышленной безопасности владельца крана при пуске крана в работу проверить наличие у субъекта промышленной безопасности, эксплуатирующего кран, Положения о производственном контроле и назначенного локальным правовым актом инженера по промышленной безопасности (лица, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности).
На взгляд автора, разработчики Правил не продумали, что в соответствии с требованиями Закона № 354-З инженер по промышленной безопасности должен иметь высшее техническое образование и подготовку, необходимую для осуществления полномочий. Естественно, что не в каждой строительной организации, эксплуатирующей арендованные краны на строительном объекте, найдутся специалисты с соответствующим образованием, а без специалистов теряет смысл разработка Положения о производственном контроле. Да и по сути, это Положение не нужно для таких организаций. Достаточно приказом назначить ответственных лиц и стропальщиков.
В связи с этим у инженера по промышленной безопасности владельца кранов возникают трудности с пуском кранов в работу после перестановки их на новом месте: Положения о производственном контроле нет, а кран нужно запускать в работу.
Непонятно требование вносить запись о допуске к эксплуатации (пуске в работу) кранов гусеничных и пневмоколесных после перестановки их на новый объект в паспорт крана. Во всех старых версиях Правил (кроме редакции 2015 г.) было требование о внесении этой записи в вахтенный журнал крана. И это было рациональным. Вахтенный журнал находится на объекте. Даже при инспектировании объекта можно было увидеть информацию о том, произведен пуск крана в работу или нет. С записью о пуске крана в работу ознакамливали на объекте лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами. Кроме того, паспорта хранятся у лиц, за которыми они закреплены, инженер по промышленной безопасности может находиться в другом населенном пункте, а кран работать за сотни километров от одних и других.
4. Представляется нецелесообразным и непонятным требование Правил о назначении лиц по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов для осуществления контроля за техническим состоянием грузоподъемных кранов (при наличии у субъекта промышленной безопасности 100 и более кранов) (п. 337 гл. 21 Правил).
Причины:
– организаций с количеством грузоподъемных кранов более 100 очень мало;
– поскольку данное лицо назначается для контроля за техническим состоянием грузоподъемных кранов, то и назвать его надо было «лицо по надзору за техническим состоянием грузоподъемных кранов»;
– в соответствии со ст. 29 Закона № 354-З субъект промышленной безопасности должен обеспечить наличие службы промышленной безопасности, в которую при большом количестве кранов целесообразно было бы включить несколько инженеров по промышленной безопасности, а если кранов немного, то ввести в штат должность инженера по промышленной безопасности или возложить соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности на ответственное лицо.
Складывается впечатление, что при написании последней редакции Правил хотели выполнить требования Закона № 354-З и не отказаться полностью от положений старой редакции Правил о специалисте по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары.
5. В Правилах четко не обозначены функции инженера по промышленной безопасности. Обязанности инженера разбросаны по разным пунктам. В п. 337 Правил, который должен быть основным с точки зрения требований к руководителю субъекта промышленной безопасности для организации эксплуатации грузоподъемных кранов, в т.ч. назначения ответственных лиц, вообще отсутствует информация о необходимости назначения инженера по промышленной безопасности.
6. В Правилах продолжилась дискриминация экспертов в области промышленной безопасности организаций (не работающих в Госпромнадзоре) в вопросах проведения технического освидетельствования грузоподъемных кранов, отработавших нормативный срок службы (п. 370 Правил). Все эксперты проходят одинаковый процесс аттестации, проверку знаний в комиссии Госпромнадзора, имеют одинаковые удостоверения эксперта в области промышленной безопасности, но почему-то им даются разные права на проведение технического освидетельствования.
Александр Жулин, начальник службы надзора