В соответствии с требованиями законодательства наниматель для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда должен в установленном порядке создать службу охраны труда (ст. 227 ТК), или ввести в штат должность специалиста по охране труда, или возложить соответствующие обязанности на уполномоченное им должностное лицо, или привлечь юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное(-ого) на оказание услуг в области охраны труда в соответствии с законодательством.
Документ:
Трудовой кодекс РБ (далее – ТК).
Выбор у нанимателя, как видим, есть, но как на практике организовать охрану труда на предприятии?
С организациями производственной сферы, в которых работают свыше 100 работников (в других сферах – свыше 200), все понятно: вводим в штат единицу и принимаем на работу инженера по охране труда. После этого можно считать, что «непосильный» груз ответственности за соблюдение требований по охране труда в организации передан в надежные руки специалиста, который знает, что и как надо делать в данной сфере.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 22.10.2009 № 125 «Об утверждении общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих».
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 02.01.2012 № 1 «Об утверждении общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих» (далее – ЕКСД).
Для инженера по охране труда в ЕКСД разработаны соответствующие должностные обязанности, предъявляющие определенные квалификационные требования к образованию (как правило, это высшее техническое образование) и знаниям.
Инженеру по охране труда ничего не остается, как только честно отрабатывать свою зарплату, выявляя и предупреждая нарушения требований по охране труда работниками организации, выполнять другие обязанности, предусмотренные должностной инструкцией и Положением о службе охраны труда организации.
Контроль за соблюдением законодательства об охране труда – основная задача
Ничто не должно отвлекать инженера по охране труда от основной задачи – организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 30.09.2013 № 98 «Об утверждении Типового положения о службе охраны труда организации» (далее – Типовое положение о службе охраны труда).
То, что на инженера по охране труда не допускается возлагать другие обязанности, установлено п. 8 Типового положения о службе охраны труда, согласно которому работники службы охраны труда (т.е. инженеры (специалисты) по охране труда) кроме выполнения своих трудовых функций могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Поэтому руководители организаций, пытающиеся возложить на инженера по охране труда обязанности инженера по пожарной безопасности, эколога или другие обязанности, по меньшей мере не правы.
Жизнь и здоровье работающих – главный приоритет в нашем обществе, и один из гарантов создания в организации условий, их сохраняющих, – высококвалифицированный специалист по охране труда. Надо уважать и ценить его труд, а также понимать, что длительная работа организации без травм и аварий – заслуга в первую очередь этого специалиста, а не удачное стечение обстоятельств.
Охрана труда в микроорганизациях и организациях малого предпринимательства
А что делать руководителю, если организация небольшая? В республике десятки тысяч микроорганизаций и организаций малого предпринимательства, где численность работников менее 100 человек.
Действующее законодательство допускает введение в таких организациях должности специалиста по охране труда или возложение соответствующих обязанностей по охране труда на уполномоченное нанимателем должностное лицо, имеющее необходимую подготовку.
Чаще всего, естественно, обязанности специалиста по охране труда возлагают на уполномоченное лицо, которое назначается из числа руководителей или специалистов организации. Таким «назначенцем» может оказаться любое должностное лицо от специалиста по кадрам до бухгалтера, а также мастер, менеджер, администратор…
Причем на этого работника трудовая функция специалиста по охране труда возлагается дополнительно (помимо работы по основной должности). Часто критерием выбора служит, например, безотказность работника, либо его неосведомленность в сфере охраны труда (он не представляет объема работы, которую ему придется выполнять), либо мнение руководителя организации о его недостаточной загруженности по основной должности. Никто даже не рассуждает о критериях соответствия избранного уполномоченного лица его новым обязанностям.
Специальная подготовка вновь назначенного специалиста по охране труда в лучшем случае ограничивается повышением квалификации по охране труда и проверкой знаний в комиссии местного исполнительного и распорядительного органа для проверки знаний по вопросам охраны труда.
А дальше – все, давай работай!
Работника надо мотивировать и стимулировать!
И за выполнение основной работы по должности отвечай, и за охрану труда… за те же деньги.
Конечно, с такой мотивацией дополнительную нагрузку в виде выполнения обязанностей специалиста по охране труда добросовестно будет выполнять не каждый. И потому, что не хочет, и потому, что выполнять работу, которую поручили просто так, в нагрузку, без мотиваций и гарантий, не каждый сможет. Да и какое моральное право имеет работодатель, уполномочивая на охрану труда неподготовленного работника, который, если не дай Бог что-то произойдет, может стать ответственным лицом за упущения в организации работы по охране труда!
Работника надо мотивировать и стимулировать, договариваться с ним, помогать, чтобы на выполнение обязанностей специалиста по охране труда он шел сознательно, чтобы стремился изучить и применить на практике в своей организации приобретенные знания в области охраны труда.
Давайте перечислим, чем должен заниматься специалист по охране труда в организации:
– организовать работу по охране труда;
– координировать деятельность структурных подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, функционированию и совершенствованию системы управления охраной труда;
– реализовывать в пределах предоставленных прав и полномочий государственную политику в области охраны труда;
– проводить анализ состояния условий и охраны труда, производственного травматизма, профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;
– участвовать в разработке мероприятий по улучшению условий труда, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
– вносить предложения о внедрении передового опыта и научных разработок по безопасности и гигиене труда, разработке и внедрению более совершенных конструкций защитных, предохранительных и блокировочных устройств, других средств защиты работников от воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов;
– оказывать методическую помощь руководителям подразделений:
в разработке и пересмотре инструкций по охране труда, организационно-методических стандартов организации, содержащих требования по охране труда;
обучении, инструктировании и проверке знаний работников по охране труда;
составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные медицинские осмотры;
подготовке перечней (списков) профессий и категорий работников, имеющих в соответствии с законодательством право на компенсации по условиям труда;
паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;
оборудовании информационных стендов, уголков по охране труда;
– организовывать обеспечение структурных подразделений необходимыми законодательными, нормативными правовыми и техническими нормативными правовыми актами по охране труда, информировать и консультировать работников по вопросам охраны труда, в т.ч. об их правах и обязанностях в этой сфере, состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах коллективной и индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда и другим вопросам, связанным с обеспечением охраны труда;
– руководить работой кабинета по охране труда, пропагандировать передовой опыт работы по охране труда;
– проводить вводные инструктажи по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;
– участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разработке мероприятий по их профилактике, подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников, связанного с исполнением ими трудовых обязанностей;
– осуществлять контроль за соблюдением в подразделениях организации трудового законодательства (в части охраны труда, а также охраны труда женщин и работников моложе 18 лет), выполнением должностными лицами, другими работниками функциональных обязанностей, предусмотренных системой управления охраной труда, другими локальными нормативными актами, своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний в части охраны труда, всех видов инструктажа, соответствием государственным нормативным требованиям охраны труда оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, электроустановок, зданий и сооружений, материалов, сырья и химических веществ, технологических процессов, организации производства и труда, коллективных и индивидуальных средств защиты, эффективностью работы вентиляционных и аспирационных систем, наличием соответствующей эксплуатационной документации, своевременным обеспечением работников средствами индивидуальной защиты, их применением, содержанием (хранение, выдача, стирка, чистка, сушка, обезвреживание, ремонт и т.п.), обеспечением и правильным применением работниками смывающих и обезвреживающих средств, обеспечением санитарно-бытовыми помещениями в соответствии с действующими нормами и правилами;
– подготавливать статистическую отчетность по охране и условиям труда по установленным формам и информацию по этим вопросам.
К этому внушительному списку обязанностей специалиста по охране труда надо добавить еще и рассмотрение обращений работающих для разъяснения законодательных требований об охране труда, и разрешение конфликтных ситуаций, связанных с охраной труда и трудовыми отношениями…
Я даже боюсь упоминать о разработке и внедрении системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их эффективности, а также о разработке и реализации плана мероприятий по охране труда, участии в периодическом контроле и о многом, многом другом.
И все это за возможное «спасибо»?!
Работнику должно воздавать по трудам его.
При этом у руководителя организации есть способы мотивировать работника, поручая последнему выполнение обязанностей специалиста по охране труда.
Например, руководитель организации может установить указанному работнику доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены) (ст. 67 ТК).
Справочно:
размеры доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются нанимателем по соглашению с работником, а для бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, – Правительством РБ или уполномоченным им органом (часть вторая ст. 67 ТК).
Вывод из всего сказанного следует один: хотите добросовестной работы и соответствующего права требовать результативного функционирования системы управления охраной труда в вашей организации – сопоставляйте вознаграждение с выполняемой специалистом по охране труда работой!
Справочно:
структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работников, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью (ст. 227 ТК).
Справочно:
должности специалистов по охране труда в организациях производственной сферы вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек. При меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку (ст. 227 ТК).
Справочно:
в случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда в соответствии с законодательством (ст. 227 ТК).
Справочно:
исключение из структуры организации службы охраны труда, сокращение должности специалиста по охране труда допускаются только в случаях реорганизации (ликвидации) организации, сокращения численности или штата работников (ст. 227 ТК).
Сергей Жартун, директор ОДО «ПрофиТруд»