Каким образом оценить условия труда водителей? По каким показателям трудового процесса осуществляется общая оценка их условий труда? Об этом вы узнаете из статьи.
Оценка труда водителя: являются ли условия труда водителя вредными?
Каждая организация в силу специфики процессов производства обладает рядом профессий и должностей, а также определенными особенностями в организации труда своих работников.
Самой распространенной профессией, которая встречается практически в каждой организации, является водитель.
Труд водителя носит определенный характер и существенно отличается от других видов работ. Данная особенность заключается, в частности, в том, что этот труд связан с движением транспортного средства, представляющего собой источник повышенной опасности. Управляя автомобилем, водитель однозначно подвергается воздействию внешних факторов: в кабине автомобиля шумно, от руля и сидения передается вибрация, водитель вдыхает испарения топлива, несет ответственность за безопасность и жизнь других людей, кроме того, есть риск и для его собственной жизни. Все перечисленные факторы: шум, вибрация, напряженность труда – считаются вредными. Поэтому рабочие места всех водителей подлежат оценке условий труда.
Рабочее место водителя
Рабочее место по условиям труда водителей существенно отличается от других рабочих мест, так как в это понятие входит не только рабочее место в кабине автомобиля, но и подготовка транспортного средства к выезду на линию и оформление необходимой документации, текущий ремонт автомобиля и т.п.
Есть случаи, когда водители выполняют обязанности экспедитора, грузчика, кондуктора и т.п. Однако основным видом деятельности водителя, наиболее важным, занимающим, как правило, бо¢льшую часть рабочего времени, является вождение автомобиля. Эксплуатация транспортных средств связана с определенными рисками, имеет свои особенности. Именно в процессе эксплуатации автомобиля и определяются наиболее существенные производственные факторы.
Что касается производственной среды водителей автомобилей, то она достаточно хорошо изучена, и даже существует четкий перечень вредных факторов, присутствующих на рабочем месте водителя – уровни шума, вибрации, микроклимата и т.д.
Кроме того, профессиональная деятельность водителей отличается наличием таких факторов, как тяжесть и напряженность трудового процесса.
Очень важно правильно определять содержание элементов, составляющих условия труда водителей, объективно оценивать их влияние на работника в процессе труда.
Аттестация рабочего места
В силу требований ст. 17 Закона № 356-З наниматель должен проводить оценку фактического состояния условий труда на рабочем месте при аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон № 356-З).
Документ:
Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253.
Справочно:
аттестация – система учета, анализа и комплексной оценки на конкретном рабочем месте всех факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работающего в процессе трудовой деятельности (абз. 2 ст.1 Закона № 356-З).
Основная задача аттестации
Основной задачей проведения аттестации являются комплексная оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с требованиями нормативных правовых актов в сфере охраны труда.
Справочно:
комплексная оценка условий труда осуществляется в соответствии с Санитарными нормами и правилами «Гигиеническая классификация условий труда», утвержденными постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.12.2012 № 211(далее – СанПиН № 211)
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Справочно:
работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются гарантии и компенсации (ст. 225 ТК). При этом указанные в ст. 225 ТК льготы предоставляются работникам, в т.ч. по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
При проведении аттестации оценке подлежат все присутствующие на рабочем месте вредные и опасные факторы производственной среды, тяжесть и напряженность трудового процесса, обусловленные выполнением работы, предусмотренной в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС) для профессии «водитель автомобиля», а также рабочей инструкцией, трудовым договором.
Рабочие места подлежащие аттестации
Прежде чем приступить к проведению замеров факторов производственной среды и оценке тяжести и напряженности трудового процесса, аттестационной комиссии необходимо определить перечень рабочих мест, подлежащих аттестации.
После определения перечня необходимо решить вопрос о том, какие рабочие места водителей можно считать однотипными, а какие – аналогичными.
Для того чтобы определить однотипные рабочие места для водителей автомобиля, необходимо сгруппировать автомобили аналогичных марок по грузоподъемности, по маркам двигателей и т.п.
Если в организации имеются автотранспортные средства одной модели, одного года выпуска, с одинаковым техническим состоянием и эксплуатирующиеся в одинаковых условиях, иными словами, если класс условий труда водителей одинаков, то такие рабочие места могут считаться аналогичными и аттестацию рабочего места достаточно провести на любом автотранспортном средстве из данной группы.
В этом случае обследованию подлежит не менее 20 % таких рабочих мест. Полученные результаты измерений и (или) исследований вредных производственных факторов усредняют и используют в оценке условий труда всех однотипных рабочих мест.
Справочно:
в случаях, когда водитель транспортного средства помимо своих основных трудовых функций выполняет дополнительные, при аттестации такого рабочего места необходимо исследовать вредные производственные факторы при выполнении им и основных, и дополнительных трудовых функций.
Определение вредных производственных факторов
При определении вредных производственных факторов, которые могут присутствовать на рабочих местах водителей автомобилей (например, шум в кабине транспорта, транспортно-технологическая вибрация, наличие в кабине вредных химических веществ), следует руководствоваться СанПиН № 47.
Документ:
Санитарные нормы и правила «Требования к условиям труда водителей автомобильного транспорта», утвержденные постановлением Минздрава Республики Беларусь от 14.06.2013 № 47 (далее – СанПиН № 47).
Уровень шума, вибрации, и соответственно опасность их воздействия зависят от технического состояния автомобиля. Иногда простой ремонт глушителя значительно снижает опасность работы водителя.
Измерения и исследования факторов производственной среды проводятся исключительно лабораториями, аккредитованными в системе аккредитации Республики Беларусь и включенными в реестр Системы аккредитации Республики Беларусь.
Внимание!
Наниматель не вправе самостоятельно проводить измерения и исследования уровней вредных и опасных факторов производственной среды, за исключением случаев, когда в составе организации имеется аккредитованная испытательная лаборатория.
Оценка тяжести и напряженности трудового процесса
При проведении оценки тяжести и напряженности трудового процесса на рабочем месте водителя автомобиля необходимо учитывать особенности организации его труда.
Длительное нахождение в фиксированной позе и связанная с ней вынужденная ограниченная двигательная активность вызывают специфическое утомление водителя, снижают его работоспособность и могут способствовать возникновению и развитию ряда заболеваний.
Напряженность трудового процесса водителя автомобиля напрямую зависит от характера и условий выполняемых работ, режима работы, типа используемого транспортного средства, времени занятости работника за рулем и других критериев.
Следует отметить, что повышенные требования к функции внимания, нагрузка на органы чувств (в первую очередь на зрительный анализатор), необходимость воспринимать сигналы, принимать и перерабатывать большой объем информации в ограниченное время, влекут за собой нервно-эмоциональную напряженность, которая также является одной из главных характеристик труда водителя.
Больше всего влияет на состояние работника и на результаты аттестации такой показатель фактора напряженности трудового процесса, как эмоциональные нагрузки (степень ответственности за результат собственной деятельности, за безопасность других лиц (только при перевозке людей), степень риска для собственной жизни).
В соответствии с табл. 15 СанПиН № 211 устанавливается самый высокий класс опасности только за вероятность риска для собственной жизни и наступления ответственности за безопасность других лиц.
Класс опасности по этим показателям не может быть снижен в зависимости от времени нахождения за рулем автомобиля.
Оценка вредных производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса
Результаты оценок вредных производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса вносятся в карту аттестации рабочего места.
Общую оценку определяют с учетом оценок всех присутствующих вредных производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса, с учетом времени их воздействия.
Время ежедневной занятости водителя управлением автомобиля можно определить по показаниям приборов либо рассчитать с учетом расхода топлива и средней скорости движения автомобиля.
Если время нахождения водителя за рулем меняется, то определяется усредненное время нахождения водителя за рулем. Общую оценку условий труда определяют за полный рабочий день с учетом усредненного времени нахождения водителя за рулем.
Оценка факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса проводится путем сопоставления полученных в результате измерений и исследований их фактических величин с гигиеническими нормативами и последующего соотнесения величин отклонения каждого фактора производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса с критериями, на основании которых устанавливается класс условий труда.
Справочно:
условия труда в зависимости от степени отклонения производственных факторов среды и трудового процесса от гигиенических нормативов разделяются на следующие классы: оптимальные (1-й класс), допустимые (2-й класс), вредные (3-й класс), опасные (4-й класс). Классы устанавливают в соответствии с табл. 1–15 приложения 2 к СанПиН № 211.
Только оптимальные и допустимые условия труда относят к безопасным.
Условия труда признаются вредными (3-й класс), когда уровни производственных факторов на рабочем месте выходят за пределы гигиенических нормативов и оказывают неблагоприятное действие на организм работника. Вредные условия труда, имеющие 4 степени (гл. 2 п. 9 СанПиН № 211) и опасные (4-й класс), дают право на ряд компенсаций за работу в таких условиях.
Компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
В качестве компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предусмотрены:
– дополнительный отпуск;
– доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
– сокращенная продолжительность рабочего времени;
– пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда.
Исходя из собственного опыта, могу сказать, что по результатам измерений и исследований вредных факторов на рабочих местах водителей вредность подтверждается всегда, но в разной степени. Поэтому размеры надбавок за вредность и продолжительность отпуска бывают разными.
Чаще всего по результатам аттестации рабочих мест водителей подтверждается класс опасности 3.1 и 3.2. Это значит, что водителям предоставляются компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в виде дополнительного отпуска и доплат.
Классу 3.1 соответствует надбавка 0,10 % тарифной ставки 1-го разряда за час работы во вредных условиях и 4 дополнительных дня отпуска; классу 3.2–0,14 % и 7 дней отпуска соответственно.
Кроме того, если водители заняты на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (по Списку производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005 № 536), либо на работах с вредными и тяжелыми условиями (по Списку производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005 № 536) и результатами оценки условий труда на рабочих местах установлены или подтверждены факторы, послужившие основанием для включения в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, то такая категория водителей имеет право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Инна Барсук, начальник службы охраны труда,
стандартизации и идеологической работы ООО «Гетц Групп»