Для выполнения самых разнообразных работ по подъему и перемещению грузов используют различные съемные грузозахватные приспособления. От того, в каком состоянии они находятся, во многом зависит безопасность выполнения работ. Одно из самых распространенных грузозахватных приспособлений – это стропы.
В настоящее время в основном используются следующие разновидности грузовых стропов: канатные, цепные и ленточные текстильные.
В зависимости от типа поднимаемого груза, температуры, при которой приходится работать, нужно подбирать и соответствующий строп. Правильно подобранный строп позволит обеспечить бόльшую безопасность при выполнении работы.
Требования, предъявляемые к стропам
К стропам предъявляются определенные требования безопасности.
Каждый строп должен быть снабжен клеймом или прочно прикрепленной биркой, на которой четко должны быть указаны:
– наименование стропа или товарный знак предприятия-изготовителя;
– номер стропа по системе нумерации предприятия-изготовителя;
– грузоподъемность стропа;
– дата испытаний (месяц, год).
Периодические осмотры
В процессе эксплуатации съемные грузозахватные приспособления и тара должны периодически осматриваться в следующие сроки:
– траверсы, клещи, другие захваты и тара – каждый месяц;
– стропы (за исключением редко используемых) – каждые 10 дней;
– редко используемые съемные грузозахватные приспособления – перед выдачей их в работу.
Порядок проведения осмотров
Осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары должен производить ответственный специалист, назначенный владельцем, по инструкции, разработанной организацией-изготовителем или специализированной проектной организацией и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления (стропы) должны изыматься из работы. При отсутствии инструкции браковку стропов производят в соответствии с приложением 23 к Правилам.
Документ:
постановление МЧС РБ от 28.06.2012 № 37 «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» (далее – Правила).
Порядок осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары определяет их владелец.
Чаще всего обязанность по осмотру стропов возлагается на лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, так как стропы используются вместе с ними. Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары заносят в журнал учета и периодического осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары.
Форма заполнения журнала учета и периодического осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары представлена ниже:
Учет |
Осмотр |
||||||
№ СГЗП или тары |
Наименование СГЗП или тары |
Грузоподъемность СГЗП или тары |
Изготовитель |
№ паспорта, дата |
Дата |
Результат |
Должность, ф.и.о., подпись производившего осмотр |
1 |
1СК |
1,6 т |
Завод «Строймаш» |
№ 52, 12.01.2014 |
10.02.2015 |
Строп пригоден к дальнейшей эксплуатации |
Механик Иванов С.С. (подпись ответственного) |
Нормы браковки грузозахватных приспособлений
Очень важным моментом является правильная браковка грузозахватных приспособлений и, в частности, стропов, находящихся в эксплуатации. Использование выбракованных стропов может привести к несчастному случаю на производстве. Браковка должна производиться по инструкции, разработанной организацией-изготовителем или специализированной проектной организацией и определяющей порядок, методы осмотра и браковочные показатели.
При отсутствии у владельца инструкции браковка элементов канатных, цепных и ленточных стропов производится в соответствии с приведенными рекомендациями.
Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице.
Стропы из канатов двойной свивки
Число видимых обрывов проволок на участке канатного стропа длиной |
||
3d |
6d |
30d |
4 |
6 |
16 |
Примечание. d – диаметр каната, мм.
Цепной строп подлежит браковке при удлинении звена цепи более 3 % от первоначального размера и при уменьшении диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10 %.
Ленточные стропы бракуются, если обнаружено хотя бы одно из следующих повреждений:
– разрушение более чем на 10 % нитей основы (порезы, разрывы и т.п.);
– разрыв швейных соединений в местах соединения концов ленты, обеспечивающих несущую способность стропа.
Александр Жук, начальник службы
охраны труда ОАО «Управление механизации № 12»