Документ:
Закон Республики Беларусь от 06.06.2001 № 32-З «О перевозке опасных грузов» (далее – Закон № 32-З).
Справочно:
на МЧС Республики Беларусь возложена координация деятельности других республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, а также разработка и принятие нормативных правовых актов (далее – НПА) в области перевозки опасных грузов, в т.ч. технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА) и иные полномочия (ст. 9 Закона № 32-З).
Документ:
Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденные постановлением МЧС Республики Беларусь от 08.12.2010 № 61 (далее – Правила перевозки опасных грузов).
Правила перевозки опасных грузов обязательны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку опасных грузов либо являющихся грузоотправителями или грузополучателями таких грузов.
Перевозка опасных грузов – совокупность организационных и технологических операций по перемещению опасных грузов с использованием транспортных средств от места их отправления до места назначения, выполняемых на договорной основе или других законных основаниях, включая погрузку (налив), выгрузку (слив), остановки, стоянки и любое время нахождения опасных грузов в транспортных средствах, цистернах и контейнерах, требующееся в соответствии с условиями перевозки, а также промежуточное временное складирование опасных грузов в целях смены вида транспорта либо транспортного средства (перегрузка, перевалка) (ст. 1 Закона № 32-З).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон об автомобильных перевозках).
Документ:
Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила автомобильных перевозок).
Организация погрузочно-разгрузочных работ
Принятие опасных грузов к перевозке и сдача их грузополучателю производятся в соответствии с требованиями Закона об автомобильных перевозках и Правил автомобильных перевозок грузов.
Одним из элементов контроля, обеспечивающих безопасную перевозку опасных грузов, является допуск транспортного средства на его территорию под погрузку (разгрузку). Такой допуск по Правилам перевозки опасных грузов организовывают грузоотправители и грузополучатели опасных грузов.
Допуск транспортного средства на его территорию под погрузку (разгрузку)
Организация-изготовитель, грузоотправитель, грузополучатель опасного вещества разрабатывают инструкцию о допуске транспортного средства на их территорию под погрузку (разгрузку) и постоянно производят контроль ее соответствия законодательству в области безопасности перевозки опасных грузов.
Не допускаются на территорию грузоотправителя транспортные средства, которые не укомплектованы, а также если у водителя транспортного средства нет необходимых документов (перечень обязательных документов приведен в заключительной части статьи. – Прим. авт.).
Грузоотправитель до выдачи опасного груза перевозчику обязан:
– представить все необходимые для перевозки документы;
– сообщить сведения об опасном грузе.
Организация-изготовитель опасного вещества или грузоотправитель разрабатывают и утверждают условия безопасности перевозки (правила, руководящие документы, технические условия, паспорт безопасности вещества) на конкретный опасный груз или группу опасных грузов. В случае отсутствия утвержденных условий безопасности перевозки перевозка опасных грузов не допускается.
Погрузка (разгрузка) опасных грузов
на транспортное средство
Погрузка (разгрузка) опасных грузов на транспортное средство осуществляется силами и средствами грузоотправителя и (или) грузополучателя с соблюдением всех мер предосторожности и с учетом свойств перевозимого груза, не допуская толчков, ударов, чрезмерного давления на тару, с применением механизмов и инструментов, не дающих искр при работе со взрывопожароопасными грузами.
Документ:
Межотраслевые правила по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 12.12.2005 № 173 (далее – Межотраслевые правила № 173).
Для организации и проведения погрузочно-разгрузочных работ в соответствии с требованиями охраны труда наниматель приказом (распоряжением) из числа руководителей и специалистов назначает лиц, ответственных за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ (п. 5 Межотраслевых правил № 173).
Данные лица в установленном порядке проходят:
– проверку знаний особенностей технологического процесса, требований правил устройства и безопасной эксплуатации подъемно-транспортного оборудования и других НПА, ТНПА, содержащих требования охраны труда при проведении конкретных видов погрузочно-разгрузочных работ;
– подготовку согласно Инструкции о порядке подготовки работников субъектов перевозки, связанных с перевозкой опасных грузов, утвержденной постановлением МЧС Республики Беларусь от 15.11.2013 № 51 (далее – Инструкция).
Подготовка осуществляется в обучающей организации, которая реализует программы подготовки работников субъектов перевозки, связанных с перевозкой опасных грузов соответствующим видом транспорта, и имеет разрешение Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС Республики Беларусь на право проведения подготовки и переподготовки лиц, занятых перевозкой опасных грузов (п. 2 Инструкции).
Программы подготовки работников субъектов перевозки, связанных с перевозкой опасных грузов, утверждены постановлением МЧС Республики Беларусь от 30.04.2015 № 22.
На время отпуска, командировки и в других случаях отсутствия лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, выполнение его обязанностей должно быть возложено приказом (распоряжением) на работника, замещающего его по должности и дополнительно прошедшего обучение и проверку знаний в объеме требований по замещаемой должности.
Обязанности лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, должны быть изложены в должностной инструкции.
Перечислим эти обязанности:
– контролировать наличие на транспортных средствах, осуществляющих перевозку опасных грузов, требуемых документов и оборудования для обеспечения безопасности и соответствия этих документов и оборудования действующим нормативным документам. Например, проверять действительность свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке определенных опасных грузов и в том, что дата следующей проверки встроенных цистерн, транспортных средств-батарей, съемных цистерн, контейнеров-цистерн не просрочена. Если данные даты просрочены, наполнение запрещается;
– следить за состоянием и сроками испытаний оборудования, используемого для выполнения погрузочно-разгрузочных операций. При выявлении недостатков, а также по предписанию надзорных органов, приостанавливать погрузку или разгрузку;
– выполнять предписания надзорных органов;
– информировать работников о видах опасности, связанных с погрузкой и разгрузкой опасных грузов;
– проверять состояние контейнеров, транспортных средств, мест погрузки, разгрузки, наличие подготовленного персонала с отметкой в журнале – до начала выполнения погрузочно-разгрузочных работ;
– следить за соблюдением требований в отношении идентификации загружаемых опасных грузов;
– обеспечивать, чтобы информационные таблицы и знаки опасности были размещены на цистернах, транспортных средствах и больших и малых контейнерах для массовых грузов;
– следить за наполнением цистерн лишь опасными грузами, допущенными к перевозке в этих цистернах.
Перевозка опасных грузов цистерной
Повышенное внимание требуется к выполнению сливо-наливных операций при перевозке легковоспламеняющихся жидкостей.
Прежде чем наполнять цистерны, работник, осуществляющий погрузочно-разгрузочные работы, должен удостовериться в том, что сами цистерны и их оборудование находятся в технически исправном состоянии.
Особое внимание следует обращать на то, что опасный груз загружается в цистерну, на которую имеется документ, подтверждающий проведение проверки цистерны со ссылками на перечень веществ, допущенных к перевозке в данной цистерне, или на код цистерны и буквенно-цифровые коды специальных положений.
Если перед погрузкой груза результаты проверки работником грузоотправителя документов у водителя, осмотра транспортного средства и его оборудования свидетельствуют о том, что транспортное средство и (или) водитель не удовлетворяют требованиям Правил перевозки опасных грузов, другим НПА и ТНПА, то транспортное средство к проведению погрузочно-разгрузочных работ не допускается.
Если корпуса цистерн, предназначенных для перевозки веществ в жидком состоянии или сжиженных газов либо охлажденных сжиженных газов, не разделены с помощью перегородок или волногасящих переборок на отсеки вместимостью не более 7 500 л, их наполнение допускается не менее чем на 80 % или не более чем на 20 % их вместимости.
Перед началом всех операций по наливу опасных грузов водитель выполняет подготовку цистерны к наливу в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Запорная арматура должна быть закрыта!
Важно!
Водитель не должен участвовать в выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Исключение – случаи, когда требуется приведение в действие грузоподъемных механизмов, сливо-наливного оборудования, установленных на транспортном средстве.
Данное требование направлено на предотвращение аварий и инцидентов в зонах погрузки и разгрузки опасных грузов, недопущение посторонних лиц, проведение экстренной эвакуации транспортного средства из зоны чрезвычайной ситуации.
Вместе с тем разрешается допускать водителей механических транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, к выполнению погрузочно-разгрузочных работ из числа прошедших обучение в установленном порядке и получивших профессию сливщик-разливщик.
Водителю запрещается открывать упаковки, содержащие опасные грузы, а также принимать к перевозке опасные грузы с поврежденной упаковкой.
Перечень документов, которые должен иметь
при себе водитель
Водители, осуществляющие перевозку опасных грузов по территории Республики Беларусь транспортными средствами, зарегистрированными в Республике Беларусь, должны иметь при себе:
1) водительское удостоверение и талон к нему;
2) свидетельство о регистрации транспортного средства;
3) сертификат о прохождении государственного технического осмотра;
4) страховое свидетельство (обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Республики Беларусь);
5) свидетельство о допуске транспортных средств к перевозке определенных опасных грузов;
6) свидетельство о подготовке водителей;
7) регистрационную карточку транспортного средства;
8) информационную карточку;
9) копии документов, подтверждающих проведение проверок, а также технического диагностирования цистерн;
10) товарно-транспортные документы на перевозимый опасный груз;
11) адреса и номера телефонов должностных лиц перевозчика, ответственных за перевозку опасных грузов;
12) письменные инструкции;
13) паспорт безопасности на перевозимый опасный груз;
14) условия безопасности перевозки на конкретный опасный груз;
15) маршрут перевозки опасного груза.
Олег Ментюк, главный государственный инспектор
управления надзора за безопасностью
при перевозке опасных грузов
Департамента по надзору за безопасным ведением
работ в промышленности МЧС Республики Беларусь