Комментарий к ПОСТАНОВЛЕНИЮ МИНТРАНСА И КОММУНИКАЦИЙ РБ от 10.12.2012 № 60
Постановлением Минтранса и коммуникаций РБ от 05.03.2009 № 18 внесены изменения и дополнения в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и обслуживанием пассажиров, (далее – Положение).
ВНИМАНИЕ! Постановление вступило в силу 24.01.2013.
Следует отметить, что в сферу охраны труда входят трудовое законодательство, производственная санитария и техника безопасности. В данном случае трудовое законодательство определяет правовые и организационные мероприятия, регулирующие трудовые взаимоотношения на производстве режим рабочего времени и времени отдыха и др.
Время еженедельного непрерывного отдыха, а также ежедневного отдыха имеет большое значение для организации трудового процесса. В частности для восстановления психофизического состояния организма работнику необходим не только отдых в течение рабочего дня (смены), а также ежедневный (междусменный) отдых, и еженедельный отдых (непрерывный период времени в течение рабочей недели).
Исходя из специфики выполняемой работы некоторыми категориями работников железнодорожного транспорта и с учетом требований трудового законодательства и было разработано вышеназванное Положение.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и обслуживанием пассажиров предусмотренные Положением распространяются на отдельные категории работников железнодорожного транспорта, труд которых непосредственно связан с движением поездов, осуществляющих свои трудовые обязанности в пути или пределах обслуживаемых участков инфраструктуры железнодорожного транспорта, выполняющих работу по перевозке грузов и оказанию услуг по обслуживанию пассажиров, а также работников, обеспечивающих непрерывность перевозочного процесса и безопасность движения поездов. Кроме того, Положением установлены особенности рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников с учетом специфики организации труда на железнодорожном транспорте.
Нормативным документом уточнен перечень работников отдельных профессий и должностей для которых устанавливаются дежурства на дому и в специально оборудованном на объекте помещении, а именно:
- для работников отдельных профессий и должностей (дежурных по железнодорожным станциям, начальников железнодорожных станций и приемосдатчиков груза и багажа на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, автоблокировкой и полуавтоблокировкой;
- работников хозяйств сигнализации и связи, путей, электроснабжения, восстановительных и пожарных аварийно-спасательных поездов, проводников по сопровождению грузов и спецвагонов устанавливаются дежурства в соответствии с порядком и условиями, определенными нанимателем.
Справочно: в предыдущей редакции Положения в перечень работников, для которых устанавливаются дежурства на дому и в специально оборудованном на объекте помещении были включены дежурный персонал электромонтеров и электромехаников тяговых подстанций, районов электроснабжения и контактной сети, работников хозяйства сигнализации и связи, работников восстановительных поездов, проводников по сопровождению специальных вагонов.
Предыдущая редакция п. 21 Положения содержала часть третью «Продолжительность непрерывной работы машинистов поездного движения, обслуживающих локомотивы без помощников, не может превышать 7 часов». Данная часть исключена из новой редакции пункта.
Справочно: Положением определено предельное количество часов непрерывной работы машиниста, а также время отдыха в дневное и ночное время.
Изменения в учете рабочего времени
Самое важное изменение коснулось «главы 2 Рабочее время и его учет», эта глава дополнена п. 251 следующего содержания:
«251. Продолжительность непрерывной работы (смены) машинистов на локомотивах и подвижном составе с моторными вагонами, работающих без помощников машинистов на локомотивах и подвижном составе с моторными вагонами, оборудованных современными техническими средствами и системами контроля, в пассажирском движении не должна превышать 8 часов, а в отдельных случаях (устранение производственных сбоев в работе механических средств или стихийных бедствий) для обеспечения доведения поезда до конечной станции продолжительность работы с согласия машиниста на локомотивах и подвижном составе с моторными вагонами может быть увеличена до 10 часов в порядке, установленном начальником Белорусской железной дороги.
Работа машиниста на локомотивах и подвижном составе с моторными вагонами без помощника машиниста в пассажирском движении может осуществляться как по обороту, так и с предоставлением отдыха в пункте оборота или в основном пункте работы.
Допускается предоставление не более одного перерыва для отдыха в пункте оборота продолжительностью не менее половины рабочего времени предшествующей работы, но не менее 3 часов в дневное время и не менее 4 часов в ночное время.
Не допускаются ночные поездки две ночи подряд».
Таким образом, Положением определено предельное количество часов непрерывной работы машиниста, а также время отдыха в дневное и ночное время.
Кроме того, п. 50 «Глава 9 Время отдыха» дополнен «Не допускается междусменный отдых машинистов на локомотивах и подвижном составе с моторными вагонами, работающих без помощников машинистов, в пассажирском движении менее 16 часов».
Следует заметить, что внесенные изменения и дополнения, позволят сберечь не только здоровье работников транспорта, но также обеспечить безопасное движение и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также избежать недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Наталия Владыко, юрист.